Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие. / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк. - Архангельск; АГМА, 1996. – 85 с.

3. Шрага М.Х. Гигиена питьевой воды / под ред. М.Х. Шраги, Ю.Р. Теддера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Архангельск: СГМУ, 2001.- 228 с.

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004 . – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Санитарные правила и нормы: Сб. нормат. актов/ [под ред. В.М.Пустозеровой]. -М.: ПРИОР, 2001. - 463 с.

7. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекции «Вода как фактор здоровья. Современные проблемы охраны водоемов».

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения: Что может вызвать повышенное содержание нитратов в питьевой воде? Какие биогеохимические провинции существуют в Архангельской области?

ТЕМА 7.

1. Тема занятия: " Методы кондиционирования воды."

Цель занятия:приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены водоснабжения.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Выполнение лабораторной работы по оценке физико-химических свойств воды

3. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

4. Формирование значимости проведения лабораторных исследований питьевой воды по программе производственного контроля.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы(перечень понятий)

Ø основные методы водоподготовки (осветление, обесцвечивание, обеззараживание);

Ø коагуляция, фильтрование, отстаивание;

Ø биологическая пленка;

Ø обеззараживание по хлорпотребности, гиперхлорирование, суперхлорирование, двойное хлорирование, хлорирование с преаммонизацией;

Ø остаточный хлор, хлорпотребность, хлорпоглощаемость;

Ø озонирование;

Ø специальные методы водоподготовки (минерализация, опреснение, фторирование, дефторирование и др.).

Вопросы к занятию

1. Основные методы улучшения качества воды – коагуляция, отстаивание, фильтрация.

2. Химические методы обеззараживания воды, их положительные и отрицательные свойства.

3. Механизм бактерицидного действия хлора.

4. Хлорирование воды (способы, препараты, эффективность хлорирования воды, хлорпотребность различной воды).

5. Гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.

6. Озонирование и серебрение воды.

7. Физические методы обеззараживания воды (действие высокой температуры, лучистой энергии (УФЛ, гамма-излучение), ультразвука).

8. Специальные методы улучшения качества воды.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое коагуляция, от чего зависит ее эффективность?

2. Дать гигиеническую характеристику отстаивания воды, виды отстойников.

3. В чем заключается сущность фильтрации воды, виды фильтров?

4. В чем заключаются преимущества и недостатки физических (безреагентных) и химических (реагентных) методов обеззараживания воды?

5. Рассказать о механизме бактерицидного действия хлора.

6. От чего зависит эффективность хлорирования воды?

7. Что такое хлорпотребность и хлорпоглощаемость воды?

8. Дать характеристику основных способов хлорирования воды.

9. Привести гигиенические требования к приготовлению и хранению растворов хлорной извести.

10. В чем заключается сущность, преимущества и недостатки озонирования и серебрения воды?

11. Дайте сравнительную характеристику физических методов обеззараживания воды.

12. В чем заключается сущность специальных методов обработки воды (умягчение, фторирование, дефторирование, опреснение, обезжелезивание, дезодорация, дезактивация)?

13. Перечислите показатели органического загрязнения водоемов, определите взаимосвязи между степенью органического загрязнения водоемов и качеством водоподготовки.

Наши рекомендации