Групповая самостоятельная работа по карточкам
ГОУ СОШ № 603
Урок
по окружающему миру в 3 «Б» классе
Учитель: Магер Татьяна Валентиновна
Тема: Размножение и развитие растений
Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами
размножения растений
2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных
операций анализа и синтеза
3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в
коллективе.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,
карточки для самостоятельной работы, рисунки органов
растений, опытный материал (черенки смородины, листья фиалки, луковица).
Организационный момент
-Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1).Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.
Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.
Итак, на конференции присутствуют:
- экологи
- агрономы
-врачи
- эксперты
- Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.
Постановка цели урока
- Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.
Актуализация опорных знаний учащихся
- Что такое размножение?
- Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений ?
-Назовите условия жизни растений (слайд 2,3)
Питательные вещества
Воздух вода
Условия жизни растений
Тепло свет
- Как влияет погода на развитие растений?
- Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня? Запишите с помощью условных обозначений.
-Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз благоприятен для развития растений: есть тепло, свет, влага, почва насыщена питательными веществами)
Групповая самостоятельная работа по карточкам.
- Какие крупные группы растений вы знаете?
- Выполнить задание 1 по карточкам
- Какие это растения? (нисшие)
- А какие группы растений относятся к высшим?
Ядовитые и лекарственные растения
- На какие группы разделили бы растения врачи? (слайд 4)
- Назовите ядовитые растения.
- Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?
- А лекарственные растения сами расскажут о себе.
Сценка «Цветочный переполох»
О питательных веществах
- Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)
- Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?
- Какой вывод сделают эксперты? (В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)
Групповая самостоятельная работа по карточкам
- Выполните задание № 2: подпишите органы растений.
- Какой орган главный?
- Я предлагаю вам послушать ,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?
Спор органов(выступления подготовленных учащихся)
Корень
Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.
Стебель
Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.
Лист (с возмущением)
Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. (слайд 7)
-Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?
Цветок
Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. (слайд 8)
-Послушаем мнение экспертов о строении цветка.
Физ.минутка.
- Для чего цветет цветок?
- Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?
Беседа об опылении (слайд 9)
-Прочитайте в учебнике на стр.80
-Как происходит опыление у растений?
-Что образуется на месте цветков после опыления?
Семя
Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!
- Выполните задание 3 по карточкам.
- Сколько получилось звеньев?
Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?
Размножение растений
1) Размножение семенами
– О чем можно сказать: по всему свету без билета?
- Почему?
- Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)
- Кто является помощником растений в распространении семян?
-Какой вывод можно сделать? (Слайд 10)
Вывод (эксперты): Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.
2) Другие виды размножения
- Как еще могут размножаться растения?
Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы
.
Слайд 11. – Какие виды размножения увидели на слайдах?
-Как развивается растение из семени? (слайд 12)
3)Обобщение:
-Как размножается большинство растений?
-Как образуются семена?
-Как распространяются семена?