Методический материал к семинару. Конфликт (от лат. €

Конфликт

Конфликт (от лат. – confliktus, столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Это проявление объективных или субъективных противоречий, которое выражается в противоборстве сторон, сопровождаемое чаще всего психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний у его участников. Причем причины этого противоборства могут быть самыми разными: материальные ресурсы, важнейшие жиз­ненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые, личностные различия и другие. Причины возникновения экологических конфликтов

Еще одно определение, которое хорошо отражает суть вопроса, находим в современной психологии управления:

Конфликт - осознанное столкновение, противобор­ство минимум двух людей, групп, их взаимнопротиво­положных, несовместимых (чаще воспринимаемых как несовместимые) потребностей, интересов, целей, типов поведения, отно­шений, установок, существенно значимых для личнос­тей и групп.

Вообще, жизненная практика показывает, что конфликты – это неотъемлемая, и в чем-то даже закономерная, часть любых отношений. Когда существует контакт, взаимодействие – всегда существует вероятность возникновения конфликтов. Если говорить об отношении к конфликтам в обществе, то преобладающая оценка любых конфлик­тов обычно отрицательна, они расцениваются как нежелательное явление. Действительно, каждый из нас и общество в целом немало натерпелось от разного рода конфликтов.

Однако не всегда можно трактовать конфликт как однозначно негативное явление. Конечно, такие конфликты, которые наносят непоправимый ущерб людям и природе, связанные с насилием, должны быть предупреждены и ограничены. Однако некоторые ученые рассматривают конфликт не как отклоняющееся от нормы явление, но как постоянный и даже необходимый компонент развития общества и отдельных личностей. Эта тра­диция восходит к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю. Р. Дарендорф писал, что для ре­ального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений; что именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна. По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способ­ствовать ее сплочению или восстановлению единства. Конф­ликт может предотвращать «застой» и «омертвление» индиви­дуальной и групповой жизнедеятельности и стимулиру­ет их движение вперед. Конфликт выявляет ис­точник разногласия и, тем самым, позволяет устранить его. Позитивные последствия конфлик­та для группы или отдельного человека могут состоять и в избавлении от напряженности, разрешении острой ситуации. Есть ряд и других позитивных сторон конфликта. Деструктивным конфликт является в том случае, если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что потеряли что-то важное.

Итак, можно прийти к выводу, что конфликт как часть взаимоотношений может выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Цель состоит в том, чтобы найти способ выявить и усилить в конфликте его продуктивные стороны, если он все-таки возник.

Конфликт как социальное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются: сущность, струк­тура, причины, динамика. Для уяснения сути конфликта очень важ­но выделить его основные признаки и сформулировать условия его возникновения. Причины конфликта раскрывают источники воз­никновения и определяют динамику протекания.

Конфликты, являясь сложным социально-психологическим явлением, многообразны, и их можно классифицировать по различ­ным признакам. Классификация конфликтов позволяет ориентиро­ваться в специфике возникновения и проявлений конфликтов, что помогает прогнозировать и оценить возможные технологии управ­ления ими. Анализ конфликтов, конфликтных ситуаций предполага­ет их систематизацию, выделение существенных признаков, и клас­сификация здесь выступает как инструмент изучения и различения разнообразных конфликтных проявлений.

Любой конфликт отличается своеобразием, протекает по-своему, но при этом ему присуще нечто общее, что характерно для строения и протекания конфликтов. Конфликт, во-первых, можно описывать в статике, т. е. определять условия, лежащие в основе конфликта, устанавливать параметры, влияющие на конфликтное поведение, т. е. выделять структурные характеристики (компоненты) конфликта; во-вторых, делать акцент на процессе протекания кон­фликта, т. е. на его возникновении, последующих стадиях, конечном итоге. Важной характеристикой конфликта является его динамика, в которой можно выделить несколько этапов. Этапы конфликта отра­жают существенные моменты, характеризующие развитие конфлик­та от его возникновения до разрешения, поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнози­рования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

Следует также подчеркнуть, что конфликты могут разворачиваться по конструктивному и деструктивному сценариям. Это, в свою очередь, зависит от своевременных и качественных аналитических работ тех общественных и государственных структур, в чьи функции включены обязанности по конструированию, организации и разрешению конфликтов.

Анализ (диагностика) конфликта включает:

во-первых, описание видимых проявлений конфликта (стыч­ки, столкновения, кризисы и т. п.), определение уровня (этапа) раз­вития конфликта, выявление причин конфликта и его природы (объ­ективной, субъективной), измерение интенсивности, определение сферы распространенности;

во-вторых, описание структурных элементов конфликта, участников конфликта, их состояние, ранг, деструктивные потен­циалы; объект и предмет конфликта, позиции и мотивацию оппо­нентов, цели и тактику действий участников;

в-третьих, при анализе конфликта целесообразно опреде­лить тип конфликта по разным основаниям.

В завершение анализа рассмотрите возможные модели за­вершения конфликта и их последствия, разработайте стратегию раз­решения конфликта. Особое внимание уделите информационной составляющей данного конфликта и специфике организаций связей с общественностью участниками конфликта.

Основные понятия:конфликт, функция конфликта, классификация, основание классификации, структура, динамика, стороны кон­фликта; предмет и объект конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы, позиции конфликтующих сторон; этапы конфликта; кон­фликтная ситуация; инцидент, эскалация, кульминация, деэскала­ция, завершение конфликта; «типы конфликта А, Б, В»; конфликтоген.

МОДУЛЬ II. Семинар №7

Наши рекомендации