Экологическая обстановка, отображаемая с помощью экологических карт, является синтетическим, обобщающим понятием и не может быть непосредственно измерена.

Государственные органы

Государственные органы собирают информацию в основном для того, чтобы исполнять функции управления и контроля. Поэтому каждый орган, у которого есть четко определенный круг полномочий и обязанностей, собирает именно ту информацию, которая необходима для выполнения его функций, и систематизирует эту информацию в наиболее удобном для себя виде. Таким образом, экологическая информация, содержащаяся в государственных органах, собрана, организована, проанализирована и оформлена в соответствии с их внутренними нуждами и требованиями, и возможность ее использования для других целей (в том числе картографических) ограничена не только наличием необходимых сведений, но и формами представления [166].

Государственные органы, являюшиеся источниками экологической информации, в настоящее время включают: Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральную службу охраны окружающей среды Министерсгва природных ресурсов (МПР), Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор), Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Ниже приводятся сведения об особенностях экологической информации указанных организаций [166].

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды является прямой обязанностью этого ведсмства; слово «мониторинг» входит и в его полное название. Росгидромет обеспечивает участие России в Глобальной системе мониторинга окружающей среды. Одна из важнейших задач Росгидромета — отражать общую картину состояния окружающей среды, в том числе ее загрязнения.

На организацию измерений в Росгидромете существенно влияет характер антропогенного загрязнения окружающей среды. Так, многие посты на реках установлены ниже сбросов крупных предприятий. Действуют стационарные, передвижные, подфакельные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха, ориентированные на выбросы определенных предприятий. Программы измерений для конкретных пунктов зависят также от приоритетных

для данного места загрязняющих веществ.

Измерения в системе Росгидромета выполняются систематически и регулярно. Так, посты наблюдения за качеством воздуха в населенных пунктах должны проводить измерения несколько раз в ДЕНЬ. Органы РОСГИДРОМЁТЗ РЗСПОЛЗГЗЮТ СИСТСМНТРКЗИРОВЭННЫМИ ДИННЫМИ ИЗМЩЭСНИЙ, проводившихся В ОДНИХ И ТЕХ же ТОЧКЗХ ПО СДИНЫМ МСТОДИКЗМ В ТСЧСНИЁ МНОГИХ ЛСТ. ЭТИ ряды ДЗННЫХ ПО СВОСЙ

ПОЛНОТС И продолжительности ЯВЛЯЮТСЯ УНИКЗЛЬНЫМИ, ПО НИМ МОЖНО судить о долговременной динамике тех или иных показателей.

Сеть постов Росгидромета, проводящих измерения состояния
окружающей среды, оказывается относительно редкой. На субъект
федерации обычно приходится несколько десятков постов, обычно в крупнейших городах. Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня. Этим центрам могут быть подчинены лаборатории, обслуживающий персонал постов, однако предоставлением информации сами лаборатории и посты не занимаются.

Предоставление информации в системе Росгидромета довольно сильно коммерциализировано. Существуют установленные прейскуранты, причем система ценообразования на конкретные результаты измерений является довольно жесткой. Доступ к информации, особенно первичной, может быть затруднен по материальным соображениям. В некоторых ситуациях диалог с держателем информации может существенно смягчить эти условия [166], в частности для учебных заведений, общественных организаций.

Первичные данные наблюдений фактически закрыты; доступны лишь обобщенные характеристики за тот или иной период. Росгидромет регулярно издает справочники, посвященные состоянию природной среды: «Обзор загрязнения окружающей среды в Российской Федерации», «Ежегодник состояния загрязнения атмосферы в городах на территории России» [58], «Ежегодник качества поверхностных вод Российской Федерации» годник состояния экосистем поверхностных вод» (информация по гидробиологическим показателям), «Ежегодник. Загрязнение почв Российской Федерации токсикантами промышленного про

исхождения».

Управления гидрометеослужбы издают ежемесячники и ежегодники загрязнения атмосферы и выбросов вредных веществ на территории деятельности. Ежегодники и ежемесячники содержат

сведения о концентрациях загрязняющих веществ по постам и (иногда) о выбросах и сбросах по городам. Значительный объем данных 0 загрязнении накоплен НПО «Тайфун» (г. Обнинск), однако не опубликован и распространяется в электронном виде, на коммерческой основе. Росгидромет в течение ряда лет ведет также наблюдения за загрязнением почв. К сожалению, при характеристике загрязнения почв в Росгидромете обычно ограничиваются приближенной административной привязкой мест отбора проб, тогда как для загрязнения почв характерна очень резкая изменчивость уровней и

состава.

Федеральная служба охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов (МПР). Территориальные подразделения МПР занимаются непосредственными измерениями качества воды и воздуха лишь в незначительной степени, как правило‚ в связи с конкретным предприятием—загрязнителем. Это соответствует разделению обязанностей в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая поручает МП Р «организацию мониторинга источников антропогенного воздействия», в отличие от Росгидромета, к чьим обя

занностям относится организация мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.

Определение качества воды и воздуха проводится органами МПР‚ прежде всего, в связи с функционированием экономического механизма природопользования — платежами предприятий за загрязнение окружающей среды (экологический налог), штрафами и т.п. Эти платежи устанавливаются исходя из объемов выбросов и сбросов предприятия и их соответствия установленным предельно допустимым. В существующей системе предприятие само осуществляет контроль за своими выбросами и сбросами. Основной источник определения их объемов — статистическая отчетность предприятия (статистические формы (воздух), (токсичные

Целью измерений, проводимых органами МПР, являются, как правило, не систематические наблюдения, а выборочный контроль за достоверностью статистической отчетности, за выполнением требований нормирования. По своим задачам эти измерения

находятся в одном ряду с такими мероприятиями, как, например, периодические посещения предприятия для проверки работы очистных сооружений. Измеряются определенные параметры

отходящих газов или сточных вод, а также характеристики состояния воздуха и водного объекта.
Чтобы обеспечить возможность таких измерений, на област

ном уровне создаются аналитические инспекции, располагаюшие соответствующими средствами. На районном уровне такие средства отсутствуют, поэтому инспектор пользуется данными, полученными областной (республиканской) инспекцией. Результаты собственных измерений системы МПР не обладают такой степенью систематичности, как сведения Росгидромета, но могут оказаться полезными в случаях, когда в центре проблемы находится предприятие-загрязнитель.

Подразделения Министерства природных ресурсов, связанные с использованием и охраной недр (бывшее Министерство геологии), проводят радиационные съемки, налаживают мониторинг

подземных вод, экзогенных геологических процессов, издают карты радиационного и/или химического загрязнения почв. Департамент лесного хозяйства МПР путем регулярного обновления соответствующих карт отслеживает состояние лесов, включая возрастной и породный состав, плотность стояния деревьев, бонитет лесонасаждений.

Следует отметить, что органы МПР могут также располагать ценной информацией о состоянии окружающей среды, полученной от других ведомств. В рамках разделения обязанностей, установленного в ЕГСЭМ, именно МПР отвечает за координацию деятельности всех министерств и ведомств в области мониторинга окружающей среды. В МПР должны стекаться результаты всех видов мониторинга, связанного с окружающей средой. МПР РФ и его подразделения в регионах ежегодно издают «Государственные доклады о состоянии окружающей природной среды» —- наиболее общие документы об экологическом состоянии территорий. Данные Р0сгидромета‚ комитетов по земельным ресурсам, комитетов по недрам, органов Госсанэпиднадзора занимают существенное место в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды.

Государственные доклады изобилуют цифровыми характеристиками выбросов и сбросов, почерпнуть1ми из обобщения отчетности предприятий, а также обобщающими данными о загрязнении воз

духа, воды, почв, состоянии растительности и животного мира по материалам соответствующих ведомств. Существенный недостаток

государственных докладов, так же как и иных источников статистических данных, состоит в том, что информация в них обобщается по административно-территориальным единицам, и при этом в значительной степени 0безличивается‚ а иногда и искажается.

Так, г. Норильск в административном отношении подчинен Красноярскому краю и его выбросы включают в суммарный брос по краю [49], тогда как территориально город расположен внутри Таймырского автономного округа и воздействует главным образом на природу именно этого округа. Соответственно выброс по Красноярскому краю получается многократно завышенным, а по Таймырскому автономному округу — заниженным.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (Госсанэпиднадзор). К компетенции системы Госсанэпиднадзора относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружаюшей среды. Поэтому в обязанности данного ведомства входит и мониторинг состояния окружающей среды в той мере, в какой оно связано со здоровьем населения. Органы Госсанэпиднадзора измеряют параметры качества воздуха внутри и на границах санитарно-зашитных зон хозяйственных объектов.

Отбор проб обычно проводится под факелом выброса промышленных зон и крупных предприятий (подфакельные наблюдения). В отличие от Росгидромета, Госсанэпиднадзор проводит контроль выборочно (раз в сутки, в течение одного месяца в квартал), либо эпизодически‚ по заявкам предприятий, осуществляющих мониторинг. Программа измерений обычно включает 4—6 веществ (концентрации СО, 502, МОХ), а также параметры, установленные с учетом местного перечня приоритетных загрязняющих веществ.

К компетенции Госсанэпиднадзора относится прежде всего контроль качества питьевой воды. Проводятся химические и бактериологические анализы воды у водозаборов, после водоподготовки, в некоторых местах водоразборной сети. В сферу внимания Госсанэпиднадзора попадают также используемые для питьевых целей родники, колодцы, водоемы официально установленных рекреационных зон (пляжи и т.п.), сбросы муниципальных очистных сооружений и предприятий, находящихся в пределах насе

ленных пунктов.

Госсанэпиднадзор — единственная система, которая занимается контролем качества воздуха внутри помещений, в частности в рабочей зоне предприятий. К компетенции этого ведомства относятся также измерения, связанные с «экологией жилища», т.е. определение качества воздуха в жилых помещениях и качества питьевой воды.

Органы системы Госсанэпиднадзора действуют как на уровне субъекта федерации (республики, края, области), так и на уровне района, причем система Госсанэпиднадзора — единственная из ведомственных систем, которая имеет районные подразделения со штатными средствами измерений и лабораториями. Однако эти Лаборатории ОбЫЧНО ОСНЗЩВНЫ УСТЗРСВШИМ ОООРУДОВЗНИСМ И ИМСЮТ ТОЛЬКО ВНУТРИВСДОМСТВСННУЮ концентрации ОДНИХ И ТСХ же ВСЩССТВ, ПО ДЗННЫМ РОСГИДРОМСТЗ И ГОССЗНЭПИДНЗДЗОРД, МОГУТ СИЛЬНО РЗЗЛИЧЗТЬСЯ В ОДНИХ И ТСХ же

Информация системы органов Госсанэпиднадзора обобшается в федеральных и региональных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке, а также используется при составлении госуЦарственных докладов о состоянии окружающей природной среды.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Министерство и его подразделения на местах владеют информацией о загрязнении сельскохозяйственных угодий, главным образом остаточными количествами минеральных удобрений и пестицидов. Соответствующие исследования выборочно проводят сельскохозяйственные научно-исследовательские институты.

Государственный комитет по статистике. Комитет и его подразделения на местах систематизируют многочисленные социально-экономические характеристики по регионам, административным районам, населенным пунктам. Во многих административных районах регулярно издаются сборники «Паспорт района за год»; на региональном и федеральном уровнях издаются статистические сборники.

Для экологического картографирования наибольший интерес

представляют параметры, прямо или косвенно характеризующие техногенную нагрузку на природную среду: количество жителей в

населенных пунктах, поголовье скота, число единиц сельскохозяйственной и транспортной техники, обеспеченность водопроводом и канализацией, наличие и мощность предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, количество внесенных удобрений и пестицидов.

В федеральных и региональных статистических сборниках обычно имеются разделы «Охрана окружающей среды», где с большей или меньшей полнотой приводятся данные об объемах выбросов и сбросов загрязняющих веществ, образовании твердых отходов, обеспеченности очистными сооружениями и эффективности их работы, размерах платежей предприятий за загрязнение, количестве и структуре правонарушений в сфере природопользования и размерах наложенных и взысканных штрафов и др.

Таким образом, в статистических сборниках содержится довольно обширная информация, пригодная для составления обзорных мелкомасштабных карт, в том числе с использованием распространенных пакетов прикладных программ (Мар1пГо) и др. Однако недостатком информации органов Госкомстата является ее недостаточная дифференцированность по территории. В федеральных сборниках обычно приводятся данные лишь по регионам в целом, в региональных — по административным районам и городам.

Научные учреждения

Большим количеством информации о качестве окружающей среды располагают научные учреждения, как подчиненные указанным выше ведомствам, так и входящие в систему РАН и в шие учебные заведения. Нередко эти учреждения выполняют научно-исследовательские работы (НИ Р) по проблемам качества окружающей среды и обладают материалами, исключительно ценными в связи с экологической ситуацией в пределах тех или иных территорий. Однако сбор материалов научных учреждений сильно затруднен в связи с тем, что результаты НИР‚ выполненных даже в рамках одной ведомственной системы, находятся в распоряжении различных учреждений и их подразделений. Единого каталога,

как правило, не существует.

НИР в настоящее время выполняются за счет средств из разных источников финансирования. Ограничения на доступ к результатам нередко накладываются заказчиками, поэтому узнать 0 существовании нужного исследования бывает непросто. Некоторая информация о работах научных организаций иногда содержится в официальных докладах федерального и территориального уровней. Кроме того, научные учреждения выпускают журналы и сбор

ники научных трудов.

Результаты исследований разн ых организаций находят отражение в материалах научных конференций соответствующей тематики, а также обобшаются в реферативных журналах. По содержаНИЮ ПУбЛИКаЦИЙ МОЖНО СУДИТЬ О ТСМЗТИКС ИССЛСДОВЗНИЙ НЭУЧНЫХ УЧРСЖДСНИЙ И ОТДСЛЬНЫХ НЗУЧНЫХ ШКОЛ В ТОТ ИЛИ ИНОЙ период И при НСОбХОДИМОСТИ решать ВОПРОСЫ ДОСТУПЗ К материалам НСПОСРСДСТВСННО С СООТВСТСТВУЮЩИМИ НЗУЧНЫМИ ПОДРЗЗДСЛСНИЯМИ.

ПСРСЧНИ ЭКОЛОГИЧССКИХ карт, СОЗДЗННЫХ различными ОРГЗНИзациями, опубликованы в обзорах Института географии РАН [174] и Российской государственной библиотеки [168]. Однако экологическое картографирование развивается быстро и к настоящему времени оба каталога в значительной степени устарели. Кроме того,

в них практически не нашли отражения электронные карты.
2.1.3. Коммерческие организации

К ним относятся организации, которые занимаются определением качества воды, воздуха или почвы на коммерческой основе. Некоторые такие фирмы организованы при подразделениях госуЦарственных организаций, например Госсанэпиднадзора. Другие действуют при научно-исследовательских институтах, или же сами институты выполняют за плату соответствующие измерения. Ряд подобных организаций сотрудничает с риэлтерскими агентствами, поскольку проблема качества окружающей среды является актуальной в связи с обменом или приобретением недвижимости.

Возможности использования информации коммерческих организаций в значительной степени зависят от того, располагает ли она аккредитованной лабораторией или сотрудничает с такими лабораториями, может ли оформить результаты измерений в виде официального документа; имеет ли на это лицензию. Предполагается, что в ближайшие годы по мере формирования нормативной базы экологического аудита роль коммерческих организаций будет возрастать и к ним постепенно перейдут функции контроля отчетности предприятий об объемах выбросов, сбросов и размещения

токсичных отходов.
2.1.4. Некоммерческие организации

Некоммерческие (обшественньте) организации могут отбирать и направлять в аккредитованные лаборатории пробы воздуха, воды и почв, а при значительных масштабах деятельности и финансо

вых возможностях даже выступать заказчиками научно-исследовательских работ и обладать их результатами.

Общественные организации редко располагают систематическими сводами материалов, сколько—нибудь сопоставимыми с массивами данных, которые накапливают государственные организации. Лишь немногим из них по силам организация масштабных научных исследований, например с целью прогнозирования развития экологической ситуации.

Многие материалы, создаваемые общественными организациями, профессионалы квалифицируют как «не научные, а научнопопулярные», что, впрочем, не является недостатком, а определяется целью создания таких материалов, их предполагаемой аудиторией. Информация общественных организаций может быть полезной в отношении локальных ситуаций — состояния озера или леса, экологической ситуации микрорайона. Их работа заключается в сборе информации об экологической обстановке из различных источников и ее анализ. Общественная организация может работать и с проблемами большего масштаба, но именно на локальном уровне эта ниша практически свободна [166]. Таким образом, материалы общественных организаций могут использоваться для картографических целей при крупномасштабных работах, на локальном уровне природопользования, преимущественно для образовательных и просветительских целей.

2.2. Классификация информационных
источников экологического
картографирования по применяемым
научным методам и техническим
приемам
2.2.1. Общие вопросы обеспечения
комплексности эколого-картографического
исследования

Любая информация, привлекаемая для характеристики экологической обстановки, оказывается в большей или меньшей степени косвенной и, в силу сложности взаимосвязей в природных системах, неполной. Каждый из компонентов окружающей среды — это предмет изучения соответствующей науки (метеорологии, гидрологии, почвоведения и т.д.)‚ в то же время методы их исследования (физические, химические, эк0номико-статистические и др.) в значительной степени заимствуются из иных областей знания.

Экологическая обстановка, отображаемая с помощью экологических карт, является синтетическим, обобщающим понятием и не может быть непосредственно измерена.

Во всех науках, касающихся как компонентов среды, так и путей их изучения, наряду с общенаучными действуют специфи

ческие законы, методы и связанные с ними ограничения, относя
ЩИССЯ К ВОЗМОЖНОСТЯМ ПОЛУЧЕНИЯ И интерпретации результатов. ПОЭТОМУ, прежде ЧСМ РЗССМЗТРИВЗТЬ МЕТОДЫ СОЗДЗНИЯ ЭКОЛОГИЧССКИХ карт, СЛСДУСТ ПРОЗНЗЛИЗИРОВЗТЬ ИСТОЧНИКИ ИСХОДНОЙ ИНФОРМЗЦИИ. ИХ ЗНЗЛИЗ ВКЛЮЧЗСТЁ
ВЫЯВЛСНИС ССТССТВСННО-НЗУЧНОЙ И СОЦИЗЛЬНО-ГУМЗНИТЗРНОЙ
СУЩНОСТИ ПОКЗЗЗТСЛСЙ И характеристик;
рассмотрение ФЗКТОРОВ, В ТОМНИСЛС ССТССТВСННЫХ, ЗНТРО
погенн0-преобразованных, аНТрОПОГСННО-ОПРЁДСЛЯЮЩИХ

ЭТИ ПОКЗЗЗТСЛИ И характеристики; ‘ поиск возможностей выделения тех составляющих показателей и характеристик, которые отражали бы величину антропогенной преобразованности геосистем;

а оценку достоверности, объективности, пространственной
и временной изменчивости показателей. Поскольку получаемая из разных источников информация об экологической обстановке не всегда поддается сопоставлению, а нередко и противоречива‚ необходимо выработать некоторые правила ее проверки и сопоставления на основе разграничения функций информационных источников.

При классификации источников информации по использован

нь1м научным методам и техническим приемам полезно различать первичные данные, специфика которых определяет возможности и области применения, и методы последующей обработки, в значительной мере относящиеся к общенаучным.

Дистанционные методы разрабатываются комплексом наук (физические, в том числе оптика, географические и биологические, в том числе ландшафтная индикация). Математико-статистические методы исследований опираются на характеристики источников загрязнения окружающей среды, физико-химические методы — на опробование природных объектов, медико-биологические — на наблюдения за состоянием биоиндикаторов.

Таким образом, в общей сложности может быть выделено четыре источника информации об экологической обстановке:

дистанционное зондирование; ‘ характеристики источников и объемов техногенных нагрузок;
Ф экспедиционные и стационарные исследования состояния

компонентов природной среды; состояние биоиндикаторов.

Наибольший эффект дает комплексное использование информации из всех названных источников. Комплексность исследования не равнозначна сумме информационных источников и должна обеспечиваться:

разграничением функций информации из разных источни
ков, исходя из их возможностей и особенностей; взаимопроверкой и сопоставлением данных; интеграцией материалов в обобщающие характеристики.
2.2.2. Дистанционное зондирование

Дистанционное зондирование природных объектов базируется на использовании электромагнитных излучений, исходящих от пред

мета исследования.

Дистанционные методы исследования подразделяются на пассивные‚ т.е. основанные на улавливании излучений от естественных источников (Солнца, Луны, звезд, земной поверхности и самих изучаемых объектов), и активные, т.е. предполагаюшие ис пользование искусственных источников излучения (ламп накаливания, газоразрядньпх ламп, лазеров).

Наибольшее применение среди пассивных дистанционных методов получили исследования в оптической области электромагнитного спектра (фотографирование), в том числе в разных диапазонах. Получаемые фотографические материалы доступны для непосредственного зрительного восприятия и анализа с помощью всего арсенала средств, разработанных в рамках картографического метода исследования. Космические и аэрофотоснимки обеспечивают территориально полное и непрерывное изучение больших площадей, состояние которых зафиксировано на единый момент времени [33]. Это наиболее эффективно при работах, связанных с проблемами охраны земельных, водных и растительных ресурсов (состояние лесов, пастбищ и пахотных угодий; эрозия; заселение; заболачивание).

Возможности изучения загрязнения с помощью космо- и аэрофотографических методов в целом скромнее и относятся в большей мере к территориальной, чем к количественной характеристике. В частности, имеется опыт картирования ореолов‘ загрязнения снежного покрова вокруг городов [62], дымовых шлейфов различного происхождения [50], нефтяных пленок на морских поверхностях [90], запыленности городской атмосферы [76]. Хотя в процессе загрязнения атмосферы городов участвуют не только твердые частицы, вследствие общности источников загрязнения, запыленность обнаруживает удовлетворительную сходимость с расчетными значениями индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) [31]. Осаждение взвешенных частиц из атмосферы формирует достаточно устойчивые зоны хронического загрязнения.

Загрязняемые плошади располагаются в форме ореолов вокруг городов и в виде разнообразных полос вдоль всех дорог. В обычных условиях эти пятна невидимы и оконтурить их трудно. Благоприятные условия для их обнаружения складываются весной, когда загрязненные участки вскрываются снеготаянием и становятся видимыми на фоне чистых снегов. Съемки с искусственных спутников Земли в этот период делают ситуацию наглядной и обеспечивают картографирование как контуров зон влияния городов, промышленных предприятий, транспортных магистралей, так и различий в уровнях загрязнения внутри таких зон [116].

Спектральная яркость снежного покрова может быть количественно охарактеризована как с помощью оптических приборов, так и посредством компьютерных программ обработки изображений. Характеристики спектральной яркости могут быть проинтерпретированы в категориях качества окружающей среды путем со поставления с данными наземных исследований о загрязнении атмосферного воздуха, почв, состоянии растительности, заболе

ваемости населения.

Возможности решения задач на основе космо- и аэрофотоснимков для разных территорий неравнозначны как вследствие неодинаковой обеспеченности соответствующими материалами (изза особенностей траекторий космических аппаратов и различий в повторяемости благоприятных для съемок условий), так и ввиду зависимости возможностей дешифрирования от комплекса физико-географических факторов (облачность, растительный покров). В силу указанных причин наибольшие успехи в изучении из кос

моса геологического строения, экзогенных процессов, состояния растительности относятся к семиаридной и аридной зонам. С другой стороны, дешифрирование снежного покрова, наиболее информативное в отношении характеристик загрязнения, возможно лишь при наличии устойчивого снежного покрова.

Высокая оперативность дистанционных методов, будучи неоценимым достоинством при решении задач мониторинга, превращается в недостаток, когда речь идет о картографировании осредненных за длительный период показателей. В литературе пока практически не затрагивается вопрос об условиях сопоставимости результатов повторных съемок, без чего невозможно, например, изучение закономерностей распространения дымовых и пылевых шлейфов в зависимости от метеорологических условий.

В отечественной и зарубежной литературе пока преобладает тенденция отождествления дистанционных и космоаэрофотографических методов исследования. Между тем более полное понимание дистанционных методов еще в 1983 г. сформулировали И. М. Назаров, А. И. Николаев и др. [101].

Возможности дистанционного получения количественных характеристик загрязненности природных сред появились в связи с развитием активных методов зондирования. Толчком к этому послужило создание лазерных источников излучения (лидаров). Индикаторами состава атмосферы, в том числе присутствия поллютантов, служат явления, возникающие при прохождении лазерного луча через газовую среду: поглощение, рассеяние, флуоресценция [101]. Прибором анализируется вторичный сигнал от искусственных (зеркальных) или естественных отражателей, в том числе стен зданий, деревьев. Преимущества лидарных методов мониторинга воздушного бассейна связаны с их высокой оперативностью‚ возможностью непрерывного контроля. Однако в основе их лежат весьма тонкие физические эффекты, что делает лидары сложными в научном и конструктивном отношении устройствами.

их широкое применение станет возможным лишь тогда, когда они из уникальных лабораторных приборов, эксплуатируемых научным персоналом, будут превращены в серийные, достаточно простые и надежные [24].

Лидарные методы быстро совершенствуются и в перспективе способны привести к революции в организации мониторинга воздушной среды. В то же время они едва ли в обозримой перспективе вытеснят традиционные методы вследствие сложности их аккре

дитации как методов количественного химического анализа, а таюке из-за недискретного (линейного) характера локализации получаемых величин. Кроме того, у лидарных методов и традиционных методов мониторинга разные условия наибольшей эффективности: первые применяются поверх застройки и вдоль магистралей; вторые — внутри застройки, где отсутствуют протяженные трассы
для измерения.

Из других методов дистанционного зондирования, нашедших применение в экологическом картотрафировании, следует отметить гамма-спектрометрический. Его использование позволило перейти к сплошному картографированию радиационных полей [101].

Наши рекомендации