Собственно теоретическая часть

Эта часть обязательна в докладе. Редкий случай, когда можно обойтись без теоретического обоснования предстоящей работы. Желательно сделать оценки величин. Покажите только основные соотношения и обязательно дайте комментарий. Время для этой части доклада — примерно 1мин.30 сек. (осталось 6 мин.). Остановитесь только на главном, основном. Второстепенное оставьте для вопросов (1 мин., осталось 5).

Результаты работы

Перечислите основные, наиболее важные следствия из представленного материала. Поясните, что вы считаете самым важным и почему, укажите его характерные особенности. Скажите, к какому выводу пришли в процессе изучения представленной информации. Какие перспективы? Покажите ваше отношение к результату и проблеме. Затем перечислите другие, полученные результаты. Если показываете график, скажите, что обозначено на осях и какие размерности. Прочитайте подпись к рисунку. Она должна быть понятна (1 мин 30 с, осталось — 3 мин 30 с). Наглядные материалы в настоящее время или представляют на экране, или создают комплект раздаточного материала.

Обсуждение результатов

Напомните цель работы. Сопоставьте, сравните полученные результаты с известными. Это могут быть данные других авторов. Покажите, удалось ли разобраться в вопросах, сформулированных при постановке задачи. Обязательно скажите, достигнута ли цель работы. Насколько определенно ваше отношение к вопросу. Каких материалов недостаточно, какие методы вы рекомендовали бы для более подробного изучения вопроса. Какие варианты изменения ситуации возможны (2 мин, осталась 1 мин.).

Выводы

Ещё раз скажите о цели работы. Сжато и чётко сформулируйте выводы. Покажите, что твёрдо установлено. Что удалось надёжно выяснить? Какие факты заслуживают доверия? Выводы можно прочитать (1 мин) и обозначить окончание выступления («готов ответить на ваши вопросы», например).

Вопросы

После окончания доклада вам могут быть заданы вопросы.

1. Главное - понять смысл вопроса и кратко и четко ответить. Логично, безэмоционально и без перехода на личности. Не бойтесь большого количества вопросов. Это интерес к вашей работе и люди просто хотят лучше ее понять.

2. Если вы не расслышали вопрос, то можете его уточнить - «Насколько я понял, ваш вопрос о – и проинтерпретируйте». Если не ясно содержание вопроса, из-за закрученной формулировки, то «Я правильно вас понял, что вы задаете вопрос о ….».

3. О чем могут быть вопросы? 1. В первую очередь, это вопросы на уточнение понимания вашей работы. Зачастую это то, что вопрошающий не расслышал или не понял. Некорректно считается в ответе на вопросы начинать с «как я же уже об этом говорил!!!», да еще и обиженным тоном. Просто четко и кратко даете ответ другими словами. Иногда задаются вопросы по докладу в целом – об отношении к проблеме, например.

Если вы вывешивали наглядность к докладу, помогите ее снять. Сразу.

При оценивании доклада преподаватель обращает внимание в первую очередь на свободу ориентирования в информации. Можно выделить следующие уровни семинарских студенческих докладов:

Самый высокий уровень. Докладчик свободно владеет со­держанием доклада, интерпретирует, вставляя собственные приме­ры, соблюдает регламент и логику доклада, он может проинтерпре­тировать основные понятия, на которых построил свой доклад. Ре­акция аудитории максимально положительная. Слушатели задают вопросы и стараются высказать свое суждение.

Высокий уровень. Докладчик свободно владеет содержанием доклада, интерпретирует, вставляя собственные примеры, соблюдает регламент и логику доклада. Докладчик может проинтерпретировать основные понятия, на которых он построил свой доклад. Но чрезмерная детализация информации приводит к тому, что аудитория становится безучастной к докладу, не задает вопросов, воздерживается от собственных суждений. Доклад оценивает только преподаватель.

Средний уровень. Доклад жестко привязан к тексту, нет им­провизационных пояснений докладчика в ответ на реакцию аудито­рии. Содержание доклада осмыслено студентом в узких рамках. Ау­дитория скучает.

Низкий уровень. Студент читает доклад с листа без признаков рефлексии. Доклад превращается в процесс чтения научного текста. Такой доклад становится «пыткой» для аудитории.

Самый низкий уровень. То, что совершает студент, «докладом» называется только номинально. При наличии всех признаков преды­дущего уровня «докладчик» читает специальные термины по слогам, полностью не понимая содержания собственного доклада. Из-за этого аудитория не может выделить смысл отдельных предложений.

Оценочные уровни студенческих докладов на семинарских занятиях становятся основой для перевода в рейтинговую систему. Низкий и самый низкий уровень доклада определяются как «неудовлетворительный». Низкий уровень в баллы не переводится (т.е. оценивается как «ноль»). Самый низкий при переводе в баллы уходит в «минус», т. е. студент получает «-2». Остальные рейтинговые уровни переводятся в балльную оценку: до 0,5 балла – «средний уровень», 1 балл – «вы­сокий уровень», 2 балла – «самый высокий» уровень.

Таким образом, макси­мальная оценка каждого доклада 2 балла. Учитывая премиальные баллы, можно увеличить оценку до 4 баллов за каждый доклад.

Наши рекомендации