Вопрос 5. Философия и современный мир.
-X. Ортега-и-Гассет книга «Восстание масс» => анализ причин кризиса западного общества: победа демократии, парламентаризма, развитие техники, увеличение населения планеты, исчезла нравственная требовательность, чувство ответственности перед настоящим и будущим, уважение к труду и традиционным моральным ценностям, (-) генная инженерия и применение психотропных средств => феномен «восстания масс»
- современная история характеризуется доминированием Запада («вестернизация») ---> через государственные структуры, и через умы людей => привлекательными для всех народов: идея ценности человеческой личности, соблюдения прав и свобод гражданина, возможности самореализации
- обостряется проблема отношений Запада и модернизирующегося Востока, где, с одной стороны, появляются современные общества, конкурирующие с Западом (Япония, Китай), а, с другой стороны, существуют страны, процесс модернизации которых идет весьма болезненно и противоречиво (исламский мир)
- слабости «западного пути развития» => «отлучив человека от всего остального мироздания, западный индивидуализм лишил его защиты. Человек, верящий в безграничность своих возможностей, обречен на самоуничтожение» (К. Леви-Строс)
- конец «белой интермедии» (господство белых над остальным миром) => будет замена «техноцветным будущим» (А. Тоффлер)
- следующий виток развития на Востоке (Китай); Россия - важное место в становлении планетарной цивилизации ---> Россия представляет собой мост, связывающий Запад и Восток (А. Тойнби) =>
Тихий океан (= Средиземное море будущего) => на берегах которого располагаются Китай, Россия, Япония, США
- экология - «наука о доме» => человечество не знает путей выхода из экологического кризиса => главная проблема ---> в ценностях, этических представлениях человека и общества => принципы экогуманизма
- принцип антропоцентризма должен быть заменен биоцентризмом, где ценностью является не только человек, но и любое живое существо планеты (= биосфера) => принцип «биоцентризма» предполагает изменение сознания людей
- медицинская этика
ПР:в рамках традиционных культур была создана традиционная медицина, лечившая не болезнь, а человека. Уделялось внимание физическому состоянию человека, возможностям психорегуляции, контролю над бессознательным, гармонизации сексуальных отношений. Техническая цивилизация создает техническую медицину, и появляются новые проблемы, связанные с воспроизводством человека: вмешательство в естественный отбор, трансплантация органов, смена пола у взрослого и выбор пола ребенка, экстракорпоральное зачатие, смена типов заболеваний, генная инженерия и ее возможности, в частности клонирование и продление жизни. В философии появились новые направления: экологическая этика, биоэтика и медицинская этика, в число вопросов которых входят такие, как отношение к умирающим и новорожденным с неизлечимыми наследственными болезнями, имеет ли человек право на аборты, на эвтаназию (убийство из милосердия)
- «массовая культура» => информационные процессы => уникальность человеческой жизни и судьбы => на первый план человека (даже такая категория, как бытие, рассматривается не онтологически, в связи с категориями «материя» и «сознание», а антропологически, через категорию человеческого существования, «экзистенции») => перспективность «гуманизации культуры» (Г. Маркузе, Э.Фромм, Ф. Франк) => «философия культуры»
- «мировая деревня», где так же, как и в обычной деревне, люди воспринимают слухи и толки
- «на смену книжному типу культуры идет культура экранная» (Ортега-и-Гассет, 1940-е гг.) => особенность экранной культуры в том, что она тяготеет к образу, а не логическому понятию => игровой характер культуры (Й. Хейзинг)
=> проблема - вандализация культуры
- возрастает роль образования (мировоззренческая программа ---> гуманитаризация общего образования осознается как приоритетная задача) - «то, как нас учат думать, не менее важно, чем то, над чем нас учат думать»