Нормирование использования природных ресурсов 4 страница
К другому подходу оценки экономического ущерба от изъятия земельного участка относится подход, основанный на затратах, которые необходимо понести на освоение новых земель. Для этого рассчитывается стоимость освоения 1 га новых земель, и она принимается в качестве показателя экономического ущерба от изъятия 1 га сельскохозяйственных земель, находящихся в обороте.
Система экономических оценок земельных участков и экономического ущерба – это база определения вводимых платежей за пользование землей на территории РФ.
7.1.2. Плата за землю
Пользование земельными участками в РФ платное.
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
К формам платы за землю относятся: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли (НЦЗ).
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при переходе права собственности на землю и при использовании земли в качестве залога введена нормативная цена земли.
Ставки земельного налога и размер НЦЗ устанавливаются Правительством РФ.
Размер арендной платы (АП) определяется договором об аренде.
Земельный налог (ЗН) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Его размер не зависит от результатов хозяйственной деятельности на земле, но зависит от местоположения участка и качества земли. Ставки ЗН могут быть пересмотрены при изменении условий хозяйствования, не зависящих от пользователей.
К объектам обложения ЗН и АП относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п.; земли лесного и водного фондов; земли городов и других населенных пунктов.
Арендная плата (АП), устанавливаемая договором, определяющим размер, условия и сроки ее внесения, может взиматься как в денежной, так и в натуральной форме.
При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры АП по видам использования земель и категориям арендаторов.
АП за земли сельскохозяйственного назначения не должна превышать сумму ЗН на арендуемые участки.
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Основные методические положения по ценовому зонированию земель и расчету НЦЗ разрабатывает Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Дифференцированные ставки по зонам города (поселка) рассчитываются на базе средней ставки налога. Основой для дифференциации средней ставки является экономическая оценка территории, генеральные планы городов и другая документация.
Налог на земли сельскохозяйственного назначения устанавливается с учетом: состава угодий, качества угодий, площади и местоположения.
7.2. Платежи при пользовании недрами
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1. Разовые платежи за пользование недрами:
- минимальные (стартовые), в том числе, при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- плата за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
2. Регулярные платежи за пользование недрами.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Разовые платежи
Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Размер платы и порядок ее взимания за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр определяются Правительством Российской Федерации. Вносится в доходы федерального бюджета.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25 января 2002 г. N 57 минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах составляет 10000 рублей.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
7.2.1. Регулярные платежи за пользование недрами
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются с пользователей недр, осуществляющих:
1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) пользование недрами для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
4) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
5) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.
Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом возвращенной части лицензионного участка.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр (геологического отвода).
Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный и максимальный размеры ставки регулярного платежа за пользование недрами. Ставки платежей утверждаются налоговым кодексом и Законом о бюджете.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в пропорции соответственно 25, 25, и 50%.
Налоговым Кодексом (часть 2) с 1.01.2002 г. отменены отчисления на ВМСБ и платежи за право пользования недрами (геологические изыскания). Введен единый налог на добычу полезных ископаемых по ставкам в % от стоимости добычи от 3,8% (калийные соли) до 16,5% (нефть, газ). Это регулируемый законом о бюджете налог. Его распределение составляет 60% – краевой и 40% – федеральный бюджеты. От своей доли край отдает 40% муниципальному образованию (может эту долю ежегодно изменять, регулировать).
7.3. Платежи за пользование водными объектами
7.3.1. Плата за пользование поверхностными
водными объектами
Пользование водными объектами является платным, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством РФ. Плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водных объектов и с подведомственных ему организаций, а также организаций, осуществляющих ведение государственного мониторинга водных объектов. Общее водопользование также является бесплатным.
Льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами устанавливаются федеральным законом или законами субъектов Федерации.
Плата за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель и плата за обособленные водные объекты взимается в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю.
Порядок установления и взимания платы за пользование водными объектами и ее предельные размеры определяются законодательством РФ. Дифференцированные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Объектом платы является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
- осуществления забора воды из водных объектов;
- осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты;
- использования акватории водных объектов;
- удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде.
При этом плата не взимается за пользование водными объектами в случае:
- забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
- забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан;
- забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биоресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод;
- осуществления рекреации без применения сооружений и устройств, спортивной охоты и любительского рыболовства;
- осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов;
- забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
- проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
- использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);
- строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);
- сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.
Плательщиками за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие специальное водопользование, подлежащее лицензированию.
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
а) объем воды, забранной из водного объекта;
б) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;
в) площадь акватории используемых водных объектов;
г) количество вырабатываемой электроэнергии – для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;
д) объем сплавляемой древесины – для плательщиков, осуществляющих сплав леса без применения судовой тяги.
7.3.2 Экономическая оценка водных ресурсов
и экономический ущерб
Экономическая оценка водных ресурсов определяется ее дефицитностью. При изобилии воды (океан, море, крупная река) она бесплатна, так как забираемая вода компенсируется естественным наполнением.
В условиях недостатка воды ее экономическая оценка может быть рассчитана на основе принципа рентных отношений по схеме: чем больше доход хозяйства от получаемой воды, тем больше дифференциальная рента и, следовательно, выше оценка воды. При этом должны быть учтены затраты на доставку, подготовку и очистку воды, а также способы ее использования.
В методическом плане экономическая оценка воды рассчитывается по аналогии с оценкой земель, основные подходы по методике ее проведения даны в разделе 7.1.
Экономический ущерб водным ресурсам. Методические рекомендации по оценке ущерба водным ресурсам от загрязнения достаточно разработаны и подразделяются на методы оценки по прямым потерям и косвенным. Разработанные подходы дифференцированы также по определению ущерба от залповых сбросов загрязняющих веществ и от установившихся.
Оценка ущерба при установившемся сбросе загрязняющих веществ.
Экономическая оценка ущерба от сбросов в водные объекты определяется по формуле:
Y = γσkM, (7.3)
где γ – нормативный экологический ущерб, руб./усл.т. Для расчетов его значение может быть принято на уровне 635 долл./усл.т;
σk – безразмерный коэффициент, зависящий от места расположения водоема на территории РФ;
М – приведенная масса годового сброса примесей источником загрязнения в водный объект, рассчитываемая по формуле:
M = ΣMi = ΣAi mi , (i = 1, 2,..., N), (7.4)
где i – номер сбрасываемой примеси;
N – общее число примесей;
Аi – показатель относительной опасности сброса i-й примеси в водоем, усл.т/т;
mi – общая масса годового сброса i-й примеси, т/год.
Численное значение Аi определяется выражением:
Аi = 1/ПДКр/хi, (7.5)
где ПДК р/хi – допустимая концентрация i-й примеси в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей.
Если для какой-либо примеси значение ПДКр/х; отсутствует, то Ai = 5*104 усл.т/т.
7.4. Оценка экономического ущерба от загрязнения
атмосферного воздуха. Плата за загрязнение
атмосферы выбросами ЗВ от стационарных источников
Атмосферный воздух относится к неограниченному ресурсу, поэтому пока не стоит проблема его экономической оценки. Однако его загрязнение наносит ощутимый ущерб реципиентам, что предопределяет необходимость его компенсации в виде прямых выплат или введенной системы платежей. Определение системы платежей обусловливает потребность в инструментах расчета экономического (экологического) ущерба, наносимого выбросами загрязняющих веществ, осуществляемыми предприятиями, организациями и другими юридическими и физическими лицами.
Существует несколько подходов к определению экономического ущерба: метод концентраций (определенной концентрации ингредиента ставится в соответствие денежный ущерб), валовой метод (весовой единице загрязняющего вещества соответствует денежный ущерб).