Динамика развития системы управления ПОД в России.
70% экспорта России – природные ресурсы. При нынешнем уровне добычи (если не будут открыты и введены в запасы новые месторождения) российских доказанных резервов хватит на 21 год.
Самыми острыми на сегодня экологическими проблемами, в решении которых активное участие принимает как российская, так и мировая общественность, являются:
— загрязнение воздуха промышленными предприятиями и автотранспортом;
— масштабное загрязнение нефтью части Сибири, угрозы уничтожения целых видов животных, а также потери уникальных уголков природы по всей стране вследствие нефтедобычи и транспортировки нефти;
— защита уникальных природных территорий;
— комплекс проблем, связанных с атомной энергетикой, — утилизация ядерных отходов, вывод из эксплуатации и демонтаж старых атомных реакторов, очистка радиоактивно загрязненных территорий;
— квалифицированная комплексная экспертиза целесообразности применения на российских АЭС плутониевого топлива из демонтируемых боеголовок;
— разработка, совершенствование и внедрение экологически чистых источников энергии;
— широкое развертывание по всем каналам работы по экологическому воспитанию и образованию;
— перепрофилирование и/или закрытие наиболее экологически опасных производств.
В России также продолжает развиваться система экологического аудита и экологической сертификации, что является обязательным условием формирования современной экономики, регулируемой современным менеджментом. В апреле 2002 г. создана общественная организация аудиторов-экологов и экоаудиторских организаций — некоммерческое партнерство экологического аудита «Экологическая аудиторская палата».
Однако, на сегодня нельзя с полной уверенностью сказать о полноценном функционировании экологического менеджмента в России, но потребность в нем уже ощутили менеджеры не только крупных компаний, но и управленцы предприятий среднего бизнеса.
В России, например, такие крупные компании, как «Газпром», «ЛУКойл», уделяют особое внимание экологическому фактору, выделили в своем штате должность менеджера по природоохранной деятельности, планируют свою стратегию с учетом экоэффективности.
Но в стороне от этой проблемы остаются предприятия пищевой и легкой промышленности, предприятия службы быта, хотя и они оказывают серьезное воздействие на окружающую среду и негативное влияние на здоровье людей.
С учетом реального экономического положения России совмещение природоохранных и экономических целей в экологическом менеджменте возможно через анализ и реформирование системы управления природоохранной деятельностью, алгоритм которых представляется следующим.
Проблема:
— невозможность своевременно и адекватно реагировать на изменение ситуации;
— низкая управляемость элементов системы;
— дублирование функций;
— неоправданно большие расходы на управленческий аппарат.
Задача: реорганизация системы управления природоохранной деятельностью.
Решение:
— экономико-организационная экспертиза действующей структуры системы управления;
— оценка системы управления в целом;
— разработка рациональной организационно-штатной структуры и технологий деятельности отдельных элементов (учреждений);
— разработка схем внешнего и внутреннего документооборота;
— разработка положений о структурных подразделениях (учреждениях) и инструкций должностных лиц;
— разработка плана реорганизации системы управления с учетом общей стратегии и предложений по его реализации.
Результат:
— устранение дублирования функций управления в смежных организациях и персонификация ответственности;
— обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка, снижение рисков принятия ошибочных решений;
— повышение управляемости входящих в систему организаций и системы в целом;
— обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
— снижение расходов на управленческий аппарат;
— стабилизация и улучшение экологических и демографических показателей.
Функции государственного управления охраной окружающей среды:
— назначение экологического управления;
— определение круга стоящих задач;
— его соотношение с другими сферами государственной деятельности;
— внутренняя структура системы его органов, функции и компетенция.
3.3. Развитие экологического менеджмент» за рубежом
В развитых странах экологическая обстановка в среднем ничуть не лучше российской. Однако финансовое положение каждого из этих государств и менталитет граждан создают предпосылки для более активной экологической политики.
Самый существенный ущерб окружающей среде наносят США. Кроме того, что они являются лидером по выбросу вредных веществ в атмосферу, для того чтобы прокормить одного американца, требуется 12,2 гектара земли, в то время как в Великобритании эта цифра составляет 6,2 гектара, а, например, в Бурунди — 0,5 гектара [2]. США выбрасывают в атмосферу парниковых газов значительно больше, чем все остальные страны (20-22% от общего количества). В то же время США не подписали Киотский протокол, Америке пришлось бы значительно снизить объем выбросов парниковых газов за сравнительно короткий срок — 10 лет. При этом страна потеряла бы огромные инвестиции, которые вложены в уже существующее энергетическое оборудование. Несмотря на отказ подписать Киотский протокол, США планируют уменьшать ежегодные выбросы на 4,5%. (Снижение общего количества выбросов более чем на 4,5% уже будет оказывать негативное влияние на экономику США.)
Странами, оказывающими особое внимание охране окружающей среды являются Нидерланды и Япония. В управленческие цели любой японской компании обязательно входит забота об окружающей среде и повышение благосостояния общества. Япония — тратит на охрану окружающей среды почти такую же долю своего бюджета, как Россия (1,17% — Япония, 0,91% — Россия). При этом следует иметь в виду, что площадь территории Японии в 45 раз меньше. В среднем за последнее десятилетие затраты на природоохранную деятельность в расчете на единицу ВВП в России в 6-7 раз ниже, чем в США, Японии и других промышленно развитых станах мира.
Опыт введения платежей (налогов) за загрязнение в развитых странах показал их недостаточную эффективность для улучшения экологической обстановки. США, Япония, Италия и другие страны отказались от этого вида экономического воздействия и заменили его системой штрафов и запретов. Во многих фирмах введены должности вице- президента по экологии.
Одним из аспектов экологической политики развитых стран является интенсивная информатизация деятельности природоохранных организаций. Поэтому компании Запада и Востока широко используют все возможные средства для распространения экологической политики (буклеты, ежегодная экологическая отчетность)
Т.о. зарубежным компаниям характерна гибкая управленческая, финансовая и информационная политика, отвечающая целям эффективной защиты окружающей среды.