Отчетность об образовании отходов для субъектов малого и среднего бизнеса
Разработка ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства не предусмотрена (№89-ФЗ от 24.06.1998 г. п. 3, 4 ст. 18). В соответствии с Приказом МПР РФ от 16.02.2010 г. №30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)» указанные субъекты представляют Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Отчетность об образовании отходов предоставляется в уведомительном порядке ежегодно до 15 января следующего за отчетным периодом года.
При проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, модернизации, консервации и ликвидации предприятия, относящегося к опасным производственным объектам, осуществляется особый вид кологического регулирования — разрабтока декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.Она предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанные с ней угрозы, анализ достаточности мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности организации к эксплуатации списанного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности. Эксплуатация опасного производственного объекта осуществляется на основании лицензии. На момент ввода в эксплуатацию и всего периода эксплуатации должен быть заключен договор страхования риска ответственности за причинение вреда. Перечень промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности, ежегодно утверждается МЧС России, Госгортехнадзором. Для проектируемых объектов декларация безопасности утверждается заказчиком проекта, в случае действующего промышленного объекта — утверждается руководителем. После утверждения декларация безопасности подвергается экспертизе для выявления соответствия требований промышленной безопасности. Она направляется в МЧС, Госгортехнадзор, штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в сброшюрованном виде с заключением экспертизы. Декларация безопасности пересматривается: не позднее 6 месяцев — при изменении условий, влияющих на обеспечение промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций; не позднее 1 года — при изменении действующих требований в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций; при совместном решении МЧС и Госгортехнадзора в сроки, принятые этим решением; не реже одного раза в 5 лет.
Определяющее условие эффективности экоменеджмента на предприятии — наличие системы документирования экологической информации. По оценкам специалистов, контроль правильного и четкого ведения экологического учета и отчетности позволяет уменьшить уровень загрязнения на 20%.
Для отчетности по расходам на природоохранную деятельность используются: отраслевые руководящие принципы; внутренние руководящие принципы предприятия; учет производственных издержек с вычленением счетов по отдельным учетно-калькуляционным объектам или счетов в общей бухгалтерской книге, распределение издержек на основе доли в общих расходах; составление материального и энергетического балансов; анализ природоохранной деятельности. На основании международных требований экологического учета расходы на природоохранные мероприятия должны классифицироваться по целевому назначению оборудования: борьба с загрязнением воздуха, воды, сбор и обработка отходов, снижение уровня шума и пр.Бухгалтерский учет затрат на охрану окружающей природной среды и рациональное природопользование включает: учет текущих затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (материальные, трудовые ресурсы на поддержание объектов в рабочем состоянии, их ремонт, амортизация основных средств, стоимость потребляемого топлива и энергии); учет расходов по захоронению экологических отходов; оплату сторонним предприятиям за прием, хранение и уничтожение экоопасных отходов, очистку сточных вод; платежи за выбросы (сбросы) в бюджет и внебюджетные фонды; штрафные санкции за экологические правонарушения; капиталовложения в охрану окружающей среды; учет затрат на образование и подготовку кадров; учет затрат на научно-исследовательские работы в природоохранной области; учет затрат на содержание аппарата природоохранных отделов (общезаводских и чековых); учет затрат на содержание аналитических лабораторий или оплату труда по расчету нормативов по вредным выбросам (сбросам) предприятия — ПДВ (ПДС) сторонним организациям. Предприятия, загрязняющие окружающую среду, должны вести документальный учет природоохранных затрат и предоставлять местным природоохранным органам следующие документы. План общих природоохранных мероприятий (ежегодно).