Тема 5. Радиоактивное загрязнение.
Практические задания по предмету
«Экологический мониторинг туристских продуктов и услуг»
Тема 2. Глобальная экологическая проблема.
1. По экологической литературе и сети Интернет заполнить таблицу:
Виды животных и птиц, исчезнувших в XIX – XX вв.
Исчезнувший вид | Ареал обитания | Причины исчезновения | Экспонирование в музеях |
2. Выполнить контурную карту «Основные районы деградации окружающей среды».
Примечания: Каждый район необходимо отметить способом картограммы, ареала, или пунсоном. Для районов деградации земель указать виды полезных ископаемых, влияющих на эту деградацию. В районах радиоактивного загрязнения особо отметить полигоны испытания атомного оружия, предприятия ядерного цикла, на которых произошли аварии. Способом ареала указать распространение радиации вследствие аварии на ЧАЭС, и зону распространения ВУРС. В районах деградации речного стока цветом выделить обмелевшие реки, способом ареала – исчезающие из-за этого моря и озёра.
Тема 3. Загрязнение атмосферы
Используя типологию городов России по степени экологического риска для здоровья населения, выберите наиболее значимые с точки зрения туризма города. Назовите факторы, на основании которых они были отнесены к данному типу. Используя разработанные для приводимой в статье карты условные обозначения, на контурной карте укажите выбранные Вами города. Сформулируйте выводы о степени опасности для здоровья человека основных городов России.
Примечание: Для выполнения задания используйте статью Ратанова М.П., Колбенева Л.И., Шкирина А.И., Березин В.А. Оценка степени экологической безопасности городов России для здоровья населения. // Вестник Московского университета. - Серия 5. География. - №3, 1995. - С. 56 - 62.
Тема 4. Загрязнение гидросферы
1. Составить экологическую характеристику следующих рек Российской Федерации: Москва, Нева, Волга, Дон, Северная Двина, Свирь, Ока, Вятка, Чусовая, Исеть, Урал, Миасс, Тобол, Иртыш, Обь, Катунь, Бия, Енисей, Ангара, Амур.
План характеристики:
- Название реки, происхождение названия;
- Исток и устье;
- Субъекты РФ по которым река протекает;
- Крупнейшие города в бассейне реки;
- Водохранилища на реке;
- Основные загрязнители;
- Виды рыб, обитающих в реке;
- ООПТ в долине реки (заповедники, национальные парки или иные ООПТ);
- туристское использование реки (виды и формы туризма, маршруты).
Примечание: Для поиска информации о происхождении названия реки используйте книгу: Поспелов Е.М. Географические названия России. – М.: Книжная находка, 2003; или любой топонимический словарь).
2. Подготовить фрагмент экологической экскурсии на эвтрофное озеро с рассказом о причинах и стадиях эвтрофикации. Какие материалы для такой экскурсии должен содержать портфель экскурсовода? Изобразите наглядно фазы эвтрофикации в виде цветной схемы на листах формата А4.
3. Соберите и систематизируйте информацию об эвтрофных озёрах Омской и Новосибирской областей: Салтаим-Тенис, Чаны, Исилькуль, Калач, плёсах природного парка регионального значения «Птичья Гавань». В чём причина эвтрофикации этих озёр? Какие туристские, рекреационные или экскурсионные функции они выполняли или выполняют? Какова фауна этих озёр? Объясните происхождение их названий и роль в хозяйстве.
Тема 5. Радиоактивное загрязнение.
1. По экологическим работам подготовьте карто-схему «Радиоактивное загрязнение Южного Урала» Интенсивностью цвета покажите наиболее радиоактивные участки. Проанализируйте полученные данные. В письменном анализе укажите причины интенсивного радиоактивного загрязнения, основные радионуклиды-загрязнители. Выделите цветом реку Теча.
2. Составьте приблизительную карто-схему бассейна р. Теча. Где она берёт начало и куда впадает? Отметьте на схеме главные радиоактивные озёра Челябинской области: Карачай, Иртяш, а так же города Озёрск и Кыштым. Какие достопримечательные объекты располагаются вблизи и внутри данной территории?
3. Подберите информацию об аварии на ПО «Маяк», которую Вы бы изложили туристам при восхождении на г. Малый Сугомак. Частью какой туристской программы может являться такое восхождение? Какие ещё достопримечательные природные и культурные объекты могут посетить туристы во время этой экскурсии?