Ействие источников НП во времени.
онятие и место НП в системе отрасли фин.права и иных отраслей права.
ФП как часть АП, как сам-ая отрасль.
НП как подотрасль ФП или как сам-ая отрасль (свой предмет, метод, ф-ии, понятийный аппарат).
НП отвечает за поступление доходов в бюджет. Собирание налогов – НП, распределение и использование налогов – БП. Только налоговые доходы.
НП взаимодействует с др. отраслями права:
1. например, с ГП – заключение сделок порождает и гражданско-правовые и налоговые последствия.
2. оперирует понятиями др. отраслей права.
3. с процессуальным правом
Предмет НП
Подходы:
1. Количественно-структурный – тупо перечисляет те институты, которые входят в предмет НП:
1) отношения по установлению, ведению и взиманию налогов
2) связанные с налоговым контролем
3) обжалование актов налогового органа
4) отношения по привлечению к уголовной ответ-ти
2. Качественный – перечисление и определение св-в:
1) отношения по распределению бремени публичных расходов
2) организационно-имущественные отношения, связаны с им-вом
3) с одной стороны, участниками отношений являются публичные субъекты, с др.ст., - частные.
4) эти отношения строятся на принципах равенства, всеобщности и соразмерности.
5) это только правовые отношения, вне правовой формы они существовать не могут.
етод НП.
Метод, прежде всего, - императивный. С элементами диспозитивного (элементами свободы воли).
Признаки метода НП:
1. Ограничение законов в форме проявления автономии воли. Налоговые отношения отличаются от административных: подчинение не прямое, налогоплательщик делает то, что прописано в законе
2. Обязывание как основной элемент метода.
3. Сочетание общедозволительного и разрешительного типов правового регулирования
Функции НП
1. Распределительная
2. Стимулирующая
3. Контрольная
4. Фискальная
истема и структура НП.
Нужно разделять на Общую и Особенную часть.
Общая часть:
1. отношения по установлению и введению в действие налогов,
2. действие актов налогового з-ва во времени, пространстве и по кругу лиц,
3. предмет НП,
4. принципы НП,
5. понятийное регулирование
Особенная часть:
1. Налоговое обязательственное право – ядро НП, налоговая обязанность налогоплательщика. Гос-во – налоговый кредитор, налогоплательщик – налоговый должник
2. Налоговое процедурное право. Структурные эл-ты:
1) учетное производство (налоговый учет)
2) налоговые охранительные процедуры – те процедуры, которые связаны с надлежащим исполнением возникших налоговых обязанностей
3. Налоговое деликтное право – связано с привлечением к налоговой ответ-ти.
Правовое регулирование налогов включается в Особенную часть.
ринципы НП.
1. Регулирование налоговых отношений законом
2. Принцип равенства и всеобщности – при установлении налогов учитывается фактическая способность плательщиков к уплате налогов, налоги не должны носить дискриминационный характер, не должно быть необоснованных различий между плательщиками
3. Принцип определенности налогообложения – чтобы каждый точно знал, когда и в каком размере платить налог
4. Экономическая обоснованность налогообложения – налоги не должны быть произвольны, наличие объекта налогообложения и выбор адекватной налоговой базы.
5. Принцип защиты добросовестного участника налоговых отношений и недопустимость злоупотребления правом (формальное не нарушение права, но извлечение необоснованно большей выгоды из своего права)
6. Принцип налогового федерализма:
1) недопустимо устанавливать налоги, нарушающие единое эк.пространство РФ
2) приоритет федерального з-ва над региональным и местным
3) справедливое разграничение полномочий между регионами и муниципалитетами
сточники НП.
1. Конституция
2. Международные налоговые соглашения (о двойном налогообложении)
3. Закон – НК РФ и з-во субъектов
4. Указы Президента, постановления правительства, постановления министерств и ведомств, Постановления Конституционного суда, Пленума Высшего Арбитражного Суда.
5. Налоговое обыкновение – разъяснение минфина, обязательное к исполнению. Разъяснение направляется ФНС, а от нее – территориальным налоговым службам.
6. Судебная практика
ействие источников НП во времени.
Вступают в силу в течение одного месяца со дня официального опубликования и в любом случае со следующего налогового периода (ст. 5 НК).
Законы, вводящие изменения в НК в части установления новых налогов вступает в силу не ранее чем 1 января очередного календарного года.
Акты, устанавливающие новые налоги или отягчающие налоговую ответ-ть, не имеют обратной силы.
Акты, устраняющие или смягчающие налоговую ответ-ть, имеют обратную силу независимо от того, указано это в законе или нет.
Акты, которые снижают налоговые ставки либо другим способом улучшают положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если об этом прямо указано в законе (ст. 5 НК РФ)
онятийный аппарат НП.
Относительная автономность понятийного аппарата НП. Связь с п.а. ФП.
Налоговые отношения основаны на гражданских отношениях.
Лекция 2