Ноосферогенез. Учение о ноосфере Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.

Понятие ноосферы было введено в науку в 1927 г. французским философом, математиком и антропологом Э.Леруа (1870-1954), предложившим называть ноосферой обо­лочку Земли, включающую человеческое общество с его индуст­рией, языком и прочими атрибутами разумной деятельности. Но главным творцом ноосферной концепции по праву считается рус­ский естествоиспытатель и мыслительВ.И.Вернадский (1863-1945). Он отмечал, что человек охватил своей жизнью, культурой всю био­сферу и стремится еще больше углубить и расширить сферу своего влияния. Биосфера, с его точки зрения, постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. В. И. Вернадский рассматривал ноо­сферу как высшую стадию развития биосферы, когда определяю­щим фактором становится разумная деятельность человека. Пре­образование биосферы в ноосферу он связывал с развитием нау­ки, углублением научного проникновения в суть происходящих в природе процессов и организацией на этой основе рациональной человеческой деятельности. В.И.Вернадский был убежден, что ноосферное человечество найдет путь к восстановлению и сохра­нению экологического равновесия на планете, разработает и осу­ществит на практике стратегию бескризисного развития природы и общества. При этом он полагал, что человек вполне способен принять на себя функции управления экологическим развитием планеты в целом.

Одновременно с В. И. Вернадским разработкой проблемы ноосферогенеза занимался видный французский палеонтолог, фило­соф и богословП. Тейяр де Шарден (1881-1955).

Он считал, что перво­начально ноосфера формируется как тонкий, обособленный от всех земных оболочек слой мыслящей материи («покров сознания»). Однако по мере все более глубокого проникновения мысли в суть процессов, происходящих во всех земных сферах, ноосфера пере­ходит в свое высшее состояние, перерастая в Дух Земли. Как и Вер­надский, Тейяр де Шарден особо отмечает роль науки в решении этой задачи. Она, по его мнению, должна выступить не только дей­ственным инструментом познания мира, но и стать средством единения, синтеза мысли.

Современный экологический кризис, причины его возникновения. Ресурсный кризис.

Экологический кризис – это та стадия взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обостряются противоречия между экономическими интересами общества и экологическими требованиями, обеспечения охраны окр среды.(на кризис влияет: культура, менталитет, религия, перепотребление, бедность, НТП, наука, проблема утилизации отходов, перенаселение.) Современный экологический кризис – результат нарушения системного равновесия между человеческим обществом и природой. характерные признаки: «Парниковый эффект»- процесс нарушения теплового баланса Разрушение озонового слоя Земли. Активизация планетарных геологических сил (ущерб от климатических катастроф возрос за 30 лет более, чем в 3 раза). Изменение ландшафтов (на планете осталось только около 28 % площади, не затронутой хозяйственной деятельностью; за 40 лет Африка потеряла 23 % леса, а Латинская Америка – 38 %; опустынивание, обезвоживание рек и морей; отравление и эррозия почвы). · Загрязнение Мирового океана (ежегодно попадает 12 – 15 млн. т нефти в год,) Ускоряющееся исчезновение видов животных и растений (под угрозой уничтожения находится более 3/4 всех видов птиц и 1/4 млекопитающих). Анализ причин кризиса показывает, что они носят закономерный характер и не устранимы.Выделим 3 группы причин кризиса: научно-технические (несовершенные сельскохозяйственные и промышленные технологии), биолого- психологические (безудержный и очень быстрый рост населения Земли) и социально-политические (легкомысленностьчеловечества и пренебрежение законамиразвития биосферы).


Ресурсный кризис:

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ: ПОЧВА

Почва - важнейший и незаменимый источник пи­щевых ресурсов. Она является основным средством сельскохозяйственного производства и лесоводства.

Обрабатываемые почвы представляют собой результат действия не только сложных естественных процессов, но и в значительной степени и многовековой жизнедеятельности человека. Взращивая растения, он изымает из почвы количе­ство органических и минеральных веществ, обедняя ее, обрабатывая почву, внося в нее удобрения, применяя целе­направленный севооборот, человек повышает ее плодородие. В результате развития хозяйственной деятельности человека происходит деградация почвы, ее загрязнение и изменение хими­ческого состава.

Значительные потери земель связаны с сельскохозяйственной деятельностью, многоразовые вспашки земель делают почву беззащитной перед природными силами (ветрами, весенними паводками), в результате чего проис­ходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, ее засоление. Широкое использование удобрений, ядов для борьбы с вреди­телями и сорняками приводит к накоплению в почве несвойствен­ных ей веществ.

Осушение водно-болотных угодий, изменение гидро­логического режима рек, загрязнение природных сред, возрас­тающие масштабы жилищного, промышленного строительства выводят из сельскохозяйственного оборота огромные площади плодородных земель.

Наши рекомендации