Обработка и интерпретация результатов теста. Анкета для выявления уровня сформированности
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для выявления уровня сформированности
экологической образованностистудентов учреждений СПО
на констатирующем этапе эксперимента
1. В какой экосистеме отсутствуют цветковые растения:
А. Болотной.
Б. Горной.
В. Луговой.
Г. Морской.
2. Укажите правильный вариант ответа: «Человек является частью…»
А. Биосферы.
Б. Техносферы.
В. Тропосферы.
Г. Литосферы.
3. Лес - важный объект хозяйственной деятельности человека. К побочному использованию леса относятся:
А. Заготовка древесины.
Б. Охота на промысловых животных.
В. Заготовка лекарственных растений.
Г. Заготовка веток, коры, хвороста.
4. Предметы бытового мусора разлагаются в течение:
А.10 лет – фильтры от сигарет.
Б.Свыше 1000 лет – стеклянная посуда.
В.1 год – бумага.
Г.Более 100 лет – пластмасса.
5. Какой тип загрязнения окружающей среды должен контролироваться специальными санитарно-эпидемиологическими службами:
А.Тепловое.
Б.Химическое.
В.Биологическое.
Г.Шумовое.
6. Какая из названных особо охраняемых территорий обеспечивает наиболее надежную охрану видов:
А.Заказники.
Б.Заповедники.
В.Лесосады.
Г.Национальные парки.
7. К нерациональному природопользованию относятся:
А. Создание безотходных технологий.
Б.Вселение новых видов, конкурирующих со старыми.
В.Чрезмерная концентрация промышленности в городах.
Г. Сохранение местообитания популяций.
8. Какие экологические «законы» Б. Коммонера предполагают необходимость рационального природопользования в антропогенной экосистеме?
А.«Все надо куда-то девать».
Б.«Все связано со всем»
В.«Природа знает лучше».
Г.«За все надо платить».
9. Заводской район города – это:
А.Гетеротрофная – естественная экосистема.
Б.Фотоавтотрофная – искусственная экосистема.
В.Автотрофная естественная экосистема.
Г.Гетеротрофная – искусственная экосистема.
10. «Экологической миной» называют:
А.Выбросы оксидов серы.
Б.Выбросы хлоруглеродов.
В.Скопление токсичных отходов.
Г.Скопление отходов на мусорных свалках.
Приложение 2
Анкета для выявления уровня сформированности
экологической образованностистудентов учреждений СПО
на контрольном этапе эксперимента
1. Назовите среди перечисленных ниже мероприятий в деятельности человека те, которые относятся к охране лесов и флоры Российской Федерации:
а) сплошные вырубки леса с целью освобождения территории под строительство городов;
б) уборка усыхающих и сваленных ветром деревьев, способствующая уменьшению интенсивности размножения организмов –вредителей леса;
в) обработка леса гербицидами, вызывающими полное вымирание всех растений;
г) уничтожение основной массы насекомых-вредителей физическими, химическими и биологическими методами;
д) обводнение больших территорий при строительстве водохранилищ, когда большие массивы леса находятся под водой.
2. Естественный состав атмосферы Земли представляет собой:
а) смесь химического состава среды природных газов;
б) смесь кислорода и озона;
в) смесь азота и кислорода;
г) смесь азота и аргона.
3. Установите, какие утверждения правильны:
а) в нашем районе плохая экология; д) экология – здоровье людей;
б) экология в наших местах испорчена; е) экология у нас стала хуже;
в) экологию необходимо охранять; ж) экология – это наука.
г) экология – основа природопользования;
4. Какие виды взаимоотношений относятся к «материальным»:
а) Пение соловья в районе гнездового участка.
б) Преследование ласточки ястребом.
в)Уход особей с участка под влиянием ферментов.
г) Рычание хищников друг на друга
5. С каким глобальным процессом, происходящим на нашей планете, связаны экологические проблемы России?
а) Истощение лесов интенсивными рубками.
б) Увеличение концентрации диоксида углерода в атмосфере.
в) Загрязнение рек, озер нефтепродуктами.
г) Выращивание культур, разрушающих почву.
6. Самый важный компонент определяющий плодородие почвы:
а) Вода.
б)Гумус.
в) Кислород.
г) Азот.
7. Для спасения пресноводных водоемов России необходимо:
а) Внедрить оборотную систему водопользования в народном хозяйстве.
б)Ограничить улов рыбы.
в) Усилить контроль над эксплуатацией водоемов судами.
г) Ограничить количество судов на водоемах.
8. Рост материальных потребностей людей характеризует их:
а) Социальные особенности.
б) Биологические особенности.
в) Духовную культуру.
г) Стремление к самосохранению
9. Какие из нижеприведенных пар (предшественник и сама культура) наиболее эффективны:
а) Подсолнечник – сахарная свекла.
б)Пшеница.
в) Озимая рожь.
г) Картофель – горох.
10. Какие методы борьбы с насекомыми-вредителями основаны на естественных взаимоотношениях организмов:
а)Агротехнические.
б)Химические.
в)Селекционные.
г) Биологические.
Приложение 3
Тематический план пропедевтического курса
«Основы экологии и природопользования»
Наименование разделов и тем | Лекцион ные занятия | Практические занятия, семинары | Количество часов |
Наука экология | |||
1.Место экологии в науках о биосфере | |||
2. Среда обитания организмов | |||
Экологические системы | |||
1. Основные элементы экосистем | |||
2. Популяция. Вид. | |||
3. Атмосферный воздух | |||
4. Гидросфера | |||
5. Проблемы Волжского водохранилища | |||
6. Лесные ресурсы. | |||
7. Национальный парк «Самарская Лука» | |||
8. Почвенные ресурсы | |||
9. Загрязнение почвы твердыми бытовыми отходами. Полигоны ТБО | |||
Экологические проблемы современного мира | |||
1. Мониторинг окружающей среды | |||
2. Виды загрязнений | |||
3. Биоэтика | |||
4. Концепция устойчивого развития | |||
Итоговое занятие | |||
Всего: |
Приложение 4
Анкета по закреплению профессионального выбора студентов-экологов
Вопросы по закреплению профессионального выбора студентов-экологов | Да-Да | Да-Нет | Нет-Да | Нет-Нет |
Я знаю, почему выбрал специальность эколог | ||||
Я понимаю значимость своей будущей профессии | ||||
Я готов принимать самостоятельные решения | ||||
Я проявляю к своей будущей профессии интерес | ||||
Я готов нести ответственность за свои решения | ||||
Я умею искать учебную информацию | ||||
Я могу применять информацию при обучении | ||||
Я в дальнейшем буду работать экологом |
Приложение 5
Методика «Диагностика параметров самостоятельной деятельности учащихся».
Цель: выявление и оценка формируемых качеств самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность измеряется через такие качества, как успеваемость, мотивация, активность, организованность, ответственность и самостоятельность, которые проявляются при выполнении заданий. Каждому уровню можно присвоить соответствующее числовое значение (0,1, 2, 3 балла). Получим шкалу: 3 балла – высокий уровень; 2 балла – приближающийся к высокому; 1 балл – средний уровень; 0 – низкий уровень.
Ниже в «Листе оценки» представлены показатели всех параметров самостоятельной деятельности.
Лист оценки учителем параметров самостоятельной деятельности учащихся;
Параметры | Показатели | В баллах |
Успеваемость (1) | Отличная Хорошая Средняя Низкая | 3 2 1 0 |
Мотивация (2) | Устойчивый комплекс мотивов Один устойчивый мотив Ситуативные мотивы Положительная мотивация не проявляется | 3 2 1 0 |
Активность (3) | Творческая активность Интерпретирующая активность Воспроизводящая активность Пассивность | 3 2 1 0 |
Организованность (4) | Планирование этапов и способов деятельности. Организация рабочего места и средств. Планирование времени. Организация рабочего времени и средств Планирование времени Организация рабочего места и средств. Свойство не проявляется | 3 2 1 0 |
Ответственность (5) | Работа всегда выполняется без внешнего контроля Работа выполняется чаще без внешнего контроля Работа выполняется только в условиях внешнего контроля Работа не выполняется успешно и в условиях внешнего контроля | 3 2 1 0 |
Приложение 6
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
Шкалы:учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы
Назначение теста
Диагностика учебной мотивации студентов.
Описание теста
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
Инструкция к тесту
Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Тест
1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
3. Хочу стать специалистом.
4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
6. Чтобы не отставать от друзей.
7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в техникуме.
10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
12. Необходимо окончить техникум, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
18. Просто нравится учиться.
19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.
20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.
25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.
26. Стать высококвалифицированным специалистом.
27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
28. Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
30. Добиться одобрения родителей и окружающих.
31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.
33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.
Обработка и интерпретация результатов теста
• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Приложение 7
Батаршев, А.В. Методика «Определение социальной креативности личности»
Назначение теста
Данная методика с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности позволяет определить уровень социальной креативности.
Инструкция к тесту
В предложенном ниже бланке вам необходимо по 9-балльной шкале провести самооценку личностных качеств либо частоту их проявления в заданных ситуациях жизнедеятельности.
Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, то есть генераторов идей, то в какой степени вы являетесь генератором идей?
В какой степени вы относите себя к людям решительным?
В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное?
Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес?
Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения? (Один балл – около 10%.)
Как часто у вас бывает оптимистическое и веселое настроение?
Если все проблемы, которые вам приходилось решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических?