Методический материал к семинару. Моделирование. В процессе обсуждения (мозговой штурм) выявить характеристики, качества и свойства личности
Моделирование. В процессе обсуждения (мозговой штурм) выявить характеристики, качества и свойства личности, обладающей высоким уровнем экологической компетентности. Получается список, величина которого не ограничена ни числом качеств, ни временем внесения – то есть список остается открытым и может быть дополнен по предложению студента. Из всех приведенных в списке качеств методом рейтинговой оценки выбираем восемь наиважнейших.
Полученные результаты исследования можно нанести на круговой график, в этом случае наглядное представление позволяет не просто оценить уровень экологического сознания, но и обозначить направления его развития. Для этого из числа исследуемых качеств выбирают восемь важнейших. На бумаге/поле компьютерного экрана рисуется окружность и проводится через ее центр четыре прямых линии крест-накрест, разделив таким образом круг на восемь равных секторов. Каждый радиус является шкалой оценки. Оценка качеств экологической направленности личности, сформированности экологического сознания, экологического воспитания и т.д. проводится по пятибалльной шкале, точка «ноль» - в центре, точка «пять» - на окружности. Соответственно, каждый радиус делится на четыре равных отрезка точками, соответствующими оценкам «один», «два», «три» и «четыре» (см. график). Каждый радиус нумеруется или подписывается соответственно одним из выбранных восьми важнейших качеств экологической компетентности.
После завершения подготовительной работы на графике выставляется оценка по тем восьми качествам, которые признаны важнейшими. Оценка выставляется точкой на соответствующем радиусе окружности. Затем точки последовательно соединяются, и получается график в виде ломаной линии. Соответственно пики показывают высокий уровень сформированности экологического сознания, провалы – низкий уровень, качества и свойства, требующие целенаправленной проработки. Эту методику можно использовать и в качестве инструмента самооценки, например, уровня экологической компетентности.
Изменения в методику вносятся в этом случае на первом этапе, в процессе отбора важнейших восьми качеств. Качества отбираются при активном участии самих студентов. Сами же студенты определяют уровень, необходимый для определения личности с высоким уровнем экологической компетентности. Этот уровень обозначается на графике цветом. Затем проводится исследование любой из методик по определению уровня развития качеств у конкретного студента. Результаты наносятся на график (другим цветом, чем первый вариант). В результате появляется некий идеальный образ и на его фоне – модель экологической компетентности конкретного студента. Студент анализирует различия и сам определяет, насколько эти различия важны для него, какие виды деятельности необходимы для сближения двух моделей.
График оценки/самооценки
Качества экологической компетентности | |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
МОДУЛЬ III. Семинар №14