Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И
1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.
2. Дегтева Г.Н. Климат и здоровье. Методы оценки микроклимата помещений и наружных метеоусловий: учебно-методическое пособ. / Г.Н. Дегтева, Н.К. Волокитина, Ю.Р. Теддер. - Архангельск: АГМА, 1998. – 64 с.
5.2. Дополнительная литература:
1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.
2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.
3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004 . – 464 с.
4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
6. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.
7. Швер Ц.А., Егорова А.С.Климат Архангельска / Под ред. Ц.А. Швер и А.С. Егоровой – Л.: Гидрометеоиздат, 1982. – 182 с.
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе.
2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.
3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения: Особенности холодного климата Севера, его влияние на здоровье населения.
ТЕМА 4.
1. Тема занятия: «Гигиена атмосферного воздуха».
Цель занятия:приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены атмосферного воздуха.
Задачи:
1. Изучение теоретического материала;
2. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.
3. Формирование правильного представления о необходимости достаточного воздухообмена в жилых и общественных зданиях.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы(перечень понятий)
Ø парниковый эффект, парниковые газы;
Ø озоновая дыра, фреоны; смог, кислотные дожди;
Ø поллютанты; антропогенные источники загрязнения;
Ø санитарно-защитная зона;
Ø инженерно-технологические, инженерно-технические мероприятия;
Ø антропотоксины;
Ø ионизация воздуха.
Вопросы к занятию
1. Химический состав воздуха и его гигиеническое значение.
2. Углекислый газ как интегральный показатель загрязнения воздуха продуктами метаболизма человека, его нормирование в помещениях разного назначения.
3. Расчет минимальной жилой площади по Петтенкоферу.
4. Состав воздуха закрытых помещений, влияние антропотоксинов на здоровье и самочувствие человека. Источники загрязнения атмосферного воздуха; основные виды загрязнения, основные загрязнители.
5. Экологические последствия загрязнения атмосферы.
6. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье и санитарные условия жизни населения.
7. Природоохранные мероприятия. Законодательство РФ в области охраны атмосферы.
8. Группы мероприятий по охране атмосферного воздуха.
9. Гигиенические принципы нормирования атмосферных загрязнений.
10. Ионизация воздуха.
11. Влияние повышенного и пониженного давления на организм человека.
12. Гигиенические требования к вентиляции жилых и общественных помещений.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите типы загрязнения атмосферы в зависимости от масштабов распространения.
2. Перечислите главные загрязнители атмосферного воздуха, образующиеся в процессе производственной и иной деятельности человека.
3. Перечислите основные источники загрязнения атмосферы. Оцените роль различных отраслей хозяйственной и иной деятельности в загрязнении атмосферы.
4. Перечислите экологические последствия загрязнения атмосферы.
5. Что означает термин «парниковые газы» и какие газы относят к парниковым?
6. Какая гипотеза разрушения озонового слоя в настоящее время является доминирующей? Почему истощение озонового слоя Земли относится к числу важнейших экологических проблем?
7. Чем вызваны кислотные дожди?
8. Что такое зоны санитарной охраны?
9. В чем заключается гигиеническое нормирование атмосферных загрязнений?