Структура ФОС для проведения промежуточной аттестации
по учебной дисциплине «Инструменты экологического управления»
1. Методические указания к самостоятельной, практической и контрольной работе обучающихся по дисциплине «Инструменты экологического управления»
· Ларина Т.М. Методические указания к самостоятельной и контрольной работе студентов по дисциплине «Инструменты экологического управления» / Т.М. Ларина, Е.И. Дроздова. – Мурманск: МГТУ, 2009. - 35 с.
2. Вопросы для подготовки и проведения экзамена по дисциплине «Инструменты экологического управления»
3. Природопользование: понятие, сущность, цели. Предмет и задачи природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Виды и формы природопользования. Основные положения рационального природопользования. Влияние уровня экономического развития на характер природопользования.
4. Экологические последствия современного природопользования. Глобальные антропогенные факторы, представляющие угрозу природной среде. Экологические кризисы и катастрофы в истории цивилизации. Пути выхода из кризиса. Современный экологический кризис.
5. Антропогенное воздействие на окружающую среду.Общая характеристика антропогенных факторов. Экологические проблемы, возникающие в результате антропогенного воздействия на окружающую среду. Экологические проблемы Мирового океана. Мировые энергетическая и сырьевая проблемы.
6. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал. Ресурсный цикл. Основные положения рационального природопользования. Кадастры природных ресурсов. Экономическая оценка природных ресурсов.
7. Качество окружающей природной среды. Санитарно-гигиеническое нормирование качества окружающей среды. Экологический паспорт природопользователя. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Производственно-технические и экологические нормативы качества.
8. Экологическое нормирование. Основные принципы экологического нормирования. Токсикологические основы нормирования загрязнений в окружающей среде. Экологические подходы к нормированию техногенных нагрузок на экосистемы. ПДВ и ПДК загрязняющих веществ, методы их определения.
9. Возобновляемые источники энергии: виды, достоинства и недостатки, перспективы применения. Концепция безотходного производства. Современные технологии в области охраны атмосферного воздуха, земель, воды.
10. Экологический мониторинг: задачи, уровни, объекты. Структура экологического мониторинга. Методы экологического мониторинга. Экономические аспекты организации региональных систем мониторинга.
11. Экологический контроль как механизм государственной экологической политики. Правовые основы экологического контроля. Понятие, виды и задачи экологического контроля. Общие экологические требования к размещению, проектированию и строительству объектов. Добровольные соглашения между органами экологического контроля и предприятиями - природопользователями.
12. Инструменты экологической политики.Методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды: сравнительный анализ, преимущества и недостатки. Административные механизмы управления. Экономические инструменты регулирования природопользования. Критерии оценки инструментов экологической политики.
13. Методологические положения и принципы экологического проектирования. Правовые основы работ по экологическому обоснованию проектирования. Информационная база проектирования и технико-экономического обоснования. Экологическое обоснование градостроительных и промышленных проектов. Экологическое проектирование объектов базовой энергетики.
14. Экологический паспорт природопользователя. Федеральная система экологической паспортизации. Задачи экологической паспортизации предприятий и территорий. Содержание и структура экологического паспорта. Индивидуально-производственные и территориальные паспорта.
15. Экологическая экспертиза. Законодательная и нормативная основы экспертизы. Методология, система, принципы, организация, объекты экспертизы. Процедура проведения экспертизы проектов, включая процедуру сложного согласования. Анализ недостатков в проектах и экспертизы как процедуры.
16. Лицензирование в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Задачи государственного лицензирования. Система лицензирования. Процесс экологического лицензирования. Особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсами и объектами, отдельными видами деятельности.
17. Основные типы экономического механизма природопользования. Экономическая оценка природных ресурсов. Плата за пользование отдельными видами природных ресурсов. Платежи за загрязнение окружающей среды.
18. Экологический аудит. Правовые основы экологического аудита. Цели и задачи аудита. Структура аудита, принципы проведения, объекты, виды экоаудита. Система направлений экоаудита. Нормативно-методическое обеспечение экоаудита. Типы экоаудита. Порядок проведения экоаудита.
19.Экологическое страхование. Обязательное экологическое страхование. Основные понятия, цели и задачи экологического страхования. Виды экологического страхования.
20. Экологическая сертификация. Международная и национальная система экологической сертификации. Цель, задачи, объекты, принципы экологической сертификации. Экологические требования к сертификации технологических процессов. Система экологической маркировки продукции.
21. Законодательно-правовой механизм природопользования. Природоохранное и природоресурсное законодательство РФ. Органы управления, контроля и надзора по охране природы. Экологическая политика государства. Общественные экологические организации.
22. Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем. Международные экологические организации. Национальные и международные природные ресурсы. Направление и формы международного сотрудничества.
3. Критерии и шкала оценивания ответа обучающегося на экзамене по дисциплине «Инструменты экологического управления».
Оценка | Критерии оценки |
Отлично | Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины в полном объеме рабочей программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину; самостоятельно, в логической последовательности и исчерпывающе отвечает на все вопросы экзаменационного билета, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать, и систематизировать изученный материал, выделять в нем главное; устанавливать причинно-следственные связи; четко формирует ответы, решает задачи повышенной сложности. |
Хорошо | Обучающийся владеет знаниями и умениями дисциплины почти в полном объеме программы (имеются пробелы знаний только в некоторых, особенно сложных разделах); самостоятельно и отчасти при наводящих вопросах дает полноценные ответы на вопросы билета; не всегда выделяет наиболее существенное, не допускает вместе с тем серьезных ошибок в ответах; умеет решать средней сложности задачи. |
Удовлетворительно | Обучающийся владеет обязательным объемом знаний по дисциплине; проявляет затруднения в самостоятельных ответах, оперирует неточными формулировками; в процессе ответов допускаются ошибки по существу вопросов. Обучающийся способен решать лишь наиболее легкие задачи, владеет только обязательным минимумом знаний. |
Неудовлетворительно | Обучающийся не освоил обязательного минимума знаний по дисциплине, не способен ответить на вопросы билета даже при дополнительных наводящих вопросах экзаменатора. |
4. Условия сдачи экзамена по дисциплине «Инструменты экологического управления» с использованием балльно-рейтинговой системы.
Технологическая карта для проведения промежуточной аттестации – «экзамен»
Дисциплина (модуль) Инструменты экологического управления
№ | Контрольные точки | Зачетное количество баллов | График прохождения (недели сдачи) | |
min | max | |||
Текущий контроль | ||||
Посещение лекций (4 лекции) | По расписанию | |||
Нет посещений – 0 баллов, 50% (2 лекции) – 10 баллов, 75% (3 лекции) – 11 баллов, 100% (4 лекции) – 12 баллов. | ||||
Выполнение лабораторных работ (12 лабораторных работ) | По расписанию | |||
За выполнение работы в срок – 2 балла, не в срок – 1,6 балла | ||||
Защита лабораторных работ (12 лабораторных работ) | 10,12 неделя | |||
Защита лабораторных работ в срок – 2 балла, не в срок – 1 балл | ||||
Контрольные работы(2) | 14-ая неделя | |||
За выполнение одной контрольной работы от 9 до 10 баллов, Отлично – 20 баллов, хорошо – 19 баллов, удовлетворительно – 18 баллов. | ||||
ИТОГО за работу в семестре | 16 неделя | |||
Если обучающийся не набрал минимальное зачетное количество баллов, то он не допускается к промежуточной аттестации (экзамену). В этом случае, ему предоставляется возможность повысить рейтинг до минимального зачетного путем ликвидации задолженностей по отдельным точкам текущего контроля. | ||||
Промежуточная аттестация | ||||
1. | Экзамен | Сессия | ||
Оценка «5» - 20 баллов, Оценка «4» - 15 баллов, Оценка «3» - 10 баллов. | ||||
ИТОГОВЫЕ БАЛЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ |
5. Критерии и шкала оценивания уровня сформированности дисциплинарной части компетенций у обучающегося по дисциплине «Инструменты экологического управления».
№ п/п | Код компетенции | Компоненты компетенции, степень их реализации | Результаты обучения | Шкала оценивания компетенции |
ОК-7 | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: - основные понятия и законы в области экологического управления. - методы, общие принципы управления экологической деятельностью предприятия и механизмы их реализации. Уметь: - использовать нормативно-правовую базу экологического регулирования хозяйственной деятельности. Владеть: - четкой ценностной ориентацией на сохранение природы, охрану прав и здоровья человека. | 0-50% - «не зачтено» 51-100% - «зачтено» | |
ОПК-2 | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: - основные понятия и законы в области физики, химии, экологии, науки о Земле и биологии. Уметь: - прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения. Владеть: - навыками использования экологической грамотности и базовых знаний в области естественных наук. | 0-50% - «не зачтено» 51-100% - «зачтено» | |
ОПК-10 | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: - основные понятия и законы в области общей, системной и прикладной экологии. Уметь: - использовать экологические законы и правила при решении задач охраны окружающей среды. Владеть: - навыками оценки экологического состояния природной среды. | 0-50% - «не зачтено» 51-100% - «зачтено» | |
ПК-6 | Компоненты компетенции соотносятся с содержанием дисциплины, и компетенция реализуется полностью | Знать: - методы оценки воздействия и экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности. Уметь: - применять на практике методы управления в сфере биологических производств, мониторинга и охраны природной среды, природопользования, восстановления и охраны биоресурсов. Владеть: - методами и принципами регулирования экономико-правового механизма управления природопользованием. | 0-50% - «не зачтено» 51-100% - «зачтено» |