Класс (программа 2016 года)
Биология
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№ | Наименование темы | Кол-во час | Лабораторные работы | Практические работы | Сроки | |
Введение. | ||||||
1. | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | |||||
Раздел I. Общее знакомство с растениями. | ||||||
2. | Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас» | |||||
3. | Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. | Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов. | ||||
4. | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни растений» | Практическая работа №1 Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке | ||||
Раздел II. Клеточное строение растений. | ||||||
5. | Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. | Лабораторная работы № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. | ||||
6. | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. | Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа. | ||||
7. | Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. | Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа. | ||||
8. | Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. | |||||
9. | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм. | |||||
Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена. | ||||||
Глава I. Семя. | ||||||
10. | Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. | Лабораторная работа № 5 Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур. | ||||
11. | Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян. | |||||
Глава II. Корень. | ||||||
12. | Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. | Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы). | ||||
13. | Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. | Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня. | ||||
14. | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. | Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней. | ||||
Глава III. Побег. | ||||||
15. | Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления. | Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек. | ||||
16. | Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их, значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. | Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Лабораторная работа № 11 Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев | ||||
17. | Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. | Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева. | ||||
18. | Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. | Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы. | ||||
19. | Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. Экскурсия № 3 «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии» | |||||
Глава IV. Цветок, плод. | ||||||
20. | Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. | Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка. | ||||
21. | Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). | Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомо опыляемых и ветроопыляемых растений. | ||||
22. | Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные. | |||||
23. | Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия № 4: «Мир растений на подоконнике» | |||||
Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений. | ||||||
24. | Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. | |||||
25. | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | |||||
26. | Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. | |||||
27. | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. | |||||
28. | Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. | Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений. | ||||
29. | Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений. | |||||
Раздел V. Основные отделы царства растений. | ||||||
30. | Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений. | |||||
Глава V. Отдел Водоросли. | ||||||
31. | Отделы водорослей.Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. | Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных имногоклеточных водорослей. | ||||
32. | Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве | |||||
Глава VI. Отдел Мохообразные. | ||||||
33. | Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. | Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов. | ||||
34. | Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. | |||||
Глава VII. Отдел Папоротникообразные. | ||||||
35. | Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших поровых растений. | Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных. | ||||
36. | Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротникообразных | |||||
37. | Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания; | |||||
Глава VIII. Отдел Голосемянные растения. | ||||||
38. | Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. | Лабораторная работа № 20 Внешнее строение голосеменных. | ||||
39. | Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. | Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений. | ||||
40. | Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. | |||||
41. | Охрана леса. | |||||
Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. | ||||||
42. | Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. | |||||
43. | Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных. | ||||
44. | Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных. | ||||
45. | Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные | Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых. | ||||
46. | Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых. | ||||
47. | Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных. | ||||
48. | Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Экскурсия № 5 «Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы». | Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных. | ||||
49. | Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. | Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых. | ||||
50. | Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Экскурсия № 6 «Весеннее пробуждение представителей Царства растений». | Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки. | ||||
Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле. | ||||||
51. | Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. | |||||
52. | Происхождение и многообразие культурных растений. | Практическая работа № 2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. | ||||
53. | История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы. | Практическая работа № 3. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка. | ||||
Раздел VII. Царство Вирусы. | ||||||
54. | Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. | |||||
55. | Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями | |||||
Раздел VIII. Царство Бактерии. | ||||||
56. | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. | Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки. | ||||
57. | Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. | Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений. | ||||
58. | Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое). | |||||
Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы. | ||||||
59. | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. «Грибы». Питание, дыхание, споровое размножение грибов. | Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. | ||||
60. | Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. | Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора. | ||||
61. | Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Понятие о микоризе. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. | Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. | ||||
62. | Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников. | ||||
Раздел Х. Природные сообщества. | ||||||
63. | Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. | Практическая работа № 4. Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | ||||
64. | Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями. | Практическая работа № 5. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. | ||||
65. | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. | Практическая работа № 6. Работа на пришкольном опытном участке. | ||||
66. | Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Экскурсия № 7 «Жизнь растений в сообществе». | Практическая работа № 7. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | ||||
67. | Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия № 8 «Лес (парк) как природное сообщество». | |||||
68. | Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Экскурсия № 9 «Весна в жизни природного сообщества». Экскурсия № 10 «Жизнь растений в весенний период года». |
Задания на лето:
1.Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).
2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.
3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.
4. Подготовить гербарии сорных растений.
5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчёвых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).