Тема 3. Природоресурсный потенциал
Студент должен
знать:
- разные классификации природных ресурсов;
- природно-ресурсный потенциал России;
уметь:
- определять, к какой группе по принципу исчерпаемости относится тот или иной вид ресурса;
- оценивать роль разных видов природных ресурсов на новом уровне взаимодействия природы и общества;
иметь представление:
- о видах оценок природных ресурсов;
- о государственном учете природных ресурсов;
- о направлениях, проводимой экологической политики;
- об Экологической доктрине России.
Природная среда: природные ресурсы и природные условия. Классификация природных ресурсов: по источникам и местоположению, по сфере их использования, по принципу используемости человеком в настоящее время, по принципу заменимости, по принципу исчерпаемости и возобновимости, по направлению их использования в деятельности человека. Природно-ресурсный потенциал России. Понятие экологической политики. Экологическая доктрина России.
Тема 4. Принципы и методы рационального природопользования
Студент должен
знать:
- становление науки – природопользование;
- цели и задачи природопользования как науки по Ю.Н. Куражковскому;
- мотивы и принципы (правила) рационального природопользования;
уметь:
- характеризовать виды природопользования;
- называть причины и последствия нерационального природопользования;
иметь представление:
- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды;
- о методах управления природопользованием и охраной окружающей природной среды;
- о формах природопользования;
- о подходах к природопользованию в развитых и развивающихся странах мира;
- о природозащитных мероприятиях.
Понятие о природопользовании. Основоположник науки о природопользовании Ю.Н.Куражковский. Природопользование рациональное и нерациональное. Понятие об охране природы. Цели и задачи природопользования как науки. Мотивы рационального природопользования и охраны природы. Правила рационального природопользования. Виды природопользования: отраслевое, ресурсное, территориальное. Общее и специальное природопользование. Принципы рационального природопользования. Природозащитные мероприятия.
Тема 5. Размещение производства и проблема отходов
Студент должен
знать:
- виды бытовых и промышленных отходов;
- правила содержания полигонов;
- виды отходов, используемых в качестве вторичного сырья;
- порядок процесса устранения отходов;
уметь:
- называть способы утилизации разных видов отходов;
- раскрывать проблему твердых отходов;
- определять степень опасности радиоактивных отходов;
иметь представление:
- о безотходных и малоотходных технологиях;
- о влиянии разных видов отходов на здоровье человека;
- о способах решения проблемы отходов в других странах.
Проблема роста объема отходов. Отходы: понятие, виды. Отходы производства и потребления. Использование, методы переработки, утилизация или захоронение отходов, складирование. Упорядоченные свалки, полигоны. Проблема твердых отходов. Радиоактивные отходы. Безотходная и малоотходная технологии. Влияние разных видов отходов на здоровье человека. Способы решения проблемы отходов в странах Европы, США.
Тема 6. Понятие мониторинга окружающей среды.
Экологическое регулирование, прогнозирование
последствий природопользования
Студент должен
знать:
- понятие мониторинга окружающей природной среды. Его задачи и цель;
- сущность деятельности геоэкологического мониторинга, его объекты и показатели;
- сущность деятельности геоэкосистемного мониторинга, его структуру;
- принципы геоэкологического прогнозирования;
уметь:
- различать мониторинги по территориальному охвату, по методам ведения, по объектам наблюдения;
- схематично изобразить процесс регулирования природно-техническими системами;
- приводить примеры систем, функционирующих с внедрением в этот процесс оперативного управления;
- называть и характеризовать виды геоэкологических прогнозов;
иметь представление:
- о видах мониторинга (по И.С.Бурдину);
- об основных путях регулирования процессов в природно-технических системах;
- об алгоритме деятельности мониторинга окружающей природной среды;
- о месте мониторинга в системе управления состоянием природной среды;
- о проблемах, возникающих при комплекском управленческом подходе в решении проблем функционирования геосистем, находящихся в рамках определенной территории.
Понятие мониторинга. Основные направления деятельности. Основные процедуры системы мониторинга. Основные задачи экологического мониторинга. Виды мониторинга:
- в зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия: фоновый (базовый) мониторинг, импактный мониторинг;
- в зависимости от масштабов наблюдения: глобальный, региональный, локальный;
- мониторинг биоты (биологический).
Служба мониторинга – часть системы экологического контроля. Экологический контроль. Государственный и социальный контроль. Их объекты и механизмы.
Международное сотрудничество по вопросам мониторинга. Программа ООН ЮНЕП. Международный центр глобальной системы мониторинга ОС (ГСМОС). Всемирная метеорологическая организация (ВМО). Функционирование в России Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Регулирование состояния природно-технических систем. Основные пути регулирования. Геоэкологический мониторинг как средство регулирования состояния геосистем. Комплексный геоэкологический мониторинг. Место мониторинга в системе управления состоянием природной среды.
Прогнозирование последствий природопользования. Геоэкологический прогноз. Его важнейшая функция. Принципы геоэкологического прогнозирования
Тема 7. Правовые и социальные вопросы природопользования
Студент должен
знать:
- источники экологического права;
- основные черты Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»;
- определение понятий: зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического бедствия;
уметь:
- называть нормативные акты, составляющие природоресурсное и природоохранное законодательства;
- характеризовать систему государственных органов охраны окружающей природной среды;
- называть общественные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей природной среды и характеризовать их деятельность;
иметь представление:
- об истории формирования Российского экологического законодательства;
- об экономическом механизме выполнения экологического законодательства;
- о процессе нормирования качества окружающей природной среды и показателях: ПДК, ПДВ, ПДС;
- о видах ответственности за экологические правонарушения.
Источники экологического права. Система экологического законодательства включает в себя: природоресурсное и природоохранное законодательства. История формирования Российского экологического законодательства. Основа экологического законодательства: Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Основные черты Закона. Конституция РФ. Экономический механизм выполнения экологического законодательства. Нормирование качества окружающей природной среды. ПДК, ПДВ, ПДС. Понятия: зона чрезвычайной экологической ситуации, зона экологического бедствия. Государственные органы охраны окружающей природной среды. Экологическая стандартизация и паспортизация. Экологическая экспертиза. Закон РФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года. Виды ответственности за экологические правонарушения. Экологическое образование и воспитание. Общественные организации, занимающиеся вопросами охраны окружающей природной среды и их деятельность.
Тема 8. Охраняемые природные территории
Студент должен
знать:
- основные виды охраняемых природных территорий;
- задачи охраняемых природных территорий;
уметь:
- называть отличительные черты разных видов охраняемых природных территорий;
- давать характеристику разных видов охраняемых природных территорий;
- приводить примеры разных видов охраняемых природных территорий, находящихся на территории РФ и РТ;
иметь представление:
- о деятельности заповедников в соответствии с «Положением о заповеднике»;
- об основных видах нарушений режима охраняемой природной территории.
Понятие охраняемой природной территории. Цель их создания. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995). Виды особо охраняемых природных территорий : государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы (ботанико-географические, зоолого-географические, природные памятники – убежища, памятники неживой природы), дендрологические парки и ботанические сады.
Тема 9. Концепция устойчивого развития
Студент должен
знать:
- суть и основные задачи концепции устойчивого развития;
уметь:
- характеризовать этапы перехода РФ на путь устойчивого развития;
иметь представление:
- о принципах устойчивого экологического развития;
- об этапах перехода РФ к устойчивому развитию.
Понятие «устойчивое развитие». Коэволюция общества и природы. 1991 год - принятие Всемирной стратегии охраны природы: «Забота о Земле – стратегия устойчивого существования». Цель стратегии. Основные задачи. Принципы устойчивого экологического развития.
Тема 10. Международное сотрудничество в области
природопользования и охраны окружающей природной среды
Студент должен
знать:
- о возрастающей роли экологического вопроса в международных отношениях;
- пути решения экологических проблем, предлагаемые международными организациями по охране природе;
уметь:
- называть международные организации по охране природы и характеризовать направления их работы;
иметь представление:
- о международных принципах охраны окружающей среды;
- об участии России в международном сотрудничестве.
Приоритетность экологического фактора в международных отношениях. Национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые) объекты охраны окружающей среды. Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные организации по охране природы. Международные договоры, соглашения, конвенции. Международные принципы охраны окружающей среды. Участие России в международном сотрудничестве.