Методический материал к семинару. Анализ имеющихся и необходимых ресурсов
Анализ имеющихся и необходимых ресурсов
Прежде чем приступить к планированию и осуществлению каких-либо мероприятий и проектов, важно провести определенную инвентаризацию тех ресурсов, которыми обладает ваша группа применительно к выбранной вами деятельности, а также определить, какие ресурсы вам необходимы. Это поможет более эффективно спланировать работу и выработать план по привлечению недостающих ресурсов. Определимся с понятием:
Ресурсы - это совокупность материальных, финансовых, организационных информационных, управленческих, социальных и других средств, а также человеческие ресурсы. Ресурсы – это все, что можно использовать для реализации деятельности |
В случае участия в работе нескольких организаций, структур необходимо учесть совокупные ресурсы, которые участники деятельности могут предоставить в общий «котел». Инвентаризация ресурсов необходима, так как на привлечение требуемых ресурсов из других источников придется затратить время, усилия людей и финансы.
Анализ ресурсов возможно провести, опираясь на приведенную ниже таблицу. При «инвентаризации» тех ресурсов, которыми обладает организация, старайтесь быть более конкретными и детальными, чтобы более эффективно использовать полученные данные для дальнейшего планирования.
Можно дополнять данную таблицу другими видами ресурсов, в зависимости от ваших потребностей, так как в ней перечислены не все возможные ресурсы. Например, здесь ничего не говорится о таком ресурсе, как время, тогда как оно бывает очень важным.
Эта таблица не случайно начинается с человеческих ресурсов. С точки зрения менеджмента, наличие или отсутствие человеческого потенциала в любом виде деятельности является определяющим фактором для развития и выживания организации и для реализации проектов. Имея необходимые человеческие ресурсы, вы сможете привлекать и другие виды ресурсов.
Таблица ресурсов
Ресурсы | Внутренние | Внешние |
Человеческие | Сюда могут быть включены сотрудники, члены и добровольцы, а также их знания, опыт, связи, личные качества, увлечения, которые могут быть полезны для деятельности | Друзья, родственники, знакомые; специалисты по различным вопросам, с которыми можно сотрудничать и другие потенциальные партнеры |
Материально-технические | Помещения, офисное оборудование, мебель, иное оборудование, …., являющееся собственностью | Все перечисленное в колонке внутренних ресурсов, если эти ресурсы не являются собственностью, однако доступны по мере необходимости или на правах долговременной аренды, а также переданные в оперативное управление |
Информационные | Знания участников деятельности, собственные базы данных, периодические издания и другие публикации, библиотечный фонд, видео-, аудиотеки, | Доступ к радио, TV, другим СМИ, интернет, базы данных других организаций, электронные рассылки, знакомство с людьми, владеющими информацией, подписные издания, каталоги и т.д. |
Имидж правовой системы и/или экологической деятельности | Имидж деятельности и каждого ее отдельного члена в глазах ее собственных членов, психологическая комфортность, финансовая и организационная устойчивость, осознание деятельности/мерприятия как известного явления (брэнда) | Имидж деятельности в глазах партнеров и конкурентов, местного сообщества, местных властей и бизнеса, известность деятельности/мероприятия (является ли она брэндом) |
Финансы | Финансы, которые удалось привлечь из различных источников | Потенциальные источники финансирования |
Технологии | Технологии, которыми владеют члены коалиции | Технологии, которые можно перенять в интересах работы из других сфер деятельности |
Управление | Тип управления в организации, насколько этот тип управления соотносится с целями обеспечения экологической безопасности | Существующие /известные типы управления, их +/- Управление в крае |
Контекстовые | Отношение и признание значимости проблем экологической безопасности в организации | Общесредовое воздействие – состояние общества, государства, активность правительства, международная ситуация и далее |
Также вы можете провести аналогичный анализ ресурсов, используя в качестве основания для классификации имеющиеся и необходимые для той или иной деятельности ресурсы.
Ресурсы | Имеющиеся | Необходимые | Потенциальные ресурсы | Альтернатив- ные ресурсы |
Хотелось бы обратить внимание еще на один факт. Многим людям присущ стереотип, что чем больше ресурсов внутри организации, тем лучше. На самом деле, это не совсем так. Наличие большого количества ресурсов (людей, техники, информации) ставит перед организацией задачу эффективно управлять ими, что не всегда так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому важно определить для себя, нужны ли организации определенные виды собственных ресурсов или же эффективнее привлекать для отдельных акций и мероприятий внешние ресурсы.
Предлагаемые вопросы для дискуссии
«Что важнее – национальные интересы или поступления в местный бюджет?»
Согласны ли вы с тем, что национальные приоритеты (например, потребность в нефти для увеличения доходов федерального бюджета) всегда идут впереди интересов местных жителей? Какие усилия необходимо предпринять федеральному правительству, чтобы уменьшить вредные последствия подобных мер для местного населения? Считаете ли вы, что федеральное правительство должно компенсировать нежелательные и непредвиденные последствия? Если да, то измените ли вы свой ответ на первый вопрос?
Что вы скажете о потенциальной опасности для местного животного и растительного мира, для ландшафтов и рекреационных ресурсов? Нужно ли принимать во внимание чувства местных жителей?
Дискуссия
Стадии проведения:
- Предварительное чтение методического материала к дискуссии, который необходимо получить у методиста кафедры. При чтении материала выделить неясные или требующие подробного рассмотрения фрагменты.
- Короткий обзор на занятии материала, который будет рассмотрен.
- Обмен мнениями для совместного разбора выделенных фрагментов.
- Составление студентами вопросов по прочитанному материалу, начинающихся со слов «Как...?» и «Если...?».
- Ответ участников на поставленные вопросы.
- Написание личных заключительных докладов по обсужденному материалу.
В любое время преподаватель может предложить свою поддержку группе или отдельным участникам, которая может быть дана в форме представления нового более сложного/легкого или дополнительного материала.
2. Дебаты. В классическом варианте выбираются несколько четко обозначенных точек зрения для создания групп «за» и «против». Группам дается время для формулировки своей аргументации.
3. Подведение итогов. Анализ – чья точка зрения была убедительнее, какие виды аргументов использовались.
МОДУЛЬ II. Семинар-тренинг №4