Класс (программа 2016 года)

Биология

(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)

Наименование темы Кол-во час Лабораторные работы Практические работы Сроки  
  Введение.        
1. Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас»        
  Раздел I. Общее знакомство с растениями.        
2. Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Экскурсия №1 «Мир растений вокруг нас»        
3. Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.   Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.      
4. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсия №2 «Осенние явления в жизни растений»   Практическая работа №1 Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке    
  Раздел II. Клеточное строение растений.        
5. Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Лабораторная работы № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.      
6. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа.      
7. Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.      
8. Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ.        
9. Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм.        
  Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена.        
  Глава I. Семя.        
10. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Лабораторная работа № 5 Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур.      
11. Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян.        
  Глава II. Корень.        
12. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы).        
13. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня.        
14. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней.      
  Глава III. Побег.        
15. Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления. Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек.      
16. Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их, значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Лабораторная работа № 11 Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев      
17. Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева.      
18. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы.      
19. Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. Экскурсия № 3 «Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии»        
  Глава IV. Цветок, плод.        
20. Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка.      
21. Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомо опыляемых и ветроопыляемых растений.      
22. Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные.        
23. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия № 4: «Мир растений на подоконнике»        
  Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений.        
24. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.        
25. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.        
26. Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.        
27. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.        
28. Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений.      
29. Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.        
  Раздел V. Основные отделы царства растений.        
30. Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений.          
  Глава V. Отдел Водоросли.        
31. Отделы водорослей.Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных имногоклеточных водорослей.      
32. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве        
  Глава VI. Отдел Мохообразные.        
33. Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов.        
34. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений.        
  Глава VII. Отдел Папоротникообразные.        
35. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших поровых растений. Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных.      
36. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротникообразных        
37. Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания;        
  Глава VIII. Отдел Голосемянные растения.        
38. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Лабораторная работа № 20 Внешнее строение голосеменных.      
39. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений.      
40. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.        
41. Охрана леса.          
  Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.        
42. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.        
43. Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных.      
44. Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных.      
45. Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых.      
46. Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых.      
47. Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных.      
48. Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Экскурсия № 5 «Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы». Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных.      
49. Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых.        
50. Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Экскурсия № 6 «Весеннее пробуждение представителей Царства растений». Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки.      
  Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.        
51. Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции.        
52. Происхождение и многообразие культурных растений.   Практическая работа № 2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.    
53. История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы.   Практическая работа № 3. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка.    
  Раздел VII. Царство Вирусы.        
54. Особенности строения вирусов как примитивных форм организации.        
55. Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями        
  Раздел VIII. Царство Бактерии.        
56. Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки.      
57.   Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.      
58. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).        
  Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы.        
59. Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. «Грибы». Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.      
60. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.      
61. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Понятие о микоризе. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.      
62. Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников.      
  Раздел Х. Природные сообщества.        
63. Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе.   Практическая работа № 4. Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.    
64. Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями.   Практическая работа № 5. Весенние работы по уходу за комнатными растениями.        
65. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов.   Практическая работа № 6. Работа на пришкольном опытном участке.      
66. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Экскурсия № 7 «Жизнь растений в сообществе».     Практическая работа № 7. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.    
67. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия № 8 «Лес (парк) как природное сообщество».        
68. Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Экскурсия № 9 «Весна в жизни природного сообщества». Экскурсия № 10 «Жизнь растений в весенний период года».        

Задания на лето:

1.Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).

2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.

3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.

4. Подготовить гербарии сорных растений.

5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчёвых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).

Наши рекомендации