К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница


290 Глава V. Средства обеспечения безопасности судоходства

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

В случае если судно задерживается портовыми властями, госу­ дарство флага немедленно информируется об этом в письменной форме с приложением доклада о проверке.

Каждое государство порта принимает меры к тому, чтобы все суда, у которых отсутствовали документы, предусмотренные Меж­ дународным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения, и которым во избежание задержки было разрешено покинуть порт, не получали разрешения на заход в любой порт государства -участника Меморандума до тех пор, пока судовладелец или оператор судна не убедят соответ­ ствующий орган государства, который задерживал судно, что у не­ го имеются действительные свидетельства, предусмотренные на­ званным Кодексом.

Каждая морская администрация должна публиковать (по край­ ней мере, ежеквартально) информацию относительно судов, за­ держанных в течение предыдущего трех.месячного периода, и су­ дов, которые были задержаны более одного раза в течение послед­ них 24 месяцев.

При осуществлении контроля администрации предъявляют требования, предусмотренные международными конвенциями, и к тем судам, которые плавают под флагами государств, не являю­ щихся участниками соответствующих конвенций, с тем чтобы они не оказались в преимущественном положении по сравнению с ос­ тальными судами.

Токийский меморандум был принят компетентными морскими ведомствами Австралии, Канады, Фиджи, Гонконга, Индонез11и, Японии, Кореи, Малайзии, Новой Зеландии, Филиппин, России, Сингапура, Соломоновых островов, Таиланда, Вьетнама. Впослед­ ствии к нему присоединились Китай и Вануату.

Черноморский меморандум был принят властями Турции, Гру­ зии, Болгарии, Украины, Румынии. Россия присоединилась к Ме­ морандуму с 1декабря 2002 r.

В основном принципы, на которых базируются Токийский и Черноморский меморандумы, совпадают с принципами Париж­ ского. 23 апреля 2009 r. Европейским парламентом и Европейским Советом была принята пересмотренная Директива 2009/16/ЕС

<<0 контроле государством порта•>.

В интересах обеспечения безопасности мореплавания необхо­ димо тщательно расследовать каждую аварию, с тем чтобы выводы такого расследования способствовали предотвращению в будущем

§ 5. Контроль в портах и расследование морских аварий 291

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

допущенных ошибок. В соответствии с п. 7 ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. каждое государство организует рассле­ дование квалифиuированными экспертами каждой морской ава­ рии или навигаuионного инцидента в открытом море (с участием плавающего под его флагом судна), приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, либо к серьезному ущербу судам или установкам другого государства, ли­ бо ущербу морской среде. В соответствии с правилом 21 гл. I При­ ложения к Конвенции СОЛАС-74 каждое государство обязуется проводить расследование любой аварии с любым его судном. Нор­ мы о расследовании аварий содержатся в Конвенuии МАРПОЛ- 73/78 (ст. 12) и в Международной конвенции о грузовой марке 1966 r. (ст. 23).

Порядок расследования аварий определяется национальным законодательством. Вместе с тем государство, осуществляющее расследование аварии, должно сотрудничать с соответствующими властями государства флага и другими заинтересованными сторо­ нами.

16 мая 2008 r. Комитет по безопасности на море ИМО Резолю­ цией MSC.255(84) принял Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий). Кодекс вступил в силу с 1 января 2010 r. одновременно с поправками к гл. XI-1 Конвенции СОЛАС- 74, придающими обязательный характер частям I и lI Ко­ декса.

Данный Кодекс объединяет передовую практику расследования аварий и инцидентов на море, которая была установлена Кодексом расследований аварий и инцидентов на море, принятым в ноябре 1997 r. ИМО (Резолюция А.849(20)), и основан на этой практике (этот Кодекс утратил силу с 1января 2010 г.).

Кодекс, устанавливая некоторые обязательные требования, в то же время признает различия в международном и национальном праве в отношении расследований аварий и инцидентов на море и предназначен способствовать объективным расследованиям на благо государств флага судна, прибрежных государств, ИМО и морского судоходства в целом.

Целью Кодекса является обеспечение того, чтобы государства применяли общий подход при проведении расследований аварий и инuидентов на море. Эти расследования наuелены не на распреде-

292 Глава V. Средства обеспечения безопасности судоходства

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

лени вины или определение ответственности, а на предотвраше­ ние в будущем аварий и инцидентов на море.

Исходя из того, что согласно документам ИМО каждое государ­ ство флага обязано проводить расследование любой аварии, про­ изошедшей с любым из его судов, если оно считает, что такое рас­ следование может способствовать определению того, какие изме­ нения было бы желательно внести в действуюшие правила, или если такая авария нанесла большой вред окружаюшей среде, Ко­ декс также принимает во внимание, что государство флага судна должно организовать расследование определенных аварий или ин­ цидентов плавания в открытом море лицом или лиuами подходя­ шей квалификации.

Кодекс состоит из трех частей. В части I наибольший интерес представляет определение аварии на море.

Авария на ,норе означает событие или последовательность собы­ тий, которые привели к любому из нижеперечисленного, произо­ шедшего в прямой связи с эксплуатацией судна:

1) гибель человека или серьезное телесное повреждение;

2) потеря человека с судна;

3) гибель, предполагаемая гибель или оставление судна;

4) повреждение судна;

5) посадка судна на грунт, или лишение его возможности дви­ жения, или участие в столкновении;

6) повреждение, нанесенное морской инфраструктуре вне суд­ на, которое могло бы серьезно угрожать безопасности самого суд­ на, другого судна или отдельного лица;

7) серьезный ущерб ОКРУЖ'

аюшей среде или возможный серьез­

ный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.

Однако термин <<авария на море,> не означает умышленного действия или бездействия с намерением причинить вред безопас­ ности судна, отдельному лицу или окружаюшей среде.

Очень серьезная авария означает аварию, повлекшую полную ги­ бель судна или смерть человека или причинившую серьезный ущерб окружающей среде.

В гл. 2 части I приводятся также определения существенного ущерба, серьезного телесного повреждения, серьезного ущерба ок­ ружающей среде, существенно заинтересованного государства.

Часть II Кодекса содержит обязательные стандарты расследова­ ния. Некоторые положения применяются только в отношении оп-

§ 5. Контроль в портах и расследование морских аварий 293

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

ределенных категорий аварий на море и являются обязательными только для расследования этих аварий.

Положения части III Кодекса могут применяться только к оп­ ределенным авариям на море. Эти положения части 111 могут со­ держать рекомендации о том, чтобы такие положения применя­ лись при расследовании других аварий или инцидентов на море.

Правительство каждого государства должно предоставить ИМО подробную информацию о контактном адресе расследующего(их) органа(ов), проводящего(их) расследования в его государстве.

Если авария происходит в открытом море или в иск11ючитель­ ной экономической зоне, государство флага вовлеченного судна или судов должно как можно скорее уведомить другие существен­ но заинтересованные государства.

Если авария происходит в пределах территории, включая тер­ риториальное море прибрежного государства, государства флага судна или судов и прибрежное государство должны как можно ско­ рее уведомить друг друга, и каждое из них -другие существенно заинтересованные государства.

Уведомление не должно задерживаться из-за отсутствия полной информации.

Уведомление должно содержать как можно больше из имею- щейся в наличии следующей информации:

1) название судна и его государство флага;

2) номер ИМО;

3) характер аварии;

4) место, где произощла авария;

5) дата и время аварии;

6) число получивших серьезные телесные поврежцения или по­ гибших;

7) последствия аварии для отдельных лиц, имущества и окру­ жающей среды;

8) идентификационные данные любого другого вовлеченного судна.

Должно проводиться расследование кажцой очень серьезной аварии на море.

С соблюдением любого соглашения, заключенного в соответст­ вии с гл. 7 Кодекса, государство флага судна, вовлеченного в очень серьезную аварию на море, несет ответственность за обеспечение того, чтобы расследование проводилось и завершалось в соответ­ ствии с данным Кодексом.

294 Глава V. Средства обеспечения безопасности судоходства

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

Порядок заключения соглашений государства флага судна с другим существенно заинтересованным государством о проведе­ нии расследования в зависимости от того, где происходит авария (в пределах территории, включая территориальное море, в откры­ том море или исключительной экономической зоне государства), определяется гл. 7 Кодекса.

Все государства должны обеспечивать, чтобы их национальное законодательство предоставляло лицу (лицам), проводящему(им) расследование, возможность посещать судно, опрашивать капита­ на, экипаж и любое другое вовлеченное лицо и получить доказа­ тельственный материал в целях расследования (гл. 8 Кодекса).

Если расследующее(ие) государство(а) проводит(ят) расследо­ вание согласно данному Кодексу, ничто не предопределяет права другого существенно заинтересованного государства на проведе­ ние своего собственного отдельного расследования.

Расследующее(ие) государство(а) должно(ы) обеспечивать, что­ бы лицо (лица), проводящее(ие) расследование, действовало(и) беспристрастно и объективно. Расследование должно быть таким, чтобы можно было сделать доклад о результатах расследования без указания или вмешательства какого-либо лица или организации, которые могут быть затронуты результатами расследования.

Согласно гл. 12, если расследование требует свидетельских по­ казаний моряка, дача свидетельских показаний должна проводить­ ся при первой же возможности. Моряку должно быть дозволено вернуться на его судно или репатриироваться при первой же воз­ можности. В отношении моряков должны постоянно соблюдаться права человека.

Все моряки, дающие свидетельские показания, должны быть проинформированы об основании для расследования и о его ха­ рактере. Более того, моряк, дающий свидетельские показания, должен иметь информацию и получить возможность получения соответствующей юридической консультации.

27 апреля 2006 г. Юридический комитет ИМО и Администра­ тивный совет МОТ приняли Руководство по справедливому обра­ щению с моряками в случае морской аварии. Руководство не преследует цели вмешательства в национальные уголовные или гражданские процессы какого-либо государства, а также не пре­ пятствует морякам в полной мере пользоваться их основными пра­ вами. Моряки имеют право на защиту от принуждения и запугива­ ния со стороны каких-либо источников в течение или после рас-

§ 5. Контроль в портах и расследование морских аварий 295

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

следования морской аварии. Расследование не должно создавать препятствий для моряка в смысле репатриации, проживания, средств к существованию, выплаты заработной платы и других льгот. Руководство содержит рекомендации для государства порта или прибрежного государства, для государства флага, государства моряка, для судовладельцев и самих моряков.

Расследующее(ие) государство(а) должно(ы) направлять ИМО окончательную версию доклада о расследовании по каждому рас­ следованию очень серьезной аварии на море.

Если расследование проводится в отношении аварии или инци­ дента, не являющихся очень серьезной аварией, а подготовленный доклад о расследовании содержит информацию, которая может предотвратить или уменьшить серьезность аварий или инцидентов в будущем, окончательная версия доклада должна быть направлена в ИМО.

Расследующее(ие) государство(а) должно(ы) обеспечить дос­ тупность окончательного доклада о расследовании для обществен­ ности и морской отрасли, либо расследующее(ие) государство(а) должно(ы) взять на себя обязательство предоставить общественно­ сти и морской отрасли сведения о том, как получить доступ к док­ ладу, если он опубликован другим государством или ИМО.

Как уже отмечалось, положения части III Кодекса носят харак­ тер рекомендаций. Так, согласно гл. 15 государствам рекомендует­ ся обеспечить, чтобы органы расследования имели в своем распо­ ряжении достаточные материальные и финансовые ресурсы и под­ ходящим образом квалифицированный персонал, позволяющие им способствовать выполнению обязательств государства по про­ ведению расследований аварий и инцидентов на море согласно данному Кодексу.

Расследование аварий (иных, чем очень серьезные аварии) и расследование инцидентов рекомендуется проводить государством флага вовлеченного судна, если считается вероятным, что рассле­ дование предоставит информацию, которая может быть использо­ вана пля предотвращения аварий и инцидентов в будущем.

Если в ходе расследования станет известным или возникнет по­ дозрение, что совершено преступление, подпадающее под ст. 3, 3 Ьis, 3 tet или 3 quartet Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, рас­ следующему органу рекомендуется немедленно обеспечить, чтобы

296 Глава У. Средства обеспечения безопасности судоходства

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

орган заинтересованного государства, ответственный за охрану на море, был информирован.

Согласно гл. 20 Кодекса, если расследование начинается со­ гласно данному Кодексу, рекомендуется, чтобы капитан, собст­ венник и агент судна, вовлеченного в аварию или инuидент, полу­ чили как можно скорее информапию:

1) о расследовании аварии или инuидента;

2) времени и месте начала расследования;

3) названии и подробном адресе для контакта с расследую­ щим(и) орrаном(ами);

4) положениях законодательства, в соответствии с которыми проводится расследование;

5) правах и обязанностях сторон в расследовании;

6) правах и обязанностях государства или государств, проводя­ щих расследование.

Рекомендуется не задерживать судно на срок более того, чем это необходимо государству(ам}, проводящему(им) расследование. Следует начинать его как можно раньше и не задерживать судно без необходимости.

В соответствии с гл. 23 государствам рекомендуется обеспечить, чтобы лиuо (лиuа), проводящее(ие) расследование, могло(и) рас­ крывать информаuию из документов расследования, только если:

1) это необходимо или желательно сделать в uелях обеспечения безопасности на транспорте и в uелях учета расследования в буду­ щем любого воздействия на доступность информапии по безопас­ ности;

2) иное разрешено согласно данному Кодексу.

Где это разрешено наuиональным законодательством государ­ ства, готовящего доклад о расследовании, проект доклада и окон­ чательный доклад рекомендуется защищать от доступа к свиде­ тельским показаниям в судебном процессе, связанном с аварией или инцидентом на море, когда этот доступ может привести к дис­ циплинарным мерам, уголовному наказанию или определени ю гражданской ответственности.

Если существенно заинтересованное государство не согласно с окончательным докладом полностью или с какой-либо его частью, оно может представить в И МО свой собственный доклад.

Положение о порядке расследования аварийных случаев с суда­ ми, в основе которого лежит указанный выше Кодекс, было

§ 5. Контроль в портах и расследование морских аварий 297

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

утверждено приказом Министерства транспорта РФ от 14 мая 2009 г. № 75.

До недавнего времени такие важные вопросы, как подъем и уда­ ление затонувших морских судов, решались в основном нацио­ нальным законодательством. Однако государства стали сознавать, что затонувшие суда, если они не удалены, могут представлять опасность для судоходства или морской среды, причем не только во внутренних водах и территориальном море государств. Возник вопрос о необходимости создания единообразных международных правил и процедур, которые обеспечивали бы быстрое и эффектив­ ное удаление затонувших судов и выплату компенсации за связан­ ные с этим расходы. Принимая во внимание принципы междуна­ родного морского права, закрепленные в Конвенции ООН по мор­ скому праву 1982 г., и положения обычного международного морского права, 18 мая .2007 г. в Найроби (Кения) была принята Найробийская конвенция об удалении затонувших судов. Конвен­ ция применяется к судам, затонувшим в исключительной эконо­ мической зоне государства. Однако государство-участник может распространить применение Конвенции на суда, затонувшие в пределах его территории, включая территориальное море (с уче­ том определенных особенностей). Согласно ст. 5 Конвенции государство-участник требует от капитана и оператора судна, пла­ вающего под его флагом, немедленно сообщить затронутому госу­ дарству об инциденте, после которого оно затонуло. В сообщении указываются все необходимые данные, чтобы затронутое государ­ ство определило, представляет ли затонувшее судно опасность.

По получении известия о затонувшем судне затронутое государ­ ство использует все практические средства для того, чтобы в сроч­ ном порядке предупредить мореплавателей и заинтересованные государства о характере и местонахождении затонувшего судна. Это государство немедленно информирует государство регистра­ ции и зарегистрированного собственника. Если затонувшее судно представляет опасность, зарегистрированный собственник пред­ ставляет затронутому государству доказательства страхового или иного финансового обеспечения. Зарегистрированный собствен­ ник удаляет затонувшее судно, представляющее опасность.

Если зарегистрированный собственник не удаляет затонувшее судно, затронутое государство может удалить его наиболее прак­ тичными и быстро доступными средствами с учетом собственной безопасности и защиты морской среды.

298 Глава V. Средства обеспечения безопасности судоходства

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

В соответствии со ст. 10 Конвенции зарегистрированный собст­ венник несет ответственность за расходы на установление места нахождения, обозначение и удаление затонувшего судна. Собст­ венник освобождается от ответственности, если морская авария, в результате которой судно затонуло, произошла при тех же обстоя­ тельствах, при которых собственник судна освобождается от ответ­ ственности за загрязнение в соответствии с Конвенцией ООН 1982 r. Собственник имеет право ограничить свою ответственность на основании любого применимого национального или междуна­ родного режима, например Конвенции об ограничении ответст­ венности по морским требованиям 1976 r.

Зарегистрированный собственник судна валовой вместимостью 300 тонн и более должен для покрытия своей ответственности осу­ ществить страхование или предоставить иное финансовое обеспе­ чение, не превышающее сумму, исчисленную в соответствии с Конвенцией 1976 r. с поправками. Свидетельство, удостоверяю­ щее наличие страхования или иного финансового обеспечения, выдается каждому судну валовой вместимостью 300 тонн и более соответствующими органами государства регистрации судна. Государство-участник не разрешает эксплуатацию судна, имеюше­ rо право плавания под его флагом, если оно не имеет указанного выше свидетельства. Каждое государство-участник обеспечивает, чтобы согласно его национальному законодательству страхование или иное финансовое обеспечение имелось в отношении каждого судна валовой вместимостью 300 тонн и более, независимо от мес­ та его регистрации, входяшеrо в порт на его территории или подхо­ дяшеrо к прибрежному сооружению в его территориальном море или отходящего от него. Конвенция пока в силу не вступила.

Глава VI

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МОРСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. Понятие морских научных исследований

Исследование Мирового океана имеет огромное значение для изучения климата в различных районах земного шара, влияния процессов, происходящих в морской среде, на жителей планеты; для изучения возникновения таких явлений, как землетрясения, бури, ураганы, цунами, и, как следствие этого, для изучения пого­ ды, сводки о которой являются столь необходимыми для движе­ ния морских и возпушных судов.

Морские научные исследования -необходимый этап деятель­ ности государств в сфере разведки и разработки природных ре­ сурсов, как живых, так и минеральных, важных для всего чело­ вечества. Для всесторонних морских научных исследований широ­ ко применяются различные технические средства: специальные научно-исследовательские суда, установки, сооружения и др.

Начало научным исследованиям Мирового океана положили экспедиции русских мореплавателей: И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (в 1803-1806 гг.), Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П.Лазарева (в 1819-1821 гг.).

Первое русское научно-промысловое судно <<Андрей Перво­ званный>>, построенное в 1898 г., отвечало самым высоким по тем временам техническим характеристикам для проведения морских научных исследований и превосходило в этом отношении все суда подобного типа.

В 1922 г. в России было построено научно-исследовательское судно <<Персей,>, продолжившее традиции дореволюционной рус­ ской науки о морях. Научно-исследовательское судно «Витязь» от­ крыло жизнь на максимальных глубинах, изучило несколько глу­ боководных хребтов. В течение длительного периода отряд рос­ сийских научно-исследовательских судов (НИС) возглавляло судно <•Академик Курчатов». С этим судном связано значительное число открытий, включая обнаружение мошной концентрации

300 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

железомарганцевых конкреций южнее 10 градусов южной широ­ ты; им установлено и сфотографировано дно океана до глубины 5 тыс. метров.

Общепризнанных критериев для отнесения судна к категории научно-исследовательских нет. Обычно к ней относят специально приспособленные суда, предназначенные для проведения морских научных исследований и укомплектованные научным персоналом. Как правило, такие суда подразделяются на гидрографические, океанографические, гидрометеорологические, научно-промысло­ вые.

К сожалению, некоторые страны вопреки ст. 239 Конвенци и ООН по морскому праву 1982 г., призывающей к поощрению и об­ легчению развития и проведения морских научных исследований, не поощряют, а усложняют деятельность НИС. Например, они требуют для захода в порты НИС предварительного уведомления о таком заходе (от четырех недель до трех месяцев).

Правовой статус НИС зависит, конечно, от принадлежности го­ сударству или частной компании. В практике и доктрине государст­ венные НИС, как правило, относят к некоммерческим судам. Такая практика подтверждается законодательством многих государств. Как государственные некоммерческие суда НИС должны пользо­ ваться иммунитетом от иностранной юрисдикции. Однако с сере­ дины 1960-хrr. стала проявляться тенденция приравнивания НИС к военным кораблям, что явно противоречит ст. 255 Конвенции 1982 г., призывающей государства принимать разумные меры, пра­ вила и процедуры для облегчения доступа в свои гавани и содейст­ вия в предоставлении помощи морским исследовательским судам.

Для исследования Мирового океана в век научно-технической революции стали использоваться не только НИС, но и различные подводные аппараты, научно-исследовательские установки, ССОд' и др.

Многогранное изучение Мирового океана требует углубления и расширения сотрудничества всех государств в исследовании морей и океанов, как в пространствах открытого моря, в том числе его районах, имеющих специфические режимы, так и в пространствах, находящихся под суверенитетом конкретных государств.

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

' Особые технические средства и устройства, выставляемые в Мировом океане и снабженные датчиками для замеров и регистрации различных характеристик водной толши.

§ 1. Понятие морских научных исследований 301

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

В принятой на I Конференции ООН по морскому праву в 1958 r. Конвенции о континентальном шельфе впервые было упо­ мянуто морское научное исследование как самостоятельная пра­ вовая категория.

Характеризуя в этом плане Конвенцию, можно отметить, что в ней, во-первых, прибрежному государству было предоставлено право возводить, содержать или эксплуатировать на континен­ тальном шельфе сооружения и иные установки, необходимые для разведки и разработки его естественных ресурсов; во-вторых, бы­ ло указано, что для проведения морского научного исследования на месте континентального шельфа требуется согласие прибреж­ ного государства; в-третьих, предусматривалось, что прибрежное государство не должно по общему правилу отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей ква­ лификацией учреждения в связи с проведением чисто научного исследования физических или биологических свойств континен­ тального шельфа, при условии, однако, что прибрежное государ­ ство имеет право, если оно того пожелает, участвовать или же быть представленным в исследовании и что во всяком случае ре­ зультаты последнего должны подлежать опубликованию (ст. 5).

Несомненно, изложенные положения оказали влияние на со­ держание статей о морских научных исследованиях при разработке Конвенuии ООН по морскому праву 1982 г. Однако в связи с появ­ лением конuепuии исключительной экономической зоны и меж­ дународного района морского дна вопрос о морских научных ис­ следованиях обсуждался на III Конференции ООН по морскому праву уже как самостоятельная проблема.

Участники еще I Конференции ООН по морскому праву попы­ тались дать определение понятия <<Морское научное исследова­ ние,>, чтобы отделить данный вид морской деятельности от других изысканий и работ в морской среде. При этом многие государства хотели бы отграничить фундаментальные научные исследования от прикладных, которые в основном связывались с исследования­ ми, относящимися к ресурсам. Некоторые государства, как, на­ пример, Дания, считали, что прибрежное государство не должно препятствовать проведению фундаментальных исследований фи­ зических характеристик, геологии и биологии морского дна и его недр на континентальном шельфе за пределами территориального моря. Условием согласия прибрежного государства на проведение таких исследований, по мнению некоторых государств, должно

302 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

К обеспечению безопасности плавания, организации поиска и спасания на море 4 страница - student2.ru

было быть намерение государства-исследователя опубликовать по­ лученные результаты и право прибрежного государства осуществ­ лять контроль за проведением исследований с помощью квалифи­ цированных наблюдателей.

В других предЛожениях не проводились различия между фунда­ ментальными и прикладными морскими исследованиями и пред­ лагалось установить единый режим дЛЯ всех видов исследований, основанный на принципе согласия прибрежного государства на их проведение. На III Конференции ООН по морскому праву такую позицию занимали, например, Канада и большинство развиваю­ щихся государств, ссылавшиеся на невозможность разграничения фундаментальных и прикладных морских исследований. По их мнению, режим морских исследований должен зависеть только от пространства, где они проводятся.

Некоторые государства, предлагавшие разграничивать морские исследования на две категории, полагали, что к фундаментальным океанографическим исследованиям должен применяться принцип свободы научн ых исследований. Другие государства соглашались установить уведомительный порядок дЛЯ фундаментальных науч­ ных исследований на континентальном шельфе и в исключитель­ ных экономических зонах и разрешительный порядок -в этих же пространствах дЛЯ прикладных исследований, под которыми под­ разумевались исследования, связанные с ресурсами.

В результате обсуждения этого вопроса стороны не пришли к консенсусу, так как государствам не удалось выработать критерий для разграничения указанных двух видов морских научных иссле­ дований.

Несмотря на то что в век научно-технического прогресса иссле­ дования морей и океанов можно проводить и с летательных аппа­ ратов, и со спутников, на III Конференции ООН было признано, что предметом международно-правового регулирования согласно разрабатываемой Конвенции являются именно морские научные исследования, проводимые в морских пространствах. Однако об­ щего определения понятия <<!\юрское научное исследование» на III Конференции ООН так и не удалось разработать. По нашему мнению, можно бьшо бы определить морское научное исследова­ ние как исследование морской среды и связанную с ним экспери­ ментальную деятельность, которые не преследуют прямой цели промышленной эксплуатации, ведутся в морской среде, направле­ ны на получение всесторонних знаний о природных процессах и

Наши рекомендации