Идентификация травмирующих и вредных факторов 4 страница
8. Применение сигнальных цветов и знаков безопасности в соответствии о ГОСТ 12.4.026-76*; рациональных режимов труда и отдыха с целью предотвращения монотонности, гиподинамии, чрезмерных физических и нервно-психических перегрузок.
9. Защита от возможных отрицательных воздействий природного характера (землетрясений и др.) и погодных условий.
10. При использования новых исходных материалов, полуфабрикатов и образовании промежуточных веществ, обладающих негативными свойствами, работающие должны быть заранее информированы о правилах безопасного поведения, обучены работе с этими веществами и обеспечены соответствующими СЗ. Места хранения этих веществ и процесс их транспортировки должны быть тщательно организованы с точки зрения безопасности и экологичности. При этом должны быть использованы средства автоматического контроля и диагностики для предотвращения образования взрывоопасной среды.
ВОПРОС № 27
Экспертиза безопасности оборудования, технологических процессов и производственных объектов. Статья 11 Основ законодательства РФ об охране труда (принятых 08.08.93г.) отмечает, что проекты объектов и средств производства подлежат госэкспертизе, а опытные образцы продукции - госиспытаниям на соответствие их стандартам, нормам и правилам, устанавливающим требования по ОТ (об этих требованиях см. выше). При этом новые и реконструируемые объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности. Действующие предприятия также подлежат сертификации на соответствие требованиям ОТ в течение последующих пяти лет (до 1999г.). Постановление Правительства РФ от 06.05.94 № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты" устанавливает единый порядок проведения сертификации на соответствие требованиям ОТ. Предприятия ежегодно представляют перечень постоянных РМ на производственных объектах, подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям ОТ, и перечень средств производства, оборудования для СКЗ и СИЗ на соответствие требованиям государственных стандартов (в том числе ГОСТов Системы стандартов безопасности труда или ССБТ) в Минтруд РФ. Оно организует и координирует эту работу по РФ, взаимодействуя с Госстандартом РФ; привлекает к участию в сертификации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти по труду субъектов РФ; осуществляет госконтроль и надзор за проведением данной сертификации. Последняя должна осуществляться в строгом соответствии с утвержденными правилами.
При выполнении такой экспертизы устанавливают: учтены ли все требования безопасности в проектах соответствующих объектов или средств производства и какова расчетная величина ожидаемого уровня каждого НФ на РМ. Если последняя превышает величину ПДУ, то осуществляется доработка данного проекта до тех пор, пока не будет обеспечен требуемый уровень безопасности.
В зависимости от значимости этих проектов госэкспертиза проводится комиссиями, назначенными Минтрудом РФ, республиканским, краевым или областным органом по труду при согласовании с органами надзора и контроля за ОТ (см. раздел 4 об органах). В них включаются специалисты (представители) Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Госкомсанэпидемнадзора и Госстандарта РФ, а также профсоюзов и других заинтересованных организаций.
Госиспытания опытных образцов (партий) продукции на соответствие требованиям безопасности выполняют специализированные организации перед постановкой этой продукции на производство. При этом они руководствуются требованиями ГОСТ 15.001-88 и специфическими требованиями раздела "Контроль выполнения требований безопасности" или "Требования к испытаниям" стандартов ССБТ (подсистем 2 и 3) по отдельным группам, видам и маркам производственного оборудования и технологических процессов. Такие требования могут быть указаны в ТУ и других НТД, а для сельхозтехники приведены в ГОСТ 12.2.002-91.
При госиспытаниях применяют метод непосредственного осмотра и опробования опытного образца и отдельных его узлов (операций). Затем оценивают параметры безопасности на различных режимах испытания образца, применяя методы измерения или расчета, рекомендованные для данного параметра. Значения замеренных параметров сравнивают с допустимыми по действующим стандартам ССБТ и делают соответствующий вывод. При соответствии опытного образца требованиям безопасности разрешают серийное производство данной продукции. В других случаях ведут доработку опытных образцов до соответствия данным требованиям или прекращают работы по данной продукции. Такому испытанию подвергают образцы оборудования, технологических линий серийного производства, если есть об этом указание в НТД или есть рекламации на эту продукцию.
Во всех госиспытаниях могут участвовать соответствующие представители органов надзора и контроля за ОТ или они детально знакомятся с результатами и выводами проведенных испытаний и дают свое заключение о соответствии испытываемых образцов продукции требованиям безопасности.
На действующих производственных объектах обязательной сертификации на соответствие требованиям ОТ подлежат постоянные РМ работников всех профессий и категорий (рабочих, руководителей, специалистов, служащих), а затем все остальные РМ (подвижные, передвижные и т.п.). При этом планируется, что в 1996г. процедуру сертификации пройдут 40% от общего количества постоянных РМ, а в дальнейшем - в 1997г. - 70% и в 1998г. - 100% постоянных РМ. Данную сертификацию осуществляют исходя из результатов аттестации РМ по УТ.
Поэтому на сертифицируемых производственных объектах: 1) утверждают должностных лиц, ответственных за подготовку и проведение сертификации; 2) определяют степень сертификации объекта (полностью, отдельные производства и т.д.); 3). разрабатывают и осуществляют комплекс необходимых мероприятий по проведению сертификации; 4) проводят непосредственно либо с привлечением аккредитованных лабораторий аттестацию РМ (см. ниже п.п. 4.1.2); 5) получают заключения территориальных подразделений федеральных органов госнадзора за безопасностью производства (в дальнейшем - тер. органы госнадзора за ОТ) о соответствии подконтрольного этим органам оборудования (объектов) требованиям безопасности, а в необходимых случаях - разрешение (лицензию) на право осуществления установленного вида деятельности; 6) разрабатывают на объектах, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, декларацию безопасности; 7) представляют в органы по сертификации (отдел госэкспертизы УТ Управления по труду и социальным вопросам субъекта РФ) документацию, содержащую результаты аттестации РМ, заключения тер. органов госнадзора за ОТ, а в необходимых случаях - и декларацию безопасности.
Госэкспертиза УТ субъекта РФ: 1) проверяет правильность представленных организацией документов для сертификации РМ; 2) организует (при необходимости) дополнительную экспертизу результатов аттестации РМ; 3) оформляет и выдает сертификаты соответствия производственных объектов требованиям по ОТ. Эти сертификаты могут быть трех видов: класса "А" - если объект полностью сертифицирован, т.е. проведена комплексная аттестация не менее 90% имеющихся РМ (без учета РМ, находящихся в резерве), а на остальные представлены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие их аттестацию не позже чем через 6 месяцев после выдачи данного сертификата; класса "Б" - если объект частично сертифицирован, т.е. комплексно аттестовано 75% РМ и на остальные представлены мероприятия по их аттестации в течение года; класса "В" - если объект временно сертифицирован, т.е. комплексно аттестовано более 50% РМ и на остальные представлены мероприятия по их аттестации в течение 2 лет. При этом для всех видов сертификатов обязательным является наличие положительных заключений всех тер. органов госнадзора за ОТ, а для объектов с повышенной опасностью - и декларации безопасности.
При наличии не качественно и не полно подготовленных документов орган по сертификации возвращает их представившей организации, а стоимость вторичного рассмотрения доработанных документов оплачивается за счет данной организации.
На сертифицированных объектах работодатель обеспечивает беспрепятственное выполнение функций должностными лицами как органов сертификации, так и органов госнадзора и общественного контроля за ОТ. В случае изменений на объекте (в том числе и УТ) он извещает органы по сертификации, выдавшие соответствующий сертификат соответствия требованиям ОТ. По результатам проверки они могут приостановить действие сертификата или аннулировать его.
ВОПРОС № 28
Экологическая экспертиза техники, технологий и материалов. Как изготовление, так и применение техники, технологий и материалов, т.е. продукции производственно-технического назначения, влияет на здоровье населения и состояние ОПС. Поэтому согласно ГОСТ 15.001-88 изготовитель должен подтвердить соответствие данной продукции требованиям охраны здоровья и природы. Для этого проводится экологическая экспертиза (ЭЭ) всех предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам строительства, документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, концепций, программ и планов отраслевого и территориального развития (независимо от их сметной стоимости и принадлежности), а также экологические обоснования лицензий (разрешений) и сертификатов (документов, удостоверяющих качество продукции). Согласно Закону РФ "Об охране ОПС" (1992г.) ЭЭ может быть государственной и общественной. Порядок государственной ЭЭ объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется Положением о государственной ЭЭ, утвержденным Минприродой РФ. В частности, государственную ЭЭ материалов по объектам и мероприятиям федерального уровня, по проектам, реализация которых затрагивает интересы РФ и граничащих с ней государств, либо интересы двух и более субъектов РФ, а также материалов, обосновывающих объявление территорий зонами экобедствий и чрезвычайных экоситуаций, осуществляет Главгосэкоэкспертиза Минприроды РФ. По остальным проектам строительства, расширения, реконструкции и ликвидации объектов государственную ЭЭ осуществляют территориальные (республиканские, краевые и областные) органы Минприроды РФ.
Общественная ЭЭ проводится научными коллективами или общественными объединениями по их инициативе. Ее результаты становятся юридически обязательными только после утверждения их соответствующими органами государственной ЭЭ.
Государственная ЭЭ проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Она основывается на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. Государственная ЭЭ является обязательной мерой охраны ОПС, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на ОПС. Поэтому финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной ЭЭ. Последнее обстоятельство гарантирует соблюдение природоохранных норм и правил в технико-экономических обоснованиях (ТЭО) и проектах строительства новых и реконструкции, расширения (технического перевооружения) и ликвидации действующих объектов, а также при создании новой техники и технологии, веществ и материалов.
Государственная ЭЭ включает два этапа: 1) согласование условий природопользования (назначение граничных условий) при выборе места расположения объекта; 2) государственная ЭЭ (согласование) ТЭО (проектов).
На первом этапе ЭЭ рассматриваются декларация о намерениях и материалы по обоснованию места размещения объекта, представленные заказчиком, и устанавливаются: а) возможность размещения объекта, исходя из природных особенностей территорий и состояния природной среды (ПС); б). характер и степень предлагаемых изменений ОПС в результате реализации планируемой деятельности и их последствия; в) условия природопользования (ограничения по пользованию природными ресурсами); г) соответствие предлагаемых решений требованиям законодательных актов и НТД по ОП. По итогам рассмотрения оформляется заключение о согласовании условий природопользования. В его подготовке участвуют территориальные органы госконтроля и надзора за природопользованием. Их 11 -землепользователь, санэпидемнадзор, геологический комитет, госгортехнадзор, госатомнадзор, бассейновое управление водного хозяйства, лесохозяйство, госохотоинспекция, рыбохрана, владелец инженерных сетей и коммуникаций и комитет по ОП. Конкретный их перечень устанавливается в зависимости от компонентов ПС, попавших в зону воздействия намечаемого объекта. Срок выдачи заключений по объектам местного значения не должен превышать 30 дней, а межрегионального - 60 дней, за исключением необходимости проведения референдума о возможности осуществления намечаемой деятельности на данной территории. В заключении указывается срок действия согласовании, который не должен превышать 3 лет до начала разработки ТЭО. За проведение согласования граничных условий (ПДВ, ПДС, условий природопользования, экологического паспорта) установлена соответствующая плата с предприятий или природопользователей.
Экоэкспертиза ТЭО (второй этап) осуществляется в соответствии с условиями природопользования, выданными на первом этапе, и рассматривает: а) соответствие проектных решений экологическим требованиям, содержащимся в законодательных актах и нормативных документах по ОП; б) достаточность информации о состоянии ПС (полнота учета природной специфики территории); в) правильность оценки масштаба и характера воздействия, включая прогнозные изменения компонентов ПС и их последствия для жизни и здоровья населения; г) рациональность природопользования; д). обоснованность природоохранных мероприятий, их реализуемость и эффективность. В зависимости от специфики планируемой деятельности, характера ее воздействия и природных особенностей территории второй этап ЭЭ проводится по одному из направлений: 1). согласование документации, т.е. рассмотрение материалов по природопользованию и охране ОПС на соответствие требованиям НТД по ОП, законодательных актов, условий (ограничений) природопользования, выданных при согласовании места размещения объекта; 2) экоэкспертиза, т.е. анализ документации, составленной на виды деятельности, оказывающей воздействие, не регламентируемое нормативными документами (при отсутствии нормативных документов по виду воздействия). Сроки экспертного рассмотрения по процедуре согласования документации установлены не более 45 дней, а при экоэкспертизе - не более 3 месяцев.
Как видим, для реализации второго этапа госэкоэкспертизы необходимы обосновывающие документы об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) по тому или иному виду и объекту хозяйственной и иной деятельности. ОВОС осуществляется в строгом соответствии с Положением об ОВОС в РФ, утвержденным Минприродой РФ от 18.07.94. При этом разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены: 1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта; 2) разумные альтернативы намечаемой деятельности; 3). характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экоситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; 4) сведения о состоянии ОС на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках; 5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив; 5)способы и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; 7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана послепроектного экоанализа.
Положительное заключение органов государственной ЭЭ Минприроды РФ по материалам ТЭО служит основанием для выдачи лицензий на природопользование, в том числе на захоронение (складирование) бытовых и иных отходов; выбросы вредных веществ в атмосферу; специальное водопользование; пользование растительным и животным миром; использование органического, минерального сырья и других полезных ископаемых (выдача лицензий на пользование недрами осуществляется в соответствии с Законом РФ "О недрах" 1992г.). Лицензии на комплексное природопользование выдаются заказчику (природопользователю) территориальными органами (республиканскими, краевыми и областными) Минприроды РФ при соблюдении условий природопользования и наличии согласовании ТЭО с органами госсанэпидемнадзора, а при необходимости, и госгортехнадзора. В лицензии указываются: виды, объемы и лимиты использования природных ресурсов (атмосфера, водная среда, земля, недра, флора и фауна); экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов; экономическое обоснование природоохранных мероприятий (расчет ущерба ПС и населению, затраты на природоохранные мероприятия). При этом проекты на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, разработанные в соответствии с ТЭО, прошедшими государственную ЭЭ, не подлежат представлению в органы государственной ЭЭ. При изменении решений, согласованных с ТЭО, проекты на строительство объектов подлежат дополнительному рассмотрению в этих органах.
За проведение государственной ЭЭ ТЭО объектов, проектов строительства новых объектов установлена соответствующая оплата с предприятия или природопользователя.
В условиях действующих предприятий государственная ЭЭ завершается, как требует ГОСТ 17.0.0.04-90, составлением экологического паспорта, состоящего из титульного листа и 11 разделов. Он является НТД, включающим данные по использованию предприятием ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния его производств (цехов) на ОПС. Паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с законодательным органом района, города и обкомом ОП, где он и регистрируется. Основой, для его разработки являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статотчетности, инвентаризации источников загрязнения и НТД по ОП. При изменении технологии производства, замене оборудования и т.д. экологический паспорт дополняется (корректируется) в течение месяца со дня этих изменений. Он хранится на предприятии и в обкоме ОП.
В Тверской области с 01.01.93 введен обкомом ОП экологический паспорт сельхозпредприятия, состоящий из титульного листа, 11 разделов, заключения и двух приложений. Он также является НТД по ОП, а основой для его разработки являются те же документы и данные, что и для экологического паспорта промпредприятия.
Сведения о выбросах в атмосферу, сбросах в водоемы загрязняющих веществ (3В) и размещениях отходов в ОПС по предприятию являются исходными данными для эколого-экономической оценки его деятельности, итоговые результаты которой указываются в экопаспорте (детально об этом изучалось в дисциплине "Экология").
ВОПРОС № 66
Законы и подзаконные акты, управление и контроль по ООС. Изложение этих вопросов осуществляется поблочно: в начале - об управлении ООС в РФ и ее субъектах и затем - о контроле состояния ОС.
4.1.1.1. Законы и подзаконные акты по ООС. В Конституции РФ закреплены: ст.42 - право человека на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; ст. 58 - обязанность человека - сохранять природу и ОС, бережно относиться к природным богатствам. Конституционные права и обязанности человека конкретизируются законами РФ "Об охране ОПС" (1991г., в 1994г. опубликован проект ФЗ "Об охране ОС в РФ"), "О плате за землю" (1991г.), "О недрах" (1992г.), "О животном мире" (1995 г.), "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г.), а также Земельным кодексом РСФСР (1991 г.), Основами лесного законодательства (1993 г.), Основами законодательства РФ об охране здоровья (1993 г.) и рядом законов СССР.
В развернутом виде законодательные положении по ООС содержатся в подзаконных актах (указы, постановления, распоряжения, приказы, стандарты, правила и другие НТД), которые издаются законодательными, исполнительными и судебными органами госвласти, а также по их поручению соответствующими органами. Эти акты или НТД по ООС должны соответствовать Конституции РФ, ФЗ и способствовать строгому выполнению требований ООС.
НТД по ООС являются: 1) стандарты системы стандартов по охране природы и улучшению использования природных ресурсов (сокращенно "Охрана природы" или ОП); 2) общесоюзные нормативные документы (ОНД); 3) строительные нормы и правила (СНиП); 4) санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиН); 5) различные постановления, решения, распоряжения, положения и т.п. федеральных и региональных органов госвласти РФ.
Важнейшая роль отведена системе стандартов ОП, которой присвоен номер 17 - см. ГОСТ 17.0.0.01-76*. Она состоит из 10 комплексов стандартов, обозначенных цифрами 0...9 после цифры 17, (например, ГОСТ 17.0, 17.1, 17.3 и т.д.). Каждый комплекс подразделяется на 8 групп стандартов, обозначенных цифрами 0...7 (например, ГОСТ 17.0.0, 17.0.1, 17.0.2 и т.д.).
Конкретное название комплексов стандартов ОП следующее: О - организационно-методические стандарты; 1 - по охране и рациональному использованию вод (код - Гидросфера); 2 - по защите атмосферы (код - Атмосфера); 3 - по рациональному использовании биологических ресурсов (Биологические ресурсы); 4 - по охране и рациональному использованию почв (Почвы); 5 - по улучшению использования земель (Земли); 6 - по охране флоры (Флора); 7 - по охране фауны (Фауна); 8 - по охране и преобразованию ландшафтов (Ландшафты); 9 - по рациональному использованию и охране недр (Недр).
Данные комплексы подразделяют на следующие группы стандартов: 0 - основные положения; 1 - термины, определения, классификация; 2 - показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов, показатели интенсивности использования природных ресурсов (ПР); 3 - правила ОП и рационального использования ПР; 4 - методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 - требования к средствам контроля и измерения состояния ОС; 6 - требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите ОС от загрязнений; 7 - прочие стандарты.
Структура обозначений стандартов ОП следующая: ГОСТ 17.0.0.04-90 "Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения" или ГОСТ 17.2.1.01-76* "ОП. Атмосфера. Классификация выбросов по составу".
Конституционные, федеральные и обычные законы, вышеуказанные НТД составляют систему природоохранного законодательства, которая подлежит строгому выполнению как работодателем, так и любым работником предприятия.
4.1.1.2. Управление ООС в РФ и ее субъектах. Оно может быть государственным и ведомственным. Первое осуществляет федеральные и региональные органы исполнительной госвласти: Президент и Правительство РФ, Президент и Правительство республики (например, Калмыкии, Татарстана и др.) или глава администрации края, области и главы администраций городов и районов республик, края или области; второе - хозяйственные органы (субъекты): министерство, госкомитет, департамент, АО или предприятие. Их главной задачей является реализация конституционного права человека, определенного ст. 42 Конституции РФ.
На уровне федеральных органов координирует работу по госуправлению ООС Минприрода (полное название - Министерство ООС и ПР) РФ. Оно разрабатывает и обеспечивает практические мероприятия (базирующиеся в основном на экономических методах управления) по ООС, рациональному использованию и воспроизводству ПР, также ведет контроль, госучет и статотчетность, планирование и осуществляет международное сотрудничество по ООС и т.п. Минприрода РФ реализует всю работу через республиканские, краевые и областные (а в Москве и Санкт-Петербурге - через городские) комитеты ОП (полное название - комитет ООС и ПР), которые подчиняются главам администраций субъектов РФ. Так, Тверской обком ОП состоит из 36 райкомов (в том числе горком в г. Твери) ОП (3...5 чел.), пяти штатных инспекций (по охране атмосферы, вод, земельных ресурсов, животного и растительного мира, экологической экспертизе) и 12 спецлабораторий.
Ведомственное управление ООС осуществляют соответствующие хозорганы, в составе которых имеются управления, отделы или секторы ООС (например, у Тверского вагонзавода есть отдел ООС). Они участвуют в разработке и внедрении конкретных мероприятий и экобиозащитных средств на подконтрольных объектах.
Большую помощь органам по ООС в РФ оказывают общественные экодвижения: Всероссийское общество ОП, молодежное движение дружин по ОП, Экологический Союз, Социально-экологический Союз, общественный Комитет спасения Волги и др., а также Всероссийское общество охотников и рыболовов. Для вовлечения их в конструктивную работу при Минприроде РФ создан общественный Совет из числа ученых, общественных и госдеятелей, руководителей предприятий для глубокого анализа крупных проблем ООС и выработки рекомендаций по их решению. Аналогичные Советы созданы и при республиканских, краевых и областных комитетах ОП (при Тверском обкоме - Совет состоит из 37 чел.).
Органы ООС также осуществляют международное сотрудничество в области ООС. Оно выполняется на двух- и многосторонней основе. Двухстороннее сотрудничество у нас развивается со странами СНГ, а также с США, Канадой, Францией, Англией, Швецией, Финляндией, Германией, Ираном и т.д. Оно направлено на предотвращение загрязнения воздуха, охрану воды от загрязнения, в том числе и вод Мирового океана. При этом ведется совместная разработка правовых и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества ОС.
Многостороннее сотрудничество по ООС осуществляется путем участия представителей РФ в работе международных организаций, входящих в систему ООН, а также различных международных неправительственных организаций: Европейский экологический Совет (ЕЭС), Международный союз ОП и ПР (МСОП) и Международный совет научных союзов (МСНС). При этом широкое межгосударственное сотрудничество всех стран осуществляется в рамках ООН и ее учреждений: ЮНЕП (Программа ООН по ОС), ЮНЕСКО (орган по вопросам образования, науки и культуры), ФАО (орган по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) МАГАТЭ (орган по мирному использованию атомной энергии) и др. Такое сотрудничество способствует более быстрому решению глобальных и межрегиональных проблем ООС.
ВОПРОС № 67
Мониторинг ОС - это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием ОПС и экологической безопасностью. С этой целью в РФ и других странах мира созданы национальные сети наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, вод и почвы. Пункты наблюдений организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельхозрайонах, подверженных значительному влияние хоздеятельности человека. Кроме того, они предусматриваются в районах минимального загрязнения для осуществления фоновых измерений.
В РФ создана Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) на базе существующей в бывшем СССР общегосударственной службы наблюдения и контроля за ОС (ОГСНК-ОС). Она состоит из тематических и территориальных подсистем экологического мониторинга (ЭМ). Первые осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов ЭМ (например, промышленных, энергетических, транспортных, ядерно-энергетических или потенциально опасных объектов; почв и земель и т.д.). Каждая из них состоит из одной или нескольких ведомственных систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта ЭМ. Тематические подсистемы ЕГСЭМ обеспечивают наблюдение и контроль: 1) экологического состояния объектов ОПС; 2) экологически безопасного для людей состояния компонентов ОПС; 3) состояния и качества ПР, используемых в конкретных видах деятельности; 4) состояния источников антропогенного воздействия на ОПС. Вся информация интегрируется информационно-аналитическими центрами (ИАЦ) этих подсистем.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ созданы в соответствии с административным делением РФ. В них допускается иерархический принцип, когда обстановка в городах и районах требует создания отдельных подсистем ЭМ соответствующего уровня, вплоть до федерального. В ЕГСЭМ осуществляется методическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных подсистем. В основе организации информационного сопряжения лежит сеть ИАЦ ЕГСЭМ (федерального, территориального и ведомственного уровней), организующих и выполняющих работу по сбору, хранения и обработки информации по ЭМ. На федеральном уровне этим занимается автоматизированная информационная управляющая система "Экологическая безопасность" Минприроды РФ. Последняя имеет тесную связь с территориальными ИАЦ Минприроды РФ, так и с ИАЦ Госгортехнадзора РФ, Госатомнадзора РФ, Госкомсанэпидемнадзора РФ, Минздрава РФ и Росгидромета, а также с Минсельхозом РФ, Роскомитетами по земельным ресурсам и землеустройству, по рыболовству, по водному хозяйству и другими ведомствами и службами федерального уровня.
Наиболее солидной базой ЭМ ОПС в РФ обладает Росгидромет. Он проводит наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы (в 248 городах и поселках РФ или на 682 стационарных станциях), поверхностных вод суши (на 1175 водотоках и 151 водоеме или 2604 створах), почв (в 238 хозяйствах или в 160 районах РФ), морей (на 11 морях, омывающих территорию РФ, или на 621 морской станции) и снежного покрова (на 625 пунктах РФ), а также за трансграничным переносом веществ (аэрозолей, диоксидов азота и серы) на западной границе РФ (на 3 станциях, расположенных в Янискоси, Пушкинских горах и Пинеге). Кроме того, Росгидромет обеспечивает наблюдения в сетях: 1) комплексного мониторинга загрязнения ПС и состояния растительности (35 постов); 2) системы за химическим составом и кислотностью осадков (147 станций федерального и регионального уровней по суммарному химанализу проб и 108 пунктов по оперативному измерению величины рН); 3) системы глобального атмосферного фонового мониторинга (6 станций по РФ); 4) комплексного фонового мониторинга (6 станций, расположенных в биосферных заповедниках - Баргузинском, Центрально-Лесном, Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском и Кавказском); 5) радиационного мониторинга (в районах Чернобыльской и других радиационных катастроф и размещения РОО); 6) системы оперативного выявления и расследования эколого-токсикологических ситуаций, связанных с аварийным загрязнением ОС. Все эти наблюдения обеспечивают изучение распределения ЗВ во времени и пространстве, оценку и прогноз состояния ОС и определение эффективности мероприятий по ее защита.
Национальные ЭМ входят а биосферный (глобальный) ЭМ, который создается по линии международной программы "Человек и биосфера". Он состоит из трех ступеней: первая - биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг о конечной целью защитить людей, флору и фауну региона или страны; вторая - геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг с конечной целью выявить генезис в природно-технических системах (в городе, промзоне, сельской местности) и взаимную связь тех явлений в ОС, которые считаются индикатором биоэкологического мониторинга; третья - биосферный мониторинг с конечной целью защитить жизнь человечества в нашей биосфере и выявить глобальные изменения ОС, вызванные деятельностью общества.
4.1.1.4. Контроль состояния ОС осуществляют на трех уровнях: государственном, отраслевом (ведомственном) и производственном. Госконтроль состояния ОС обеспечивают федеральные, республиканские, краевые и областные комитеты по ОП через ЕГСЭМ; ведомственный контроль - головные отраслевые организации, на которые возложены задачи ОП, через ведомственную систему ЭМ; производственный контроль - спецподразделения предприятий, центральные внутриведомственные службы или по договору - вневедомственные спецорганизации. При этом они руководствуются НТД, устанавливающими способ определения контролируемого параметра (инструментальный, инструментально-лабораторный, индикаторный или расчетный), место контроля, объем проведения контроля (полный или выборочные по номенклатуре источников или контролируемых параметров), частоту измерений (эпизодические или систематические) и форму проведения (плановая или экстренная) соответственно для атмосферы, гидросферы и почв, земель.
Правила контроля качества воздуха в населенных пунктах регламентируют ГОСТ 17.2.3.01-86, РД 52.04.186-89 и ОНД-90 [27]; качества питьевой воды - ГОСТ 2874-82; почв, земель - отраслевые НТД. По ряду массовых источников атмосферы действуют спецстандарты. Например, ГОСТ 17.2.2.03-87 - по контролю за содержанием СО и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями и ГОСТ 17.2.2.05-86 - по оценке выбросов ЗВ при стендовых испытаниях тракторных и комбайновых дизелей.
Согласно ОНД-90 [27] при госконтроле источников загрязнения атмосферы (ИЗА) определяет пространственно-временные параметры. Ими являются: 1) перечень ЗВ, подлежащих контролю; 2) приоритетный перечень предприятий, подлежащих систематическому контролю; 3) частота (период) контроля для контролируемых предприятий; 4) перечень ИЗА, подлежащих контролю на предприятий; 5) методы контроля ЗВ в источниках; 6) продолжительность и время проведения контроля; 7) места размещения и оборудование мест контроля (замерных сечений). В итоге находят категорию опасности ЗВ и индекс приоритетности предприятия Ип. По ним определяют частоту (период) планового контроля предприятий: