Собственно теоретическая часть
Эта часть обязательна в докладе. Редкий случай, когда можно обойтись без теоретического обоснования предстоящей работы. Желательно сделать оценки величин. Покажите только основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Время для этой части доклада — примерно 1мин.30 сек. (осталось 6 мин.). Остановитесь только на главном, основном. Второстепенное оставьте для вопросов (1 мин., осталось 5).
Результаты работы
Перечислите основные, наиболее важные следствия из представленного материала. Поясните, что вы считаете самым важным и почему, укажите его характерные особенности. Скажите, к какому выводу пришли в процессе изучения представленной информации. Какие перспективы? Покажите ваше отношение к результату и проблеме. Затем перечислите другие, полученные результаты. Если показываете график, скажите, что обозначено на осях и какие размерности. Прочитайте подпись к рисунку. Она должна быть понятна (1 мин 30 с, осталось — 3 мин 30 с). Наглядные материалы в настоящее время или представляют на экране, или создают комплект раздаточного материала.
Обсуждение результатов
Напомните цель работы. Сопоставьте, сравните полученные результаты с известными. Это могут быть данные других авторов. Покажите, удалось ли разобраться в вопросах, сформулированных при постановке задачи. Обязательно скажите, достигнута ли цель работы. Насколько определенно ваше отношение к вопросу. Каких материалов недостаточно, какие методы вы рекомендовали бы для более подробного изучения вопроса. Какие варианты изменения ситуации возможны (2 мин, осталась 1 мин.).
Выводы
Ещё раз скажите о цели работы. Сжато и чётко сформулируйте выводы. Покажите, что твёрдо установлено. Что удалось надёжно выяснить? Какие факты заслуживают доверия? Выводы можно прочитать (1 мин) и обозначить окончание выступления («готов ответить на ваши вопросы», например).
Вопросы
После окончания доклада вам могут быть заданы вопросы.
1. Главное - понять смысл вопроса и кратко и четко ответить. Логично, безэмоционально и без перехода на личности. Не бойтесь большого количества вопросов. Это интерес к вашей работе и люди просто хотят лучше ее понять.
2. Если вы не расслышали вопрос, то можете его уточнить - «Насколько я понял, ваш вопрос о – и проинтерпретируйте». Если не ясно содержание вопроса, из-за закрученной формулировки, то «Я правильно вас понял, что вы задаете вопрос о ….».
3. О чем могут быть вопросы? 1. В первую очередь, это вопросы на уточнение понимания вашей работы. Зачастую это то, что вопрошающий не расслышал или не понял. Некорректно считается в ответе на вопросы начинать с «как я же уже об этом говорил!!!», да еще и обиженным тоном. Просто четко и кратко даете ответ другими словами. Иногда задаются вопросы по докладу в целом – об отношении к проблеме, например.
Если вы вывешивали наглядность к докладу, помогите ее снять. Сразу.
При оценивании доклада преподаватель обращает внимание в первую очередь на свободу ориентирования в информации. Можно выделить следующие уровни семинарских студенческих докладов:
Самый высокий уровень. Докладчик свободно владеет содержанием доклада, интерпретирует, вставляя собственные примеры, соблюдает регламент и логику доклада, он может проинтерпретировать основные понятия, на которых построил свой доклад. Реакция аудитории максимально положительная. Слушатели задают вопросы и стараются высказать свое суждение.
Высокий уровень. Докладчик свободно владеет содержанием доклада, интерпретирует, вставляя собственные примеры, соблюдает регламент и логику доклада. Докладчик может проинтерпретировать основные понятия, на которых он построил свой доклад. Но чрезмерная детализация информации приводит к тому, что аудитория становится безучастной к докладу, не задает вопросов, воздерживается от собственных суждений. Доклад оценивает только преподаватель.
Средний уровень. Доклад жестко привязан к тексту, нет импровизационных пояснений докладчика в ответ на реакцию аудитории. Содержание доклада осмыслено студентом в узких рамках. Аудитория скучает.
Низкий уровень. Студент читает доклад с листа без признаков рефлексии. Доклад превращается в процесс чтения научного текста. Такой доклад становится «пыткой» для аудитории.
Самый низкий уровень. То, что совершает студент, «докладом» называется только номинально. При наличии всех признаков предыдущего уровня «докладчик» читает специальные термины по слогам, полностью не понимая содержания собственного доклада. Из-за этого аудитория не может выделить смысл отдельных предложений.
Оценочные уровни студенческих докладов на семинарских занятиях становятся основой для перевода в рейтинговую систему. Низкий и самый низкий уровень доклада определяются как «неудовлетворительный». Низкий уровень в баллы не переводится (т.е. оценивается как «ноль»). Самый низкий при переводе в баллы уходит в «минус», т. е. студент получает «-2». Остальные рейтинговые уровни переводятся в балльную оценку: до 0,5 балла – «средний уровень», 1 балл – «высокий уровень», 2 балла – «самый высокий» уровень.
Таким образом, максимальная оценка каждого доклада 2 балла. Учитывая премиальные баллы, можно увеличить оценку до 4 баллов за каждый доклад.