Список для самостоятельной проверки знаний

1. Что такое экология, экосистема, экосфера?

2. Что такое биогеохимический круговорот веществ ?

3. Что такое экологический кризис ?

4. Каковы основные черты экологического кризиса современной

цивилизации?

5. Что такое геоэкологические индикаторы и индексы ?

6. Что такое экологическое образование ?

7. Что такое геоэкология ?

8. Какова цель геоэкологических исследований ?

9. Что представляется объектом и предметом изучения геоэкологии?

Почему?

10.Что, по вашему мнению, рациональнее выбрать в качестве объекта и

предмета изучения геоэкологии ? Почему ?

11.В чем заключаются проблемы геоэкологического характера ?

12.Что порождает глобальные экологические проблемы ?

13.Чем обусловлен междисциплинарный характер геоэкологических

исследований ?

14.Что такое системный подход, система, ее структура, организация и

самоорганизация ?

15.Что такое устойчивость, стабильность и гомеостаз системы ?

16.Назовите особенности развития сложных систем.

17.В чем состоят ориентиры и основные принципы системного подхода?40

18.В чем сущность системного анализа?

19.Что такое кибернетическая система, информация и управление ?

20.Какого типа системы управления характерны для техники,

производства и общества?

21.Что такое адаптивные системы ?

22.Особенности живой системы, ее саморегуляция и самоорганизация.

23.Системный подход как методологическая основа геоэкологии.

24.Что такое биосфера (три разных определения)?

25.В чем принципиальное отличие понятий экосферы и биосферы по В.И.

Вернадскому ?

26.Какова роль биогеохимического круговорота веществ в эволюции

биосферы ?

27.Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на биосферу ?

28.В чем заключается проблема перенаселения биосферы ?

29.В чем заключается проблема загрязнения биосферы ?

30.В чем заключается проблема истощения природных ресурсов

биосферы ?

31.В чем заключается проблема социальной организации общества ?

32.В чем заключаются основные принципы решения геоэкологических

проблем ?

33.Что такое устойчивое развитие, система каких базовых принципов его

определяет ?

34.Что означает принцип: социально-экономическое развитие должно

удовлетворять потребности настоящего и ближайшего будущего ?

35.Что означает принцип: стратегически приоритетным должно быть

развитие систем жизнеобеспечения Человека, ориентированное на

отдаленное будущее;

36.Что означает принцип: развитие Человека, его духовности, повышение

уровня и качества его жизни – не только базовая цель, но и главное

условие развития Общества, перехода территориальных комплексов к

ноосферному развитию.

37.Какие проблемы этического, социального, институционального,

экономического, технологического и демографического характера

необходимо решать для обеспечения устойчивого развития ?

38.Какое отношение к геоэкологии и устойчивому развитию имеют труды

В.В. Докучаева и его идея о создании новой науки о

взаимоотношениях неживой и живой природы, включая человека ?

39.Какое отношение к геоэкологии и устойчивому развитию имеет учение

В.И. Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу ?

40.Какие обобщения Вернадского нашли, а какие не нашли

соответствующее отражение на международных конференциях по

устойчивому развитию ?

41.Что такое общество и социум ? Какая между ними разница ?41

42.Что такое системы жизнеобеспечения ?

43.Какие системы необходимы для жизнеобеспечения человечества?

Являются ли системы обеспечения человека ресурсами системами его

жизнеобеспечения? Являются ли системы обеспечения бытовых

потребностей человека системами его жизнеобеспечения ?

44.Что такое несущая способность территории ?

45.Какую роль играет решение геоэкологических проблем при переходе к

устойчивому развитию ?

46.Что такое образование для устойчивого развития ?

47.Что общего между геоэкологией и географией, в чем различие ?

48.Что такое географическая оболочка ? Как она соотносится с экосферой

и биосферой по Вернадскому ?

49.Что такое природный и производственный территориальные

комплексы ?

50.Что предопределило расчленение советской географии на природный и

общественный блоки ? Отвечает ли это системному подходу к

исследованию территориальных образований ?

51.Что предопределило сдержанное отношение советских ученых к

ноосферной составляющей учения Вернадского? Каковы последствия

этого ?

52.Какую роль в развитии общества играет свободная научная мысль ?

53.В чем проявляется политическое, философское и религиозное давление

на науку ? Как это сказалось на развитии науки о взаимодействии

природы и общества в нашей стране ?

54.Какие отношения и связи существуют между человечеством и

атмосферой?

55.Какие отношения и связи существуют между человечеством и

гидросферой ?

56.Какие отношения и связи существуют между человечеством и

педосферой?

57.Какие отношения и связи существуют между человечеством и

литосферой?

58.Опишите тенденции использования земельных ресурсов мира.

59.Какие отношения и связи существуют между человечеством и другими

живыми организмами биосферы? Что такое обезлесивание и

опустынивание?

60.Изложите геоэкологические аспекты урбанизации. Что такое

экологический каркас ?

61.Изложите геоэкологические аспекты сельского хозяйства.

62.Изложите геоэкологические аспекты промышленности.

63.Изложите геоэкологические аспекты транспорта.

64.Изложите геоэкологические аспекты энергетики.

65.Изложите геоэкологические аспекты российской действительности42

66.Что такое биологический империализм ?

67.Что такое фронтальная ментальность?

68.Насколько ваша личная этика аналогична фронтальной ментальности и

чем она отличается ?

69.Какие примеры фронтальной ментальности вы можете привести из

прочитанного, увиденного или услышанного вами за последнюю

неделю (сделайте перечень) ? Какие позиции нуждаются в изменении

и в каком ? Что нужно для этого ? Что этому препятствует ? Будут ли

новые позиции более эффективными ?

70.Какую роль играют апатия, эгоцентризм, ощущение незначительности

и технологический оптимизм в создании проблем окружающей среды ?

71.Что такое низко- и высокосинергетическое общество ?

72.В чем заключаются принципы устойчивой этики ?

73.Согласны ли вы с мнением, что животные и растения имеют свои

права ?

74.Как будет изменяться общество, если оно воспримет этику

устойчивого развития ?

75.Как далеко до создания устойчивого общества ?

76.Что такое научно-технический прогресс ? Какую роль он играет в

формировании геоэкологических проблем и их решении ?

77.В чем сущность техногенеза ?

78.Что такое техногенный комплекс?

79.Что такое техника и где она применяется?

80.Какие характеристики техники являются основными?

81.Что такое технология и каковы основные направления ее развития ?

82.В чем взаимосвязь науки и техники ?

83.Чем обусловлены понятия человеческого и личного факторов ?

84.Назовите три основные концепции развития.

85.В какой степени можно давать определения концепциям развития

безотносительно к использованию административных методов

регулирования или рыночных механизмов?

86.Какая концепция доминировала в советский период нашей истории и

какая сейчас (фактически и как ориентир)?

87.Насколько изложенные концепции отражают возможность решения

проблемы глобального экологического кризиса?

88.Как связаны между собой потребности, интересы и деятельность

человека?

89.В какой степени демографические процессы, в частности урбанизация,

определяются социально-экономическими и экологическими

факторами?

90.Чем непосредственно обусловлено развитие производства и общества ?

91.Чем определяется характер материального отношения общества к

природе?43

92.Какую роль играет социальная организация общества в решении

экологических проблем ?

93.Опишите взаимосвязи между самосознанием людей и социальной

организацией общества.

94.Опишите взаимосвязи между населением, деловыми кругами и

администрацией страны и ее территориальных комплексов.

95.Какие изменения необходимы в сфере производства, распределения и

потребления товаров и услуг ?

96.Какие изменения необходимы в сфере управления обществом ?

97.Могут ли геоэкологические исследования содействовать преодолению

коррупции – главного препятствия на пути к устойчивому развитию?

98.Могут ли геоэкологические исследования содействовать оздоровлению

общества ? Что для этого надо ? Обоснуйте ответ.

99.Могут ли геоэкологические исследования содействовать росту

самосознания человека ?

100.Обсудите тезис: “Конечно важно, где мы находимся, но еще более

важно – в каком направлении мы движемся”.

Список рекомендуемой литературы

Братков В.В , Н.И. Овдиенко Геоэкология: Учебное пособие – М.: Высшая шк., 2006. 271 с.: ил.

Будыко М.И., Ропов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1995.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.

Голубев Г.Н. Геоэкология. Учебник для студентов высших учебных заведений. –М.: изд-во ГЕОС, 1999. 338с

Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Смоленск, 1998.

Егоренков Л.И. Геоэкология : учеб. пособие для студентов, обучающихся по эколог. специальностям / Л. И. Егоренков, Б. И. Кочуров. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 320 с. : ил. - Библиогр.: с. 315.

Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Гидрометеоиздат, 1984.

Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

Карлович И. А. Геоэкология : учебник для вузов / И. А. Карлович. - М. : Альма Матер : Академический Проект, 2005. - 512 с. : ил. - (Gaudeamus. Учебник для высшей школы). - Библиогр.: с. 503

Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032500 "География" / Н. Г. Комарова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 192 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки).

Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032500 "География" / Н. Г. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. - 256 с. : ил.

Короновский Н.В. Геоэкология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экология и природопользование" / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева, Н. А. Ясаманов. - М. : Академия, 2011. - 384 с.

Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты / Ин-т охраны природы и заповедного дела. М.: Мир, 1992.

Мазуркин П. М. Геоэкология. Закономерности современного естествознания [Текст] / П. М. Мазуркин ; Марийский гос. техн. ун-т. - Йошкар- Ола : [МарГТУ], 2004. - 336 с. : ил

Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1987.

Реймерс Н.С. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.

Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Ю.М. Арский, В.Н. Данилов -Данильян, М.И. Залиханов и др. М. Изд-во МНЭПУ, 1997.

Приложение 1

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Рис 1 Схема асидификации. (доступна по адресу http://ecodelo.org)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

БЛОК-СХЕМАпотоков информации при экологическом анализе(доступна по адресу http://www.koreneva.com/)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Схема 2 Подразделения современной экологии. (по Т. А. Акимовой и В.В.Хаскину) (доступно по адресу http://ecology-portal.ru)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Доступно по адресуhttp://dic.academic.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Поток энергии и круговорот веществ (http://teploalternativa.com.ua)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

http://www.ecology-portal.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Взаимосвязь малого биологического круговорота
веществ в биосфере с большим геологическим круговоротом

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Структурные циклы биотического круговорота (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Доступно

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

http://www.ecology-portal.ru Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Круговорот азота (по Ф. Рамаду, 1981)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Круговорот серы (по Ф. Рамаду, 1981)

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru
Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Список для самостоятельной проверки знаний - student2.ru

Наши рекомендации