Стоимостная оценка экологического ущерба, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Дисциплина «Оценка эколого-экономического ущерба» Б1.В.ОД.12
Вопрос 3
Стоимостная оценка экологического ущерба, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.
Эколого-экономический ущерб, причиняемый окружающей среде, означает возможные или фактические экономические, экологические и социальные потери, возникающие в результате нарушения природоохранного законодательства; хозяйственной деятельности человека; аварий и катастроф.
Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, а, следовательно, и финансовых ресурсов в народном хозяйстве; ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения; качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны. Таким образом, ущербом от загрязнения ОС можно считать результат данного вредного воздействия на реципиентов.
Ущерб от загрязнения земельных ресурсов проявляется в количественном и качественном ухудшении состава и свойств почвы; снижении природохозяйственной значимости сельхозугодий; деградации земель; захламлении и загрязнении почв и земельных ресурсов отходами производства и потребления.Экономическая оценка экологического ущерба заключается в определении фактических и возможных финансовых потерь от негативного изменения качественных и количественных параметров ОС в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов, а также от последствий этого изменения.
Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды
является комплексной величиной и представляет собой сумму затрат, возникающих у реципиентов в пределах загрязненной
зоны. При этом учитываются затраты на снижение загрязнения; затраты на восстановление ОС; дополнительные затраты из-за изменения качества окружающей среды; затраты на компенсацию риска для здоровья людей; затраты на дополнительный природный ресурс для обезвреживания потока загрязнителей; затраты, вызываемые вторичным загрязнением.
В зависимости от способа измерения экологического ущерба могут быть использованы два метода его экономической оценки:
1.пересчет в денежное выражение натуральных показателей ущерба (применяется в случаях, когда выявлены натуральные ущербы от загрязнения ОС по важнейшим реципиентам в пределах загрязненной территории и определены нормативы затрат на компенсацию или предотвращение данного вредного воздействия);
2.пересчет в денежное выражение показателей условной нагрузки на реципиентов (применяется при расчетах эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий, а также при установлении нормативов экономического стимулирования и экономических санкций за результаты природоохранной деятельности).
Плата за вредное воздействие на окружающую среду (плата за загрязнение ОС) является одной из форм возмещения эколого-экономического ущерба от антропогенной деятельности. Правовая основа её закреплена в 2002 г. Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (впервые – Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.). Плата за загрязнение ОС взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц (природопользователей) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждан, которым предоставлено право ведения
производственно-хозяйственной деятельности на территории РФ и осуществляющих следующие виды воздействия:
1.выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников;
2сброс ЗВ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ;
3.размещение отходов.
Плата за вредное воздействие на окружающую среду как один из методов государственного экономического регулирования в области охраны ОС призвана выполнять две функции:
1.стимулирование снижения уровня негативного экологического влияния (основная функция);
2.накопление денежных средств для компенсации последствий антропогенной деятельности.
Порядок корректировки размеров платежей за вредное воздействие на окружающую среду
Корректировку размеров платежей природопользователей за негативное воздействие на ОС (с учетом освоения ими средств на выполнение средозащитных мероприятий) осуществляют органы исполнительной власти административно-территориальных единиц Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами системы МПР России. Основными принципами корректировки общей суммы выплат являются следующие:
.В общих платежах предприятия за загрязнение окружающей среды засчитываются затраты на следующие виды природоохранных мероприятий:
1.по повышению экологичности выпускаемой продукции
2.по сокращению потребления природных ресурсов и уменьшению объемов негативного эковоздействия;
3.по снижению концентрации выбросов или сбросов токсичных загрязняющих веществ.
4.В первоочередном порядке подлежат зачету в счет платежей затраты на мероприятия, реализующие основные положения международных соглашений и региональных программ по
охране природы.
5.Не подлежат зачету в счет платежей затраты на средозащитные мероприятия, предусмотренные проектно-технической документацией на основное производство.
Льготные категории плательщиков
Полностью или частично от платежей за негативное воздействие на окружающую среду могут освобождаться:
1.предприятия и организации социально-культурной сферы;
2.бюджетные природопользователи.
Понижение (или освобождение) от платы за загрязнение ОС производится по обращению природопользователя или инициативе ОИВадминистративно-территориальных единиц России при участии соответствующих территориальных органов системы Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Льготы предоставляютсятолько при условии соблюдения предприятием-природопользователем установленных нормативов загрязнения и экологических требований. В противном случае платежи взимаются на общих основаниях.
Вопрос 4