Методический материал к семинару
STEP-анализ (методика анализа макросреды)
Для того чтобы проанализировать окружение, внешнюю среду, вы можете использовать такой полезный инструмент, как STEP-анализ. Его можно использовать и тогда, когда вы пытаетесь искать новых партнеров. В таких случаях STEP может быть незаменим.
STEP-анализ рассматривает следующие факторы:
- Социальный (Social) – демографические модели, например, стареет ли население. В сфере социальной политики – обеспеченность жильем, преступность и т.д.
- Технологический (Technological) – изменение технологий, кто имеет доступ к техническим новшествам (компьютер, Интернет и т.д.)
- Экономический (Economical) – уровень бедности, политика местного правительства.
- Политический (Political) – политика правительства в отношении специфических групп населения, групп, подверженных влиянию.
- Экологический (Ecological) – влияние экологического фактора на становление системы ценностей в данной культуре
Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом, но по сути – это одно и то же. Основные положения STEP-анализа:
- Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все они взаимосвязаны.
- Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
- STEP-анализ не является общим для всех систем, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:
- У людей воспитывается культура учета факторов внешнего окружения и появляется «видение» внешнего окружения.
- Свободно передвигаясь от фактора к фактору, аналитик выстраивает целостную картину внешнего окружения.
- Вырабатывается общий язык для анализа внешнего окружения.
- Возникает устойчивая привычка размышлять над внешним окружением и не
увлекаться внутренними проблемами.
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать все социальные, технологические, экономические, политические факторы, влияющие на культуру/этнос/народ и на его развитие.
В проведении STEP-анализа существуют некоторые этапы, которых необходимо придерживаться.
- Разработка перечня главных стратегических факторов, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия на развитие объекта анализа.
- Оценка важности каждого события для данного объекта путем присвоения ему определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.
- Оценка степени влияния каждого фактора-события на развитие объекта по 5-ти балльной шкале: «пять» – сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» – отсутствие воздействия, угрозы.
- Определение взвешенной оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия и подсчитывание суммарной взвешенной оценки для данного предприятия.
STEP-анализ вполне можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, которые относятся к перечисленным четырем аспектам, обычно тесно взаимосвязаны и характеризуют различные иерархические уровни общества как системы. STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно оценивать воздействие на объект всех выбранных факторов (для семинара их определено пять).
STEP-анализ относится к качественным методам, поэтому формализация результатов не нужна.
МОДУЛЬ III. Семинар № 10
Системы традиционного природопользования: сравнительный анализ российских практик
План семинара
1. Анимизм, антропоморфизм, персонификация как формы субъективного отношения к природе.
2. Типы непрагматического отношения к природе.
3. Типы прагматического отношения к природе.
4. Становление экосистемного типа отношения к природе
5. Литературные герои как воплощение различных типов субъективного отношения к природе
Литература
7. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения байкальского региона.- Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН. 1999.
8. В поисках себя: народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях. М., наука, 2005. – 216 с.9. Клоков К.Б. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера (географические и социально-экономические проблемы) /Выдержка из автореферата докторской диссертации // электронный ресурс10. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. М., Флинта: Наука, 2006. – 328 с.
11. Попков Ю.В. и др. Этносы Сибири в условиях современных реформ. Новосибирск, 2003. – 128 с.
12. Русские. М., Наука. 1999. – 828 с.
13. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., Флинта: Наука, 2005. – 314 с.
14. Материалы Интернет и собственных наблюдений
МОДУЛЬ III. Семинар №11
Общественные экологические организации: глобальный, региональный и локальный уровень
План семинара
1. Анализ экологических концепций и идеологий российских и международных организаций
2. Анализ мероприятий и акций, проводимых общественными организациями Красноярского края
3. Подготовка кейса по материалам одной из общественных организаций
Литература
1. Аксенова О. и др. Место под солнцем. М., 1998. – 144 с.
2. Методические материалы преподавателя (программы и уставные документы различных общественных организаций Красноярского края)
3. Князева М.М. Экспертиза образовательных проектов/ М.М. Князева// Школьные технологии.– 2001.- № 2.– С. 211-224.