Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

5.2. Дополнительная литература:

1. Королев А.А. Гигиена питания: учебник для студентов высших учебных заведений /А.А.Королев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 527 с.

2. Мартинчик А.Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, А.Б. Петухов. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – с.

3. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Рассчитайте суточные потребности конкретного человека в основных продуктах питания животного и растительного происхождения;

2. Продумайте рекомендации, направленные на оптимизацию вашего суточного рациона.

3. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

4. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения:

Ø Диеты и нетрадиционные виды питания человека.

ТЕМА 18.

1. Тема занятия: "Пищевые отравления. Профилактика. Гигиена предприятий общественного питания".

Цель занятия:приобретение студентами знаний по теоретическим основам питания и практических навыков организации мероприятий по профилактике пищевых отравлений микробной этиологии.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал;

2. Формирование правильного представления о значимости и необходимости проведения мероприятий по профилактике пищевых отравлений микробной этиологии.

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы(перечень понятий)

Ø пищевое отравление;

Ø токсикоинфекция; стафилококковый токсикоз; ботулизм;

Ø биоксенобиотики; химиоксенобиотики, зооксенобиотики;

Ø санитарно-эпидемиологическое расследование пищевого отравления.

Вопросы к занятию

1. Определение и содержание понятия, пищевые отравления, класси­фикация пищевых отравлений.

2. Пищевые токсикоинфекции.

3. Пищевые бактериальные токсикозы: ботулизм, стафилококковый токсикоз.

4. Характеристика возбудителей, вызывающих данные заболевания. Жизнеспособность в пищевых продуктах. Источники, и условия обсеменения пищевых продуктов. Клинико-эпидемиологические особенности вспышек.

5. Основы профилактики пищевых отравлений. Мероп­риятия по выявлению и обеззараживанию источника инфекции. Мероприятия по прерыванию путей обсеменения пищевых продуктов возбудителями пище­вых отравлений. Мероприятия по предупреждению размножения и токсинооб­разования микроорганизмов, попавших на продукты во время производств, перевозки, хранения, обработки и реализации. Мероприятия по обеззара­живанию потенциально опасных в эпидемическом отношении продуктов.

6. Расследование пищевых отравлений. Цель, органи­зация, методика. Экстренное извещение о пищевом от­равлении. Разра­ботка оперативных мер по ликвидации возникшей вспышки пищевого отрав­ления.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие микроорганизмы вызывают токсикоинфекцию, и при каких условиях?

2. Можно ли использовать в пищу после термической обработки молоко от коровы больной маститом?

3. Перечислите мероприятия по профилактике токсикоинфекций, стафилококкового токсикоза.

4. Перечислите мероприятия по профилактике ботулизма при консервировании в домашних условиях и в условиях производства.

5. Какую роль занимает пропаганда гигиенических знаний среди населения и санитарного обучения работников пищевых предприятий в про­филактике пищевых отравлений?

Основная литература

1. Мартинчик А.Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, А.Б. Петухов. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.

5.2. Дополнительная литература:

1. Королев А.А. Гигиена питания: учебник для студентов высших учебных заведений /А.А.Королев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 527 с.

2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.

Наши рекомендации