Методический материал к семинару. Конфликт (от лат.
Конфликт
Конфликт (от лат. – confliktus, столкновение) - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. Это проявление объективных или субъективных противоречий, которое выражается в противоборстве сторон, сопровождаемое чаще всего психическим напряжением и возникновением негативных эмоциональных состояний у его участников. Причем причины этого противоборства могут быть самыми разными: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые, личностные различия и другие. Причины возникновения экологических конфликтов
Еще одно определение, которое хорошо отражает суть вопроса, находим в современной психологии управления:
Конфликт - осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимнопротивоположных, несовместимых (чаще воспринимаемых как несовместимые) потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личностей и групп. |
Вообще, жизненная практика показывает, что конфликты – это неотъемлемая, и в чем-то даже закономерная, часть любых отношений. Когда существует контакт, взаимодействие – всегда существует вероятность возникновения конфликтов. Если говорить об отношении к конфликтам в обществе, то преобладающая оценка любых конфликтов обычно отрицательна, они расцениваются как нежелательное явление. Действительно, каждый из нас и общество в целом немало натерпелось от разного рода конфликтов.
Однако не всегда можно трактовать конфликт как однозначно негативное явление. Конечно, такие конфликты, которые наносят непоправимый ущерб людям и природе, связанные с насилием, должны быть предупреждены и ограничены. Однако некоторые ученые рассматривают конфликт не как отклоняющееся от нормы явление, но как постоянный и даже необходимый компонент развития общества и отдельных личностей. Эта традиция восходит к Аристотелю, Гоббсу, Гегелю. Р. Дарендорф писал, что для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений; что именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна. По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению единства. Конфликт может предотвращать «застой» и «омертвление» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение вперед. Конфликт выявляет источник разногласия и, тем самым, позволяет устранить его. Позитивные последствия конфликта для группы или отдельного человека могут состоять и в избавлении от напряженности, разрешении острой ситуации. Есть ряд и других позитивных сторон конфликта. Деструктивным конфликт является в том случае, если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что потеряли что-то важное.
Итак, можно прийти к выводу, что конфликт как часть взаимоотношений может выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Цель состоит в том, чтобы найти способ выявить и усилить в конфликте его продуктивные стороны, если он все-таки возник.
Конфликт как социальное явление характеризуется многими параметрами, важнейшими из которых являются: сущность, структура, причины, динамика. Для уяснения сути конфликта очень важно выделить его основные признаки и сформулировать условия его возникновения. Причины конфликта раскрывают источники возникновения и определяют динамику протекания.
Конфликты, являясь сложным социально-психологическим явлением, многообразны, и их можно классифицировать по различным признакам. Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в специфике возникновения и проявлений конфликтов, что помогает прогнозировать и оценить возможные технологии управления ими. Анализ конфликтов, конфликтных ситуаций предполагает их систематизацию, выделение существенных признаков, и классификация здесь выступает как инструмент изучения и различения разнообразных конфликтных проявлений.
Любой конфликт отличается своеобразием, протекает по-своему, но при этом ему присуще нечто общее, что характерно для строения и протекания конфликтов. Конфликт, во-первых, можно описывать в статике, т. е. определять условия, лежащие в основе конфликта, устанавливать параметры, влияющие на конфликтное поведение, т. е. выделять структурные характеристики (компоненты) конфликта; во-вторых, делать акцент на процессе протекания конфликта, т. е. на его возникновении, последующих стадиях, конечном итоге. Важной характеристикой конфликта является его динамика, в которой можно выделить несколько этапов. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения, поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.
Следует также подчеркнуть, что конфликты могут разворачиваться по конструктивному и деструктивному сценариям. Это, в свою очередь, зависит от своевременных и качественных аналитических работ тех общественных и государственных структур, в чьи функции включены обязанности по конструированию, организации и разрешению конфликтов.
Анализ (диагностика) конфликта включает:
во-первых, описание видимых проявлений конфликта (стычки, столкновения, кризисы и т. п.), определение уровня (этапа) развития конфликта, выявление причин конфликта и его природы (объективной, субъективной), измерение интенсивности, определение сферы распространенности;
во-вторых, описание структурных элементов конфликта, участников конфликта, их состояние, ранг, деструктивные потенциалы; объект и предмет конфликта, позиции и мотивацию оппонентов, цели и тактику действий участников;
в-третьих, при анализе конфликта целесообразно определить тип конфликта по разным основаниям.
В завершение анализа рассмотрите возможные модели завершения конфликта и их последствия, разработайте стратегию разрешения конфликта. Особое внимание уделите информационной составляющей данного конфликта и специфике организаций связей с общественностью участниками конфликта.
Основные понятия:конфликт, функция конфликта, классификация, основание классификации, структура, динамика, стороны конфликта; предмет и объект конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы, позиции конфликтующих сторон; этапы конфликта; конфликтная ситуация; инцидент, эскалация, кульминация, деэскалация, завершение конфликта; «типы конфликта А, Б, В»; конфликтоген.
МОДУЛЬ II. Семинар №7