Систематика, анатомия, морфология, биология и экология
Позвоночных животных
Оборудование и объекты исследования: чучело птицы, черепа млекопитающих
Ход работы:
Рассмотрите предложенные объекты и составьте их характеристику по вопросам карты ответа
Максимум -20 баллов
1. Птицы
Карта ответа
№ чучела | Кол-во балов |
1. систематическое положение: | |
a. тип | 0,25 балла |
b. класс | 0,25 балла |
c. отряд | 0,25 балла |
d. семейство | 0,25 балла |
e. род | 0,25 балла |
f. вид | 0,25 балла |
2. особенности морфологии задних и передних конечностей в связи с характером их использования: | 1 балл |
3. характер окраски, биологический смысл: | 1 балл |
4. особенности строения клюва в связи с характером питания: | |
5. тип развития птенцов: | 0,5 балла |
6. экологическая группа предложенного вида: | 1 балл |
Черепа млекопитающих
Карта ответа
Череп № ____ | Кол-во балов |
1. систематическое положение: | |
a. тип | 0,25 балла |
b. класс | 0,25 балла |
c. отряд | 0,25 балла |
d. семейство | 0,25 балла |
e. род | 0,25 балла |
f. вид | 0,25 балла |
2. экологическая группа предложенного вида: | 1 балл |
3. зубная формула: | 2 балла |
4. особенности строения зубной системы в связи с характером питания: | 1 балл |
5. особенности строения черепа в связи с образом жизни: | 1 балл |
6. определить возрастную группу (взрослое или молодое животное), обосновать принадлежность к ней: | 1 балл |
Карта ответа
Череп № _____ | Кол-во балов |
1. систематическое положение: | |
g. тип | |
h. класс | |
i. отряд | |
j. семейство | |
k. род | |
l. вид | |
2. экологическая группа предложенного вида: | 1 балл |
3. зубная формула: | 1 балл |
4. особенности строения зубной системы в связи с характером питания: | 1 балл |
5. особенности строения черепа в связи с образом жизни: | 1 балл |
6. определить возрастную группу (взрослое или молодое животное), обосновать принадлежность к ней: | 1 балл |
Фамилия __________________________ Сумма баллов____________
Имя __________________________
Территория __________________________ Подписи членов жюри
Шифр ___________________________ ________________________
Задания
Практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Класс
Систематическая и экологоморфобиологическая характеристика Насекомых
Оборудование и объекты исследования: коллекция насекомых, ручная лупа
Ход работы:
1. Рассмотрите предложенных насекомых
2. Составьте характеристику насекомых по вопросам, предложенным в карте ответа.
Максимум -20 баллов
Карта ответа
№ насекомого ___________ | Кол-во балов |
2. систематическое положение: | |
m. тип | 0,25 |
n. класс | 0,25 |
o. отряд | 0,5 |
p. семейство | |
q. род | 0,5 |
r. вид | |
7. особенности морфологии, строение крыльев, конечностей, антенн и т.д.: | 1,5 |
8. характер окраски, биологический смысл: | |
9. тип ротового аппарата, связь с особенностями питания: | 1,5 |
10. тип развития, характерные признаки стадий жизненного цикла: | |
11. особенности экологии личиночной стадии: | 1,5 |
Карта ответа
№ насекомого ___________ | Кол-во балов |
3. систематическое положение: | |
a. тип | 0,25 |
b. класс | 0,25 |
c. отряд | 0,5 |
d. семейство | |
e. род | 0,5 |
f. вид | |
12. особенности морфологии, строение крыльев, конечностей, антенн и т.д.: | 1,5 |
13. характер окраски, биологический смысл: | |
14. тип ротового аппарата, связь с особенностями питания: | 1,5 |
15. тип развития, характерные признаки стадий жизненного цикла: | |
16. особенности экологии личиночной стадии: | 1,5 |
Фамилия __________________________ Сумма баллов _____________
Имя __________________________
Территория________________________ Подписи членов жюри
Шифр __________________________ _______________________
Задания
Практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Класс
Анатомический анализ органов растений
Максимум -20 баллов
Оборудование и объекты исследования: микроскоп, микропрепараты с поперечными срезами органов растений
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат.
2. Зарисуйте срез и обозначьте его составляющие ткани, используя наиболее подходящие коды.
3. Определите орган растения, который Вы исследовали.
4. Укажите систематическое положение изучаемого растения. Ответ обоснуйте.
Обозначения к рисунку (коды): |
Рис. Исследуемый срез органа растения
Коды для обозначения анатомо-систематической характеристики исследуемого среза, органа растения и его систематического положения:
01.верхний эпидермис; 02.ризодерма; 03.нижний эпидермис; 04.устьице; 05.столбчатая ассимиляционная паренхима; 06.губчатая ассимиляционная паренхима; 07.ассимиляционный складчатый мезофилл; 08.мезофилл листа однодольного растения; 09.гиподерма; 10.мезофилл листа папоротника; 11.водоносные (гиалиновые) клетки мха; 12.моторные клетки; 13.друзы; 14.склереиды 15.рафиды; 16.цистолит; 17.жилка листа; 18.пробка; 19.кора; 20.пластинчатая колленхима; 21.уголковая колленхима; 22.смоляной ход; 23.склеренхима; | 24.экзодерма; 25.эндодерма; 26.пропускные клетки эндодермы; 27.перицикл; 28.флоэма; 29.ксилема; 30.сердцевина; 31.пучковый камбий; 32.межпучковый камбий; 33.сердцевинный луч; 34.годичное кольцо; 35.воздухоносная полость; 36.основная паренхима; 37.коллатеральный пучок; 38.биколлатеральный пучок; 39.концентрический пучок; 40.радиальный пучок; 41.пластинки ассимиляторы листа мха; 42.первичная кора; 43.корень; 44.лист; 45.стебель; 46.отдел моховидные; 47.отдел папоротниковидные; 48.отдел голосеменные; 49.отдел покрытосеменные; 50.класс однодольные; 51.класс двудольные |
Объект исследования (код): _________________________;
Систематическое положение
изучаемого растения (код): _________________________;
Обоснование ответов: ____________________________________________
______________________________
Фамилия __________________________ Сумма баллов _____________
Имя __________________________
Территория _______________________ Подписи членов жюри
Шифр __________________________ _______________________
Задания