Защита и сохранение морской среды 3 страница
Каждая договаривающаяся сторона обеспечивает представ ление в ИМО текущей информации о размещении данных дальней
350 Глава VII. Защита и сохранение морской среды
связи, районах ответственности органов и организаций, оборудо вании для борьбы с загрязнением, своем национальном плане чрезвычайных мер.
Участники Конвенции договариваются, что в зависимости от своих возможностей и наличия соответствующих ресурсов они бу дут сотрудничать и предоставлять консультативные услуги, техни ческое обеспечение и оборудование для целей борьбы с инциден тами, вызывающими загрязнение, когда это оправдывает серьез ный характер такого инцидента, по просьбе любой стороны, которой нанесен или может быть нанесен ущерб. Финансирование расходов основывается на положениях, изложенных в Приложе нии. Так, запращивающая сторона возмещает оказывающей по мощь стороне расходы, связанные с ее действи3ми. Если действия были предприняты какой-либо стороной по своей собственной инициативе, эта сторона несет расходы, связанные со своими дей ствиями. Заинтересованные стороны в каждом конкретном случае могут договориться и об ином распределении расходов.
Сторона, запращивающая помощь, и сторона, ее оказываю щая, сотрудничают в осуществлении действий, касающихся тре бований о возмещении понесенных расходов, и в частности учи тывают существующие правовые режимы. В случае если предпри нятые действия не позволяют получить полное возмещение расходов, сторона, запрашивающая помощь, может обратиться с просьбой отказаться от возмещения расходов, которые превыша ют сумму компенсации, снизить расходы или отсрочить возмеще ние.
Сторона, которая обратилась за помощью, может обратиться в ИМО с просьбой оказать содействие в выявлении источников для предварительного финансирования расходов по ликвидации за грязнения.
В соответствии с применимыми международными соглашения ми каждая сторона принимает необходимые правовые или адми нистративные меры, способствующие прибытию на свою террито рию и убытию с нее морских и воздушных судов и других видов транспорта, занятых в борьбе с инцидентами или перевозкой пер сонала, грузов, материалов и оборудования, и быстрому их переме щению по своей территории (ст. 7). Ассамблея ИМО на 20-й сес сии Резолюцией А.869(20) приняла Руководство по облегчению борьбы с загрязнением в соответствии со ст. 7 Конвенции 1990 г. и ее Приложением.
§ 5. Регулирование предотвращения загрязнения моря сбросами отходов 351
Согласно ст. 8 Конвенции стороны договариваются сотрудни чать непосредственно или через ИМО либо соответствующие ре гиональные организации IШИ соглашения в поощрении обмена ре зультатами программ и разработок, относящихся к улучшению со временного состояния готовности и реагирования на случай загрязнения нефтью, включая технологии и средства наблюдения и т. д. Стороны договариваются также сотрудничать в проведении на регулярной основе международных симпозиумов по соответст вующим темам, разработке стандартов совместимых средств и обо рудования для борьбы с загрязнением нефтью.
Согласно ст. 9 стороны обязуются непосредственно или через И МО и другие международные органы оказывать тем сторонам, которые запрашивают техническую помощь, поддержку: в подго товке персонала, обеспечении наличия необходимых технологий, оборудования и технических средств; упрощении проведения дру гих мероприятий по обеспечению готовности и реагированию на случай инцидентов; составлении совместных программ исследова ния и разработок. С учетом своего национального законодательст ва, правил и принципов стороны будут сотрудничать в передаче соответствующей технологии.
Для обеспечения двустороннего и многостороннего сотрудни чества стороны стремятся заключать соглашения об обеспечении готовности и реагировании на случай загрязнения нефтью (ст. 10). Стороны поручают ИМО (ст. 12), при условии ее согласия, вы полнять следующие функции и действия: информационные услуги (получение, составление и распространение информации; оказа ние помощи в определении источников финансирования), обуче
ние и подготовка, технические услуги, техническая помощь.
15 марта 2000 г. был принят Протокол по обеспечению готовно сти на случай загрязнения опасными и вредными веществами и борьбы с ним и сотрудничеству. Протокол пока в силу не вступил.
§ 5. Международно-правовое реrуJП1рование предотвращеmm загрязнеm1я моря сбросами отходов и других материалов
В 1950-е гг. внимание привлекло не только загрязнение с судов при их эксплуатации, но и захоронение в море промышленных от ходов, особенно радиоактивных, которое началось в 1946 г. В эти годы США произвели захоронение радиоактивных отходов раз личного типа в Тихом и Атлантическом океанах и в Мексиканском
352 Глава VII. Зашита и сохранение морской среды
заливе. В период с 1949 по 1982 r. несколько западноевропейских стран (в основном Великобритания) осуществляли захоронен ие радиоактивных материалов в северо-западной Атлантике. Бывший СССР с 1959 г. осуществлял в Белом, Баренцевом и Карском морях (особенно в районе Новой Земли), на Дальнем Востоке захороне ние твердых и жидких радиоактивных отходов. Первые сбросы бы ли связаны с ходовыми испытаниями атомных подводных лодок и атомохода «Ленин».
К тому времени, когда эта проблема начала принимать серьез ный характер, уже существовали некоторые нормы международно го права, относящиеся к захоронению в море. В частности, как уже отмечалось, согласно Конвенции об открытом море 1958 r. (ст. 25) на государстве лежит обязанность принимать меры для преду преждения загрязнения моря от сброса радиоактивных отходов с отсылкой к нормам и правилам, которые могут быть разработаны компетентными международными организациями. Однако лишь при подготовке к Стокгольмской: конференции ООН по пробле мам окружающей среды были предприняты конкретные щаги на пути к подготовке проектов соответствующих норм о регулирова нии и ограничении практики захоронения в море различных отхо дов. В 1972 r. в Лондоне была созвана Международная конферен ция, которая 13 ноября 1972 r. приняла Конвенцию по предотвра щению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 r.).
Лондонская конвенция состоит из 22 статей, трех приложений и одного Дополнения.
Согласно п. la ст. III захоронением является преднамеренный сброс в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конст рукций. Не считается захоронением удаление вредных веществ или других материалов, являющихся результатом нормальной экс плуатационной деятельности. Конвенция применяется ко всем морским пространствам (за исключением внутренних морских вод) и ко всем судам (за исключением военных кораблей и госу дарственных некоммерческих судов). Однако государства должны обеспечить, чтобы такие суда, а таюке летательные аппараты дей ствовали в соответствии с объектом и целями Конвенции. В 1978 г. на III Консультативном совещании стран -участниц Конвенции были внесены поправки в приложения l и ll, согласно которым
§ 5. Регулирование предотвращения загрязнения моря сбросами отходов 353
сжигание отходов на специальных судах - инсинераторах рас сматривается в качестве специальной формы захоронения.
Основные правила содержатся в ст. IV, согласно которой дого варивающиеся стороны должны запретить захоронения любых от ходов или других материалов в каю1:х бы то ни было форме или со стоянии. В настоящее время действуют следующие правила:
а) запрещается сброс отходов или других материалов, перечис ленных в Приложении 1 (<,черный списою>);
б) сброс отходов или других материалов, перечисленных в При ложении 11 (<<Серый списою>), требует предварительного специаль ного разрешения (согласно п. 5 ст. 111 это разрешение, предостав ленное на основании заявления перед сбросом);
в) сброс всех других отходов или материалов («белый список») требует предварительного общего разрешения.
Любое разрешение (специальное или общее) должно выдавать ся соответствующими властями после тщательного рассмотрения, с учетом всех критериев, предусмотренных в Приложении III.
Каждое государство может запретить захоронение любых отхо дов или материалов независимо от того, указаны они в Приложе нии I или нет.
Статья V Конвенции предусматривает исключения из общего правила, установленного ст. IV. Положения этой статьи не приме няются, если захоронение необходимо для обеспечения безопас ности человеческой жизни либо судов, самолетов, платформ или других искусственных сооружений в случае форс-мажорных об стоятельств, вызванных непогодой, или в других случаях, когда создается угроза человеческой жизни, судам, самолетам и т. д., ес ли захоронение является единственным средством предотвраще ния такой опасности и если ущерб, причиненный сбросом, будет меньшим, чем тот, который может произойти в другом случае. О таком захоронении сообщается ИМО.
Договаривающаяся сторона в исключительных случаях, когда создается неприемлемый риск для здоровья людей и отсутствует иное осуществимое решение, может выдать специальное разреше ние на захоронение веществ, перечисленных в Приложении 1. Од нако до выдачи такого разрешения она должна проконсультиро ваться с другим государством или друтими государствами, которые могут быть затронуты такими мерами, и с ИМО, которая после консультации с другими сторонами Конвенции и международ ными организациями должна срочно рекомендовать наиболее
354 Глава VII. Защита и сохранение морской среды
приемлемые процедуры, которые должны учитываться в макси мально возможной степени. Основные критерии для определения исключительных и критических положений, а также процедуры для консультативных рекомендаций и для безопасности удаления материалов при таких обстоятельствах были разработаны Кон сультативным совещанием (орган Лондонской конвенции 1972 r.). Каждая договаривающаяся сторона должна определить соот ветствующие органы власти, которые выдают специальные и об щие разрешения, ведут реестр веществ, их количества и мест захо ронений, ведут наблюдение за состоянием моря. Участники Кон венции должны направлять доклады ИМО, в которых содержится информация о природе и количестве всех веществ, разрешенных к
захоронению, о месте, времени и способе их захоронения (ст. V).
Согласно ст. VII каждая сторона Конвенции принимает меры, требуемые для осуществления Конвенции, относительно: всех су дов и самолетов, зарегистрированных на ее территории; судов и са молетов, загруженных на ее территории или в территориальном
!\Юре материалами для сброса; судов и самолетов, а также стацио нарных или плавучих установок, которые находятся под ее юрис дикцией и, как предполагается, занимаются сбросом.
Каждая договаривающаяся сторона должна принимать на своей территории надлежащие меры в целях предотвращения и наказа ния за действия, противоречащие положениям Конвенции, а так же сотрудничать с другими сторонами при разработке процедур для эффективного применения Конвенции, особенно в открытом море, включая процедуры по направлению с судов и самолетов докладов о захоронении в нарушение Конвенции.
В соответствии с принципами международного права, относя щимися к ответственности государства за ущерб, причиняемый окружающей среде другого государства в результате сброса отходов и иных материалов, стороны должны разработать процедуры для установления ответственности и урегулирования споров, относя щихся к захоронению.
Статья XIV определяет функции Секретариата, а также кон сультативных совещаний сторон. К функциям совещаний отно сятся пересмотр и внесение поправок в Конвенцию. Согласно ст. XV предусмотрены две отдельные процедуры для внесения по правок: для статей и приложений.
Поправки к статье принимаются большинством в 2/3 голосов присутствующих на совещании участников. Поправка вступает в
§ 6. Другие меЖдународные договоры по защите морской среды 355
силу для договаривающихся сторон, которые ее приняли, через 60 дней после того, как 2/3 присутствующих сторон передадут в ИМО документы о ее принятии.
Поправка к приложениям основывается на научных или техни ческих заключениях и приню,шется большинством в две трети присутствующих на совещании.
Учитывая трудности, с которыми могут сталкиваться государст ва, если поправки в приложения будут вноситься слишком часто, пятое Консультативное совещание Резолюцией LDC.IO(V) приня ло процедуры по подготовке и рассмотрению поправок к приложе ниям, согласно которым устанавливаются две стадии для приня тия поправок. Первая стадия включает принятие поправки в прин ципе, после чего сторона может применять е на добровольной основе. На второй стадии поправка принимается уже формально. Поправки не должны рассматриваться чаще одного раза в три года. В исключительных случаях совещание может формально одобрить поправку к приложению немедленно. В настоящее время участни ками Лонп:онской конвенции 1972 г. являются 78 государств.
§ 6. Другие международные доrоворы по защите морской среды
В последние годы были приняты международные договоры, ко торые в основном завершили создание системы международно правовой защиты морской среды при эксплуатации морских су дов.
6 октября 2001 г. в Лондоне бьmа принята Международная кон венция о контроле за вредными противообрастающими системами на судах. Дело в том, что многочисленные научные исследования по казали, что некоторые используемые на судах противообрастаю щие системы создают значительную опасность токсичности и ино го хронического воздействия на экологически и экономически важные морские организмы, а употребление в пищу затрону тых морских продуктов может причинить вред здоровью человека. Вместе с тем использование противообрастающих систем для предотвращения обрастания корпуса судна организмами крайне важно для осуществления судоходства, а также для сдерживания распространения вредных водных и патогенных организмов. В связи с этим каждая сторона Конвенции приняла на себя обя зательство полностью осуществлять ее нормы с целью умень шить или устранить отрицательное воздействие на морскую ере-
356 Глава VII. Защита и сохранение морской среды
ду и здоровье человека, оказываемое противообрастающими системами.
В соответствии с требованиями, установленными Конвенцией (Приложение 1), каждая сторона запрещает или ограничивает нане сение, повторное нанесение, установку или образование вредных противообрастающих систем, указанных в Конвенции. В соответст вии с международными правилами, стандартами и требованиями каждая сторона принимает на своей территории надлежащие меры, чтобы сбор и обработка отходов, образующихся в результате нанесе ния или снятия противообрастающей системы, атакже обращение с ними, их удаление осуществлялись безопасным и экономически ра циональным образом с целью защиты здоровья человека и окру жающей среды.
Согласно ст. 10 Конвенции каждая сторона обеспечивает осви детельствование судов, имеющих право плавать под ее флагом или эксплуатирующихся по ее уполномочию, и выдачу им соответст вующих свидетельств. Судно, к которому применяется Конвен ция, в любом порту, на судоверфи или удаленном от берега терми нале стороны может быть подвергнуто проверке должностными лицами с тем, чтобы установить, отвечает ли судно требованиям Конвенции. Если есть явные основания полагать, что судно нару шает требования Конвенuии, оно может быть подвергнуто тща тельной проверке. Если будет обнаружено, что судно нарушает требования Конвенции, могут быть приняты меры лля предупреж дения, задержания, вьщворения судна или недопущения его захода в свои порты. Если от другой стороны -участницы Конвенции поступит просьба о расследовании вместе с достаточными доказа тельствами того, что судно эксплуатируется в нарушение Конвен ции, сторона может подвергнуть проверке это судно, когда оно за ходит в порт, на судоверфь или удаленный от берега терминал. Со гласно ст. 12 Конвенции санкции за нарушение ее положений устанавливаются в соответствии с законодательством администра цией соответствующего судна независимо от того, где совершено такое нарушение. Любое нарушение Конвенции в пределах юрис дикции любой стороны запрещается, и санкции за эти нарушения устанавливаются согласно законодательству этой стороны.
В соответствии с Приложением 4 суда валовой вместимостью 400 тонн и более, выполняющие международные рейсы, поллежат первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в экс плуатацию или при первом получении международного свидетель-
§ 6. Другие международные договоры по защите морской средь 357
ства о противообрастающей системе и освидетельствованию при изменении или замене противообрастающих систем.
Свидетельство выдается судну после успешного завершения ос видетельствования. Свидетельство составляется по форме, приве денной в Дополнении к Приложению 4.
По просьбе администрации другой стороны к освидетельство ванию может быть принято судно и ему может быть выдано соот ветствующее свидетельство. Это свидетельство утрачивает силу, если противообрастающая система изменяется или заменяется, при передаче судна под флаг другого государства.
Конвенция вступила в силу 17 сентября 2008 г., и ее участника ми являются свыше 40 государств.
Большое влияние на состояние морской среды оказывает не контролируемый сброс с судов балластных вод и осадков, который приводит к переносу вредных и патогенных организмов, причи няющих вред или ущерб окружающей среде, здоровью человека, имуществу и водным биоресурсам. Хотя отдельные государства и предпринимали односторонние действия в целях предотвращения, сведения к минимуму и устранения опасности переноса вредных водных и патогенных организмов посредством судов, заходящих в их порты, этот вопрос, будучи всемирной проблемой, требовал действий, основанных на глобально применимых правилах вместе с руководством по их эффективному осуществлению и единооб разному толкованию. С этой целью в Лондоне была созвана ди пломатическая конференция, которая 13 февраля 2004 г. приняла Международную конвенцию о контроле судовых балластных вод и осадков иуправлении ими. В соответствии со ст. 2 Конвенции сторо ны обязуются полностью осуществлять ее положения и приложе ния к ней в целях предотвращения, сведения к минимуму и окон чательной ликвидации переноса вредных водных и патогенных ор ганизмов посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими. Согласно ст. 4 каждая сторона требует, чтобы суда, к которым применяется настоящая Конвенция и которые имеют право плавать под ее флагом или эксплуатируются по ее уполномочию, отвечали требованиям, изложенным в Конвенции, включая применимые стандарты и требования, содержащиеся в Приложении, и принимает эффективные меры для обеспечения того, чтобы такие суда отвечали этим требованиям. Каждая сторо на обязуется обеспечить, чтобы в портах и на терминалах, назна ченных этой стороной, где проводится очистка или ремонт бал-
358 Глава VII. Защюа и сохранение морской среды
ластных танков, имелись достаточные сооружения для приема осадков, принимая во внимание Руководство, разработанное ИМО. Такие применяемые сооружения должны эксплуатировать ся, не вызывая необоснованных задержек судов, и должны обеспе чивать безопасное удаление таких осадков, которое не причиняет ущерба окружающей среде, здоровью человека, имуществу или ре сурсам -своим или других государств.
Стороны обеспечивают, чтобы суда, плавающие под их флагом, которые подлежат освидетельствованию и которым должны выда ваться свидетельства, проходили освидетельствование и получали свидетельства, установленные Конвенцией.
Согласно ст. 8 любое нарушение требований Конвенции запре щается и санкции за такое нарушение устанавливаются в соответ ствии с законодательством администрацией соответствующего судна независимо от того, где совершено такое нарушение.
Судно, к которому применяются положения Конвенции, в лю бом порту другой стороны может быть подвергнуто проверкам должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными стороной, с тем чтобы установить, отвечает ли судно требованиям Конвенции. Любая такая проверка ограничивается установлением того, что на судне имеется действительное свидетельство; провер кой журнала операций с балластными водами или отбором проб судовых балластных вод. Если на судне нет действительного свиде тельства или имеются явные основания полагать, что состояние судна или его оборудования в значительной степени не соответст вует свидетельству или капитан или члены экипажа не знают·ос новных судовых процедур, относящихся к управлению балластны ми водами, или не выполняют такие процедуры, может быть про ведена тщательная проверка. В этом случае принимаются меры, обеспечивающие, чтобы судно не сбрасывало балластные воды до тех пор, пока оно не сможет сделать это, не создавая угрозы окру жающей среде, здоровью человека, имуществу или ресурсам.
Если обнаружено, что судно нарушило Конвенцию, сторона, под флагом которой судно имеет право плавать, и (или) сторона, в порту или у терминала которой судно эксплуатируется, в дополне ние к санкциям, указанным выше, может принять меры для преду преждения задержания судна или недопущения его захода в свои порты. Сторона может также подвергнуть проверке судно, когда оно заходит в порты или терминалы, находящиеся под ее юрис-
§ 6. Другие международные договоры по защите морской среды 359
дикцией, если от любой стороны поступит просьба о расследова нии.
В Приложении к Конвенции содержатся Правила контроля су довых балластных вод и осадков и управления ими. Так, согласно правилу В-2 на каждом судне имеется журнал операций с балласт ными водами. Записи в журнале хранятся на судне в течение не ме нее двух лет.
Согласно правилу Е-1 суда валовой вместимостью 400 тонн и более, к которым применяется Конвенция, подлежат первоначаль ному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первой выдачей свидетельства; освидетельствованию для возобновления свидетельства; промежуточному освидетельст вованию; ежегодному освидетельствованию; дополнительному или частичному освидетельствованию в зависимости от обстоя тельств.
Согласно правилу Е-2 администрация обеспечивает, чтобы суд ну, к которому применяется правило Е-1, выдавалось свидетельст во после успешного завершения освидетельствования. Свидетель ство, выданное по уполномочию какой-либо стороны, принимает ся другой стороной и рассматривается для целей Конвенции как имеющее такую же силу, как свидетельство, выданное ею. Свиде тельство составляется на официальном языке выдающей его сто роны по форме, приведенной в Дополнении к Приложению 1. Ес ли используемый язык не является английским, испанским или французским, то текст должен содержать перевод на один из этих языков.
Свидетельство выдается на срок, установленный администра цией, но не превышающий пяти лет.
Свидетельство утрачивает силу в любом из следующих случаев: если конструкции, оборудование, системы, устройства, приспо собления и материалы, необходимые для обеспечения полного со ответствия Конвенции, изменяются, заменяются или подвергают ся сушественному ремонту; при передаче судна под флаг другого государства; если соответствующее освидетельствование не закон чено в установленные сроки; если свидетельство не подтверждает ся в установленном порядке.
В последние годы государства уделяют большое внимание рабо те по созданию имеющего обязательную юридическую силу до кумента, в котором бьmи бы решены проблемы, связанные с ути лизацией судов, с точки зрения рисков для окружающей среды, rи-
360 Глава VII. Защита и сохранение морской среды
гиены труда и безопасности, учитывая особые характеристики морского транспорта и необходимость обеспечить плавный вывод из эксплуатации судов, срок эксплуатации которых истек.
Эта работа завершилась принятием 15 мая 2009 r. в Гонконге Международной конвенции по безопасной и экологически рациональ ной утилизации судов. Согласно этой Конвенции <<утилизация су дов означает деятельность по полному или частичному демонтажу судов на предприятии по утилизации судов с целью извлечения компонентов и материалов для переработки и повторного исполь зования с соблюдением осторожности при обращении с опасными и другими материалами и включает такие соответствующие опера ции, как хранение компонентов и материалов на месте, но не их дальнейшую переработку или удаление на специальных предпри ятиях». Таким образом, каждое государство-участник обязуется полностью осуществлять положения Конвенции в целях предот вращения, сохранения, сведения к минимуму и ликвидации в воз можной степени несчастных случаев, телесных повреждений и иного отрицательного воздействия, которое оказывает утилизация судов на здоровье человека и окружающую среду, а также повыше ния безопасности судов, защиты здоровья человека и окружающей среды на протяжении всего срока эксплуатации судна. Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции в отношении судов, имеющих право плавать под флагом государств, не являющихся сторонами Конвенции, стороны применяют требования Конвенции по мере необходимо сти для обеспечения того, чтобы таким судам не предоставлялся более благоприятный режим. Суда, на которые распространяется данная Конвенция, обязаны проходить освидетельствование, и им должны выдаваться свидетельства в соответствии с правилами, со держащимися в Приложении к Конвенции. Судно, к которому применяется Конвенция, в любом порту или терминале может быть подвергнуто проверке с тем, чтобы установить, отвечает ли судно требованиям Конвенции (ст. 8). Как правило, такая провер ка ограничивается установлением того, что на судне имеется либо международное свидетельство о перечне опасных материалов, ли бо международное свидетельство о готовности судна к утилизации. Если имеется достаточное доказательство того, что судно экс плуатируется в нарушение положений Конвенции, сторона, рас олагающая доказательством, может предложить расследование в отношении этого.судна, когда оно заходит в порты или на удален
ные терминалы, находящиеся под юрисдикцией другой стороны.
§ 6. Другие международные договоры по защите морской среды 361
Любое нарушение Конвенции запрещается .национальным за конодательством. Администрацией принимаются все меры для то го, чтобы избежать необоснованного задержания судна. В случае необоснованного задержания или необоснованной задержки в от ходе судно имеет право на возмещение любых понесенных убыт ков.
Правила безопасной и экологически рациональной утилизации судов (Приложение к Конвенции) содержат требования, предъяв ляемые к судам, втом числе о перечне опасных материалов, отехни ческих группах, плане утилизации, об освидетельствовании и о вы даче свидетельств. Так, согласно правилу I О суда подлежат первона чальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед вьщачей международного свидетельства о перечне опас ных материалов; освидетельствованию для возобновления свиде тельства; дополнительному общему или частному освидетельство ванию в зависимости от обстоятельств; освидетельствованию перед выводом судна из эксплуатации.
Согласно правилу 11 международное свидетельство о переч не опасных материалов выдается администрацией л ибо уполномо ченной ею организацией.
Если в момент истечения срока действия свидетельства судно не находится в порту, в котором оно должно быть освидетельство вано, администрация может продлить срок действия свидетельст ва, но только для того, чтобы дать возможность судну закончить свой рейс в порту, в котором оно должно быть освидетельство вано.
Международное- свидетельство о готовности судна к утилиза ции выдается администрацией или по ее поручению после успеш ного завершения окончательного освидетельствования.
По просьбе администрации другая сторона может принять к ос видетельствованию судно, и, удостоверившись, что на судне вы полнены положения Конвенции, она выдает свидетельство или подтверждает имеющиеся на судне свидетельства (свидетельство не выдается судну, которое имеет право плавать под флагом госу дарства, не являющегося стороной Конвенции).
Формы свидетельств приводятся в приложениях 3 и 4 к Прави лам. Если используемый язык не является английским, испанским или французским, то текст должен содержать перевод на один из этих языков.
362 Глава VII. Защита и сохранение морской среды