Основы современной экологии
Технологическая карта учебной дисциплины
Основная образовательная программа | Направление Педагогическое образование |
Профиль «Начальное образование» | |
Курс | |
Семестр | |
статус дисциплины | |
Промежуточная аттестация | Зачет |
Количество часов | Лекции - 20 часов |
Количество баллов | |
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации ( баллы) | |
ФИО преподавателя | Доц. В.Г. Свешников |
Утверждено на заседании кафедры НЕМО 2013г. протокол №
Критерии оценки видов деятельности студента:
Критерии оценки деятельности студента при выполнении самостоятельных заданий :
Оценивается:
1. правильность выполнения заданий
2. полнота выполнения
3. обоснованность представленного варианта задания
4. самостоятельность выполнения задания
5. качество оформления задания, в том числе - списка использованной литературы
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | min | max | ||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Баллы | Баллы | ||||
1. | Введение. Предмет современной экологии. Краткая история экологии. Методы экологии. Основные направления и разделы современной экологии. Концепция устойчивого развития. | |||||||
2. | Организм и среда.Многообразие живых организмов Жизненные циклы. Среда обитания, среды жизни.Свойства, ресурсы и сигналы среды..Жизненные формы растений и животных. | |||||||
3. | Понятие экологического фактора. Экологические закономерности действия факторов среды. Принцип действия экологического фактора: оптимум, зона нормальной жизнедеятельности, пределы выносливости. . | |||||||
4. | Классификация экологических факторов.Абиотические факторы.Классификация экологических факторов: традиционная, А.С. Мончадского, синтетическая. Абиотические и биотические факторы. Абиотические факторы: свет, температура, вода и влажность. Экологические группы растений и животных. | |||||||
5. | Ресурсы среды: свет, кислород, вода, пища и пространство. Экологическая роль факторов питания. Экологическая ниша. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы среды. Свет, кислород, вода, пища и пространство– ресурсы среды. Пища как экологический фактор для растений и животных. Пары терминов: продуцент и консумент, автотроф и гетеротроф.). Экологическая ниша: пространственная, трофическая и многомерная. Фундаментальная и реализованная экологические ниши. Причины и последствия расхождения ниш. | |||||||
6. | Демография и динамика популяций. Ареал распространения вида. Популяция, ее критерии и основные характеристики. Пространственная, половая и возрастная структура популяций, их демографические показатели. Пассивное и активное расселение. | |||||||
7. | Биотические взаимодействия в сообществе. Понятие биоценоз. Типы взаимоотношений видов: хищничество и паразитизм. Эпидемиология и динамика численности паразитов. Мутуализм.. Тканевые и клеточные симбионты. Микориза. Конкуренция – как форма биотических взаимоотношений. | |||||||
Экологические системы. Понятия об экосистемах (А.Тэнсли) и биогеценозах (В.Н.Сукачев). Видовая структура биотического сообщества. Виды эдификаторы. Видовое разнообразие в сообществах: многообразие и выравненность.. Пространственная структура: вертикальная ярусность и горизонтальная мозаичность. Консорции. Разнообразие экосистем. Основные типы экосистем: наземные, пресноводные, морские. | ||||||||
Энергетика экосистемы. Поток энергии и круговорот вещества в экосистеме. Гомеостаз экосистемы, его механизмы. Первичная продуктивность (валовая и чистая), вторичная продуктивность, чистая продуктивность сообщества.. Трофическая структура экосистемы: продуценты, консументы и редуценты. Правило экологических пирамид. Поток энергии, проходящий через последовательные трофические уровни. Универсальная модель потока энергии; ее использование в экологии. | ||||||||
Развитие и динамика экосистем. Изменчивость экосистем суточная и сезонная. Общая стратегия экологической сукцессии. Примеры первичной и вторичной сукцессий.. Циклический характер сукцессий. . Сбалансированность экосистемы и темпы эволюции организмов. Понятие экологического кризиса. | ||||||||
Биосфера. Биосфера (представления Э. Зюсса и В.И. Вернадского). Структура биосферы, ее элементарные единицы. Распределение живых организмов в литосфере, атмосфере и гидросфере. Иерархический ряд экосистем. Биогеохимические циклы в масштабе планеты. Глобальная экологическая пирамида. Концепция ноосферы. | ||||||||
Биоразнообразие: возможности сохранения и восстановления. Конвенция о биоразнообразии: её основные положения. Различные дефиниции биоразнообразия. Охрана биоресурсов через их рациональное использование. Характеристики состояния экосистем в различных ландшафтно-географических зонах России.. Понятие особо охраняемых природных территорий ООПТ (Н.Ф. Реймерс, Закон РФ 1995г). Категории ООПТ (международная и российская классификации). Роль (ООПТ) в мире и в России в сохранении биоразнообразия. | ||||||||
Содержание вариативной самостоятельной работы | ||||||||
Итого: | 18ч. | 34ч. | 54ч. | 108ч. |
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
Дисциплина "Основы современной экологии"
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. 1 | Введение. Предмет современной экологии. | Составление справки на основе анализа рекомендованной литературы и сайтов, размещенных в Интернете | |
2. | Организм и среда. | Описание жизненных форм растений и животных среды обитания с характеристикой годовых циклов отдельных видов (со списком литературы по теме) | |
3. | Понятие экологического фактора. Экологические закономерности действия факторов среды. | Составление терминологического словаря по теме (заключение необязательно) | |
4. | Классификация экологических факторов.Абиотические факторы. | Минипроект: описание влияния абиотических факторов: поведенческих реакций особей, адаптивного комплекса популяции, географической изменчивости видов | |
5. | Ресурсы среды: свет, кислород, вода, пища и пространство. Экологическая роль факторов питания. Экологическая ниша. | Минипроект: описание экологической ниши растения и животного на основе литературных данных, с описанием расхождения ниш с конкурентами | |
6. | Демография и динамика популяций. | Характеристика демографических показателей двух популяций | |
7. | Биотические взаимодействия в сообществе. | Описание биотических связей (прямых и опосредованных) растений и животных леса | |
8. | Экологические системы. | Минипроект: характеристика состава и структуры природного сообщества и описание консорций на основе литературы или данных наблюдений | |
9. | Энергетика экосистемы. | Составление пищевых цепей и сетей сообщества. | |
10. | Развитие и динамика экосистем. | Описание суточной (сезонной) динамики природного сообщества или прогноз развития сообщества на основе описания структуры и состава по литературе | |
11. | Биосфера. | Составление биогеохимических циклов вещества или элемента (с описанием) | |
12. | Биоразнообразие: возможности сохранения и восстановления. | Подготовка доклада по ООПТ на основе анализа литературы | |
Итого: |
Примечание: Выполнение самостоятельной работы зачитывается при наличии в работе заключения – резюме, написанном студентом самостоятельно по материалам работы. Объем заключения – 0,5 – 0,75 стр.
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме накопительного экзамена, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине.
Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:
Компетенция | Контрольно-измерительные материалы оценки сформированности компетенции |
ОК-4 | ИСР (инвариантная самостоятельная работа): 2, 4-8,10-12; ВСР (вариативная самостоятельная работа):3,4,7,11,12 |
ОК-6 | Оценивается в процессе проведения занятий в интерактивной форме, ИСР: 6,7,10 -12; ВСР: 8,9,11,12 |
ОК-8 | ИСР:1-3, 5-8, 10-12 ВСР: 7-9, 11, 12 |
ОПК-6 | Оценивается в процессе проведения занятий в интерактивной форме, ИСР: 1-5, 7-8, 10-11; 3,4,9,11,12 |
Экзамен осуществляется на основе балльно-рейтинговой системы. Положительная оценка выставляется при получении студентом не менее 55 баллов (из 100 возможных):
- Отчет о выполнении заданий по всем темам дисциплины, включая лабораторные работы, участие в обсуждениях, дискуссиях, выполнение заданий вариантной части самостоятельной работы (и других видов отчета, определенных содержанием портфолио) с представлением соответствующей части портфолио-отчета - 50
- диагностические контрольные работы - 20 баллов
- Представление соответствующей части портфолио-отчета о выполнении инвариантной части самостоятельной работы – 30 баллов.
(Указано максимальное количество баллов, возможны изменения, зависящие от качества выполненной работы)
Портфолио-отчет содержит:
- Конспект лекций (с комментариями).
- Самодиагностирующие заметки по изучаемым темам
- Терминологический словарь, справка
- График-органайзер (схемы, карты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и др.).
- Материалы с выполненными заданиями лабораторных работ
- Контрольные работы с результатами и работой над ошибками.
- Доклады по самостоятельно выбранной теме в рамках занятия.
- Вопросы, возникшие при изучении дисциплины.
- Опорные схемы по основным темам дисциплины.
- Материалы по экологии, подобранные с учетом профиля педагогической специальности.
- Конспекты научных статей, книг и учебной литературы по теме, предложенных преподавателем в соответствии с планом самостоятельных работ (с комментариями).
- Творческие задания в соответствии с планом занятия (проведение деловых и ролевых игр, примеры кейс-метода и т п.).
- Рефераты, написанные по теме занятия, на котором студент не присутствовал.
- Собственные рубрики.
- Самооценка портфолио.
Составили: доц. Кузнецова Е.С. и доц. Свешников В.Г.