Исходные данные для определения очередности мероприятий
№ стр. | Эксперты | Номер мероприятия и присвоенный ему ранг | ||||||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В | ||||||||||
Г | ||||||||||
Д | ||||||||||
Е | ||||||||||
Ж | ||||||||||
З | ||||||||||
И | ||||||||||
К | ||||||||||
ƩR | ||||||||||
Новый ранг |
Методические указания
Для определения очередности реализаций природоохранных мероприятий применяется метод экспертных оценок.
Процесс разбит на несколько этапов:
- составление перечня необходимых природоохранных мероприятий и рабочей анкеты;
- выбор представительной группы экспертов, компетентных в решении поставленных задач;
- распространение анкеты среди экспертов, обработка результатов;
- обобщение полученных оценок, определение степени согласованности мнений;
- ранжирование мероприятий по доле вклада в решение проблемы.
Одним из наиболее распространенных методов экспертных оценок является метод ранговой корреляции. Эксперт, получив рабочую анкету, распределяет мероприятия по местам в соответствии со степенью важности. Он ставит на первое место то мероприятие, которое, по его мнению, является наиболее важным и которое должно быть осуществлено в первую очередь, присвоив ему самый высокий ранг - 1. Другим присваиваются ранги 2, 3, 4 и т.д. - по степени важности. Ранг, равный п9 где п - число мероприятий в анкете, присваивается мероприятию, обладающему наименьшей природоохранной эффективностью. Если эксперт считает, что несколько мероприятий одинаково важны, то он может присваивать им одинаковые ранги.
Необходимым условием экспертного анализа является определение согласованности мнений экспертов. Такой оценкой согласованности служит коэффициент конкордации W, который может изменяться от 0 до 1. Чем меньше W, тем ниже степень согласованности мнений экспертов,
Коэффициент конкордации вычисляю следующим образом. Определяют суммы рангов по столбцам матрицы:
ƩRij = Ri1 + Ri2 +… + Rim , (11.3)
где Rij –ранг, присвоенный j-ым экспертом i-ому мероприятию;
m – число экспертов.
Вычисляют среднюю по всем параметрам сумму рангов:
Rcp = m × )
где RcP - средняя сумма рангов.
Определяют сумму квадратов отклонений от средней суммы:
где dij – отклонение от средней суммы по i-ому мероприятию.
Вычисляют коэффициент конкордации:
W = 12 × . (11.6)
Затем находят статистический критерий χ2 с п-1 степенями свободы:
χ2n-1= m× (n-1) × W. (11.7)
Если рассчитанный χ2превышает (либо равен) табличному значению χ2o,o5, то коэффициент конкордации существенно отличается от О, и согласованность мнений экспертов является достаточной.
Решение:
Используя формулу, определим сумму рангов, результаты представим в строке 11 таблицы 11.2.
Мероприятию, получившему наименьшую сумму рангов (Озеленение городских кварталов – сумма рангов 35), присваиваем номер 1 и далее определим новый ранг мероприятий по возрастающей сумме рангов. Результаты представим в строке 12 таблицы 11.2.
Проведем проверку надежности полученных результатов.
Рассчитаем среднюю по всем параметрам сумму рангов:
Определим сумму квадратов отклонений:
Ʃ d2 = (35 - 50)2 + (56 - 50)2 + (59 - 50)2 + (48 - 50)2 + (42 - 50)2 + + (б6-50)2 +(70-50)2 +(36-50)2 +(38-50)2 =1407
Вычислим коэффициент конкордации:
W = 12 ×
Рассчитаем статистический критерий со степенью свободы 8(9-1):
χ2 = 10×(9 - l) × 0,2 = 16
Так как рассчитанный χ2 = 16 больше табличного значения χ20,05 = 15,5 (табл. 11.3), то коэффициент конкордации существенно отличается от 0. Следовательно, полученную нами очередность мероприятий можно считать достоверной.
Таблица 11.3
Значения критерия χ20,05, соответствующие степеням свободы n-1
Степень свободы n-1 | χ20,05 |
14,1 | |
15,5 | |
16,9 | |
18,3 | |
19,7 | |
21,0 | |
22,4 | |
23,7 |
Задание 11.1. Необходимо каждому студенту разработать комплекс мероприятий по улучшению экологической ситуации в районе (населенном пункте, области и т.п.) проживания. Затем требуется составить перечень 8-15 наиболее часто встречающихся мероприятий в аудитории.
Задача 11.2. Используя результаты задания 11.1, проранжируйте природоохранные мероприятия и определите очередность их реализации. В качестве экспертов привлекаются 8-16 человек из аудитории.
РАЗДЕЛ 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Тема 12 Экономическое стимулирование рационального
природопользования и природоохранной деятельности
Экономический механизм природопользования – это совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователей в оптимизации их деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, их воспроизводством и охраной окружающей среды.
Экономический механизм включает следующие основные инструменты позитивной мотивации:
1.Субсидирование экологически чистых производств.
2. Льготное налогообложение экологически чистых производств и продукции.
3. Льготное кредитование экопроектов.
4. Дотации на приобретение природоохранного оборудования.
5. Ускоренные сроки нормы амортизации природоохранного оборудования.
6. Премирование по результатам природоохранной деятельности.
Методы негативной мотивации включают в себя следующие принудительные инструменты:
1 .Платежи за природные ресурсы.
2. Платежи за выбросы.
3. Платежи за сбросы.
4. Платежи за размещение отходов.
5. Штрафы за нарушение природоохранного законодательства.
6. Повышенное налогообложение «неэкологичной» продукции.
7. Сокращение субсидирования «неэкологичных» и природоемких производств.
Основой экономического стимулирования является система платности природных ресурсов.
Расчет сумм, подлежащих взысканию за сверхлимитный выброс (методические указания)
Размер сумм, подлежащих взысканию по искам, рассчитывается для каждого источника или группы источников по каждому загрязняющему веществу исходя из суммы экологического налога за месячный выброс соответствующего ингредиента в пределах лимита (разрешения) по следующей формуле:
Cij =15× Нijm × dij × (Кijn - 1,5)× Кэ × Кц , (12.1)
где Cij – сумма, взыскиваемая с предприятия за превышение установленных нормативов выбросов i-го загрязняющего вещества j-го источника или группы источников, млн.руб.;
15 - кратность изменения налога за сверхнормативные выбросы;
Hmij– расчетная сумма месячного экологического налога за выброс /-го ингредиента в пределах лимита в целом по предприятию, млн. руб.
Him = , (12.2)
где Hi – плановая сумма годового экологического налога за выброс i- го ингредиента в пределах лимита в целом по предприятию, млн.руб., или
Him =Пi ×Mim, (12.3)
где Hi - норматив платы за выброс в пределах лимита 1 тонны i-го ингредиента, тыс. руб/т;.
Mim – разрешение на выброс i-го загрязняющего вещества в месяц в целом по предприятию, тонн.
Mim = , (12.4)
где Mim – разрешение на выброс i-го ингредиента в год по предприятию в целом, тонн;
dij – доля i-го ингредиента j-гo источника в ПДВ этого вещества в целом по предприятию.
dij = ,(12.5)
где тijH – значение ПДВ i-го вещества j-го источника;
тiH– значение ПДВ i-го вещества по предприятию в целом.
Если выявлено несколько источников (j-я группа) с нарушением установленных нормативов по одному и тому же ингредиенту, то расчет производится по формуле:
dij = (12.6)
где п - количество выявленных в группе j-ых источников;
Кijn - степень превышения норм ПДВ (ВСВ) i-го вещества и j-го источника.
Kijn = , (12.7)
где mijфн – соответственно фактическая и нормативная интенсивность выбросов i-го вещества j-ro источника.
Кэ – коэффициент экологической значимости территории, зависящий от количества жителей, проживающих на ней (табл. 12.1);
Кц – коэффициент, учитывающий изменение цен в текущем периоде по сравнению с периодом базовым, когда были утверждены ставки налога за загрязнение атмосферного воздуха; приравнивается к индексу роста минимальной заработной платы за этот период:
Кц = , (12.8)
где Зф6 – утвержденная минимальная заработная плата в республике соответственно в период проведения контрольных замеров и в базовый (в период установления ставок налога).
При выявлении незаявленных источников или неучтенных ингредиентов в проверяемых источниках загрязнения, или не имеющих разрешения на выброс по вине предприятия весь объем выбросов загрязняющих веществ считается сверхнормативным.
Таблица 12.1
Значение коэффициента экологической значимости территории размещения предприятия, (Kэ)
Численность жителей населенного пункта, тыс. чел. | Значение Кэ, |
до 25 | |
26-50 | 1,5 |
51-100 | 2,0 |
101-200 | 3,0 |
201-300 | 3,5 |
301-500 | 4,0 |
501-750 | 5,2 |
751-1000 | 6,0 |
свыше 1000 | 6,6 |
Пример 12. 1. Расчет суммы иска за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками.
На предприятии имеется три стационарных источника выбросов загрязняющих веществ, по которым установлено ПДВ в целом по предприятию СО (окись углерода) - 0,899 г/с.
Значения ПДВ и фактическая интенсивность выбросов по каждому источнику представлены в таблице.
Таблица 12.2
Выбросы СО
Номер источника | |||||
ПДВ (ВДС), г/с | Фактическая интенсивность выбросов, г/с | ПДВ (ВДС), г/с | Фактическая интенсивность выбросов, г/с | ПДВ (ВДС), г/с | Фактическая интенсивность выбросов, г/с |
0,5484 | 0,5484 | 0,2068 | 1,5508 | 0,1438 | 0,5897 |
Определяем средний коэффициент превышения фактической интенсивности выбросов над нормативной в источнике:
Ксо = = 6,105
Рассчитываем удельный вес (долю) ингредиента выявленных источников в общем по предприятию ПДВ по этому веществу:
dco = = 0,39
Определяем коэффициент Кц:
Базовая минимальная заработная плата в Республике Беларусь на момент установления нормативов платы (апрель 1993 года) – 4500 рублей. Минимальная заработная плата на период проверки (декабрь 1993 года) –20000 рублей.
Kц = = 4,4
Расчетная среднемесячная сумма экологического налога за выбросы соответствующего ингредиента в пределах лимита составила (исходя из плановой суммы на год): за выбросы СО – 0,0025 (млн.руб.);
Предприятие находится в населенном пункте с численностью жителей 46 тысяч человек, согласно табл. 12.1КЭ =1,5.
Рассчитываем сумму платежей по претензии (иску) за сверхнормативные выбросы СО:
С = 15 * 0,0025 * 0,39 * (6,105 -1,5) * 1,5 * 4,4 = 0,444 (млн.руб.)
Сумма иска составила 0,444 млн. руб.
Задача 12.1. На предприятии имеется два стационарных источника выбросов загрязняющих веществ, по которым установлено ПДВ в целом по предприятию СО (окись углерода) - 0,3506 г/с, S02 (сернистый ангидрид) - 0,3845 г/с, NG2 (диоксид азота) - 24,6798.
Значения ПДВ и фактическая интенсивность выбросов по каждому источнику представлены в таблице 12.3.
Таблица 12.3
Выбросы от источников, г/с
Наименование загрязняющего вещества | Номер источника | |||
Пдв (ВДС) | Фактическая интенсивность выбросов | Пдв (ВДС) | Фактическая интенсивность выбросов | |
СО | 0,2068 | 1+№/100 | 0,1438 | 0,5+№/100 |
S02 | 0,0989 | №/100 | 0,2856 | 0,25+№/100 |
NO2 | 13,7890 | 14+№/100 | 10,8908 | 10,4+№/100 |
Количество жителей населенного пункта 10000*№ человек.
Рассчитайте суммы, подлежащие взысканию по искам, исходя из сумм экологического налога за месячный выброс соответствующих ингредиентов в пределах лимита (разрешения). Ставки налога необходимо определять в соответствии с действующим законодательством,
Тема 13. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды
Источниками финансирования природоохранной деятельности в Республике Беларусь являются:
- собственные средства субъектов хозяйствования;
- средства бюджетов всех уровней;
- специализированные фонды;
- кредиты;
- единовременная финансовая помощь и др.
Бюджетные целевые фонды охраны природы являются одним из основных источников финансирования природоохранной деятельность в Беларуси.
Источники образования фондов следующие: платежи за выбросы;
-Платежи за сбросы;
- плата за размещение отходов;
- суммы, полученные в возмещение ущерба;
- суммы штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства;
- средства от реализации конфискованных орудий незаконной охоты и рыболовства и продукции добытой с их помощью;
- доходы от участия средств фондов в иных хозяйственных операциях;
- платежи за выдачу экологических лицензий;
- добровольные взносы и др.
Распределяются средства фондов следующим образом:
20 %- в республиканский фонд;
30% ~ в областные и Минский городской фонды;
50% - в местные (районные и городские) фонды.
Основные направления вложений средств фондов - организационно-хозяйственные экологические мероприятия. До 7% средств фондов может быть привлечено для участия в иных видах: хозяйственной деятельности для получения дополнительного дохода»
Значимым источником финансирования природоохранной деятельности становятся экологические страховые фонды.
Экологическое страхование – страхование ответственности объектов - источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения.
Формы экологического страхования :
-обязательное;
-добровольное.
Виды экологического страхования:
- страхование имущества от последствий экологической катастрофы;
- страхование жизни, здоровья от последствий негативного экологического воздействия;
- страхование экологической ответственности.
Источники страховых выплат:
- собственные фонды субъектов хозяйствования;
- фонды созданные группой субъектов хозяйствования;
- фонды страховых фирм.
-
Задание 13.1 Экологическое страхование
Аудитория разбивается на группы в соответствии с количеством анализируемых источников страховых выплат. Задача каждой группы –обосновать целесообразность формирования определенного источника выплат.
Тема 14. Формирование рыночных институтов экологоэкономического регулирования
Основными элементами рыночного регулирования в природопользовании, нашедшими наиболее широкое применение в США, являются:
- баббл-принцип (принцип «пузыря» или «облака»);
- политика компенсации выбросов;
- банки выбросов;
- биржи прав на загрязнение.
В соответствии с «баббл-принципом» норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории субъекты хозяйствования могут совместно найти наиболее близкий к оптимальному вариант соблюдения этого норматива. Теперь не каждый источник выбросов, а территория региона в целом, формирует «облако», размер которого и определяется нормативами. Цель «баббл- принципа» - предоставить субъектам хозяйствования возможность самостоятельно перераспределять выбросы среди участников рынка прав на выбросы с учетом фактора достижения максимальной экономической эффективности. Принцип «пузыря» создает условия для торговли правами на выбросы в пределах региона.
Политика компенсации выбросов позволяет субъектам хозяйствования, уменьшившим выбросы, приобретать тем самым право на выбросы, фиксируемое в виде разрешения (лицензии, права) на выбросы, которое в последующем можно выставить на торги.
Банки прав на выбросы - специализированные банки хранения информации о потенциальных продавцах разрешений (лицензий, прав) на выбросы.
Биржи прав на загрязнения (выбросы) – посреднические организации необходимые при расширении рынка прав на выбросы для проведения сделок по купе-продаже разрешений на выбросы.
Задание 14.1. Эколого-экономический кроссворд
Для выполнения данного задания необходимо, используя основные экологические и экономические термины и определения курса, создать кроссворд либо его аналоги (сканворд, чайнворд, ребус и т.д.). Количество слов на одного автора-составителя должно быть не менее
16. Рекомендуется: 1) придерживаться пропорции при использовании экологических и экономических терминов 1:1; 2) максимально охватывать тематику курса (использовать материалы всех пройденных тем) либо напротив ограничиться узкоспециализированным направлением (леса, реки, экологические платежи и т.д.); 3) учитывать общие правила оформления работ подобного рода (лаконичность и четкость постановки задания, симметричность оформления и т.д.).
РАЗДЕЛ 6. ГЛОБАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 15. Экологические проблемы и международное сотрудничество
В 20 веке масштабность экологических проблем их глобальный характер обусловили консолидацию усилий в области охраны окружающей среды на международном уровне.
Международное экологическое сотрудничества (МЭС) развивается по следующим направлениям:
- сохранение природной среды;
- рациональное использование природных ресурсов;
- оптимизация системы международного экологического права.
Выделяют несколько основных этапов МЭС:
1- й этап: становление международного экологического сотрудничества отождествляют с проведением в 1913 году первой международной конференции в Берне (Швейцария), основной целью которой являлось консолидация усилий в области охраны окружающей среды на международном уровне,
2- й этап связан с формированием на базе Брюссельского бюро ООН в 1948 году Международного союза защиты природы (МСЗП), который в 1956 году был переименован в Международный союз охраны природы (МСОП). МСОП является основным координирующим органом МЭС в настоящее время.
3- й этап: обусловлен включением Генеральной Ассамблеей ООН в 1968 году Права на благоприятную окружающую среду, в число основных Прав человека.
4- й этап: связан с проведением в 1992 гаду конференции в Рио- де-Жанейро, где была принята Концепция устойчивого развития.
Суть концепции: поиск путей развития общества, формирование такой социально-экономической модели развития, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения будет происходить без лишения аналогичных возможностей будущих поколений.
5- й этап: связан с проведением в сентябре 2002 году конференции в Йоханнесбурге (ЮАР).
Существенное влияние на процессы МЭС оказывает Римский клуб. Римский клуб – это не коммерческая, не политическая, не государственная организация, занимающаяся вопросами глобального прогнозирования.
Задание 15.1. Глобальные проблемы
Необходимо дать характеристику глобальных проблем в соответствии с таблицей 15.1.
Таблица. 15.1
Проблема (наимено вание) | Суть | Причины возникно вения | Последствия | Пути решения | ||
экономиче ские | экологиче ские | соци альные | ||||
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями 24 ноября 1.996 г.)* - Мн.: Беларусь, 1997. -94 с.
2. Водный кодекс Республики Беларусь. // Ведамасцi Нацыя- нальнага сходу РБ. - 1999. - № 33.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 4 января 1999г. // ЫРПА Республики Беларусь. -1999. ~ № 2-3.
4. Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15 декабря 1997 г. // Ведамасцi Нацыянальнага сходу. '-1998. ~№ 8-9.
5. Лесной кодекс Республики Беларусь от 21 июня 1979 г, // СЗ БССР. 1979. 18.
6. Об охране окружающей среды: Закон РБ от 26 ноября 1992 июля г. (в ред. от 17.09.2002) // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 40. - Мн.: Минприроды Республики Беларусь, Белорусский научно-исследовательский центр «Экология». 2002. Ведамасi Вярхоунага Савета РБ. -1993. - № 1.
7. Временная типовая методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. М: Экономика, 1986.
8. Методика подсчета убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства: Утв. Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ 6 января 1995 г. // Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 19. -Мн.: Минприроды Республики Беларусь, Белорусский научно-исследовательский центр «Экология»., - 1995, С. 96 - 145.
9. Бабина Ю.В. Экологический менеджмент: Учебное пособие. - Москва: Перспектива, 2002. - 212с. - Библиогр. -205.
10. Макар С. В. Основы экономики природопользования. -М.: ИМПиЭ им. Грибоедова А. С., 1998. - 192 с.
И. Шимова О С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учеб. 2-е изд., перераб и доп. - Мн.: БГЭУ, 2002.-586с.
12. Экология и экономика природопользования: Учебник / Под ред.Э.В.Гирусова. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 456с.
13. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Экономика природопользования: Учеб. пособ. -М: ИНФРА-М, 2005. - 377с.