Список для самостоятельной проверки знаний
1. Что такое экология, экосистема, экосфера?
2. Что такое биогеохимический круговорот веществ ?
3. Что такое экологический кризис ?
4. Каковы основные черты экологического кризиса современной
цивилизации?
5. Что такое геоэкологические индикаторы и индексы ?
6. Что такое экологическое образование ?
7. Что такое геоэкология ?
8. Какова цель геоэкологических исследований ?
9. Что представляется объектом и предметом изучения геоэкологии?
Почему?
10.Что, по вашему мнению, рациональнее выбрать в качестве объекта и
предмета изучения геоэкологии ? Почему ?
11.В чем заключаются проблемы геоэкологического характера ?
12.Что порождает глобальные экологические проблемы ?
13.Чем обусловлен междисциплинарный характер геоэкологических
исследований ?
14.Что такое системный подход, система, ее структура, организация и
самоорганизация ?
15.Что такое устойчивость, стабильность и гомеостаз системы ?
16.Назовите особенности развития сложных систем.
17.В чем состоят ориентиры и основные принципы системного подхода?40
18.В чем сущность системного анализа?
19.Что такое кибернетическая система, информация и управление ?
20.Какого типа системы управления характерны для техники,
производства и общества?
21.Что такое адаптивные системы ?
22.Особенности живой системы, ее саморегуляция и самоорганизация.
23.Системный подход как методологическая основа геоэкологии.
24.Что такое биосфера (три разных определения)?
25.В чем принципиальное отличие понятий экосферы и биосферы по В.И.
Вернадскому ?
26.Какова роль биогеохимического круговорота веществ в эволюции
биосферы ?
27.Какие факторы оказывают наибольшее воздействие на биосферу ?
28.В чем заключается проблема перенаселения биосферы ?
29.В чем заключается проблема загрязнения биосферы ?
30.В чем заключается проблема истощения природных ресурсов
биосферы ?
31.В чем заключается проблема социальной организации общества ?
32.В чем заключаются основные принципы решения геоэкологических
проблем ?
33.Что такое устойчивое развитие, система каких базовых принципов его
определяет ?
34.Что означает принцип: социально-экономическое развитие должно
удовлетворять потребности настоящего и ближайшего будущего ?
35.Что означает принцип: стратегически приоритетным должно быть
развитие систем жизнеобеспечения Человека, ориентированное на
отдаленное будущее;
36.Что означает принцип: развитие Человека, его духовности, повышение
уровня и качества его жизни – не только базовая цель, но и главное
условие развития Общества, перехода территориальных комплексов к
ноосферному развитию.
37.Какие проблемы этического, социального, институционального,
экономического, технологического и демографического характера
необходимо решать для обеспечения устойчивого развития ?
38.Какое отношение к геоэкологии и устойчивому развитию имеют труды
В.В. Докучаева и его идея о создании новой науки о
взаимоотношениях неживой и живой природы, включая человека ?
39.Какое отношение к геоэкологии и устойчивому развитию имеет учение
В.И. Вернадского о биосфере и ее переходе в ноосферу ?
40.Какие обобщения Вернадского нашли, а какие не нашли
соответствующее отражение на международных конференциях по
устойчивому развитию ?
41.Что такое общество и социум ? Какая между ними разница ?41
42.Что такое системы жизнеобеспечения ?
43.Какие системы необходимы для жизнеобеспечения человечества?
Являются ли системы обеспечения человека ресурсами системами его
жизнеобеспечения? Являются ли системы обеспечения бытовых
потребностей человека системами его жизнеобеспечения ?
44.Что такое несущая способность территории ?
45.Какую роль играет решение геоэкологических проблем при переходе к
устойчивому развитию ?
46.Что такое образование для устойчивого развития ?
47.Что общего между геоэкологией и географией, в чем различие ?
48.Что такое географическая оболочка ? Как она соотносится с экосферой
и биосферой по Вернадскому ?
49.Что такое природный и производственный территориальные
комплексы ?
50.Что предопределило расчленение советской географии на природный и
общественный блоки ? Отвечает ли это системному подходу к
исследованию территориальных образований ?
51.Что предопределило сдержанное отношение советских ученых к
ноосферной составляющей учения Вернадского? Каковы последствия
этого ?
52.Какую роль в развитии общества играет свободная научная мысль ?
53.В чем проявляется политическое, философское и религиозное давление
на науку ? Как это сказалось на развитии науки о взаимодействии
природы и общества в нашей стране ?
54.Какие отношения и связи существуют между человечеством и
атмосферой?
55.Какие отношения и связи существуют между человечеством и
гидросферой ?
56.Какие отношения и связи существуют между человечеством и
педосферой?
57.Какие отношения и связи существуют между человечеством и
литосферой?
58.Опишите тенденции использования земельных ресурсов мира.
59.Какие отношения и связи существуют между человечеством и другими
живыми организмами биосферы? Что такое обезлесивание и
опустынивание?
60.Изложите геоэкологические аспекты урбанизации. Что такое
экологический каркас ?
61.Изложите геоэкологические аспекты сельского хозяйства.
62.Изложите геоэкологические аспекты промышленности.
63.Изложите геоэкологические аспекты транспорта.
64.Изложите геоэкологические аспекты энергетики.
65.Изложите геоэкологические аспекты российской действительности42
66.Что такое биологический империализм ?
67.Что такое фронтальная ментальность?
68.Насколько ваша личная этика аналогична фронтальной ментальности и
чем она отличается ?
69.Какие примеры фронтальной ментальности вы можете привести из
прочитанного, увиденного или услышанного вами за последнюю
неделю (сделайте перечень) ? Какие позиции нуждаются в изменении
и в каком ? Что нужно для этого ? Что этому препятствует ? Будут ли
новые позиции более эффективными ?
70.Какую роль играют апатия, эгоцентризм, ощущение незначительности
и технологический оптимизм в создании проблем окружающей среды ?
71.Что такое низко- и высокосинергетическое общество ?
72.В чем заключаются принципы устойчивой этики ?
73.Согласны ли вы с мнением, что животные и растения имеют свои
права ?
74.Как будет изменяться общество, если оно воспримет этику
устойчивого развития ?
75.Как далеко до создания устойчивого общества ?
76.Что такое научно-технический прогресс ? Какую роль он играет в
формировании геоэкологических проблем и их решении ?
77.В чем сущность техногенеза ?
78.Что такое техногенный комплекс?
79.Что такое техника и где она применяется?
80.Какие характеристики техники являются основными?
81.Что такое технология и каковы основные направления ее развития ?
82.В чем взаимосвязь науки и техники ?
83.Чем обусловлены понятия человеческого и личного факторов ?
84.Назовите три основные концепции развития.
85.В какой степени можно давать определения концепциям развития
безотносительно к использованию административных методов
регулирования или рыночных механизмов?
86.Какая концепция доминировала в советский период нашей истории и
какая сейчас (фактически и как ориентир)?
87.Насколько изложенные концепции отражают возможность решения
проблемы глобального экологического кризиса?
88.Как связаны между собой потребности, интересы и деятельность
человека?
89.В какой степени демографические процессы, в частности урбанизация,
определяются социально-экономическими и экологическими
факторами?
90.Чем непосредственно обусловлено развитие производства и общества ?
91.Чем определяется характер материального отношения общества к
природе?43
92.Какую роль играет социальная организация общества в решении
экологических проблем ?
93.Опишите взаимосвязи между самосознанием людей и социальной
организацией общества.
94.Опишите взаимосвязи между населением, деловыми кругами и
администрацией страны и ее территориальных комплексов.
95.Какие изменения необходимы в сфере производства, распределения и
потребления товаров и услуг ?
96.Какие изменения необходимы в сфере управления обществом ?
97.Могут ли геоэкологические исследования содействовать преодолению
коррупции – главного препятствия на пути к устойчивому развитию?
98.Могут ли геоэкологические исследования содействовать оздоровлению
общества ? Что для этого надо ? Обоснуйте ответ.
99.Могут ли геоэкологические исследования содействовать росту
самосознания человека ?
100.Обсудите тезис: “Конечно важно, где мы находимся, но еще более
важно – в каком направлении мы движемся”.
Список рекомендуемой литературы
Братков В.В , Н.И. Овдиенко Геоэкология: Учебное пособие – М.: Высшая шк., 2006. 271 с.: ил.
Будыко М.И., Ропов А.Б., Яншин А.Л. История атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1995.
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965.
Голубев Г.Н. Геоэкология. Учебник для студентов высших учебных заведений. –М.: изд-во ГЕОС, 1999. 338с
Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. Смоленск, 1998.
Егоренков Л.И. Геоэкология : учеб. пособие для студентов, обучающихся по эколог. специальностям / Л. И. Егоренков, Б. И. Кочуров. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 320 с. : ил. - Библиогр.: с. 315.
Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Гидрометеоиздат, 1984.
Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
Карлович И. А. Геоэкология : учебник для вузов / И. А. Карлович. - М. : Альма Матер : Академический Проект, 2005. - 512 с. : ил. - (Gaudeamus. Учебник для высшей школы). - Библиогр.: с. 503
Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032500 "География" / Н. Г. Комарова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 192 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Естественные науки).
Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032500 "География" / Н. Г. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. - 256 с. : ил.
Короновский Н.В. Геоэкология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Экология и природопользование" / Н. В. Короновский, Г. В. Брянцева, Н. А. Ясаманов. - М. : Академия, 2011. - 384 с.
Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты / Ин-т охраны природы и заповедного дела. М.: Мир, 1992.
Мазуркин П. М. Геоэкология. Закономерности современного естествознания [Текст] / П. М. Мазуркин ; Марийский гос. техн. ун-т. - Йошкар- Ола : [МарГТУ], 2004. - 336 с. : ил
Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1987.
Реймерс Н.С. Экология: теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Ю.М. Арский, В.Н. Данилов -Данильян, М.И. Залиханов и др. М. Изд-во МНЭПУ, 1997.
Приложение 1
Рис 1 Схема асидификации. (доступна по адресу http://ecodelo.org)
БЛОК-СХЕМАпотоков информации при экологическом анализе(доступна по адресу http://www.koreneva.com/)
Схема 2 Подразделения современной экологии. (по Т. А. Акимовой и В.В.Хаскину) (доступно по адресу http://ecology-portal.ru)
Доступно по адресуhttp://dic.academic.ru
Поток энергии и круговорот веществ (http://teploalternativa.com.ua)
http://www.ecology-portal.ru
Взаимосвязь малого биологического круговорота
веществ в биосфере с большим геологическим круговоротом
Структурные циклы биотического круговорота (по Т. А. Акимовой, В. В. Хаскину, 1994)
Доступно
http://www.ecology-portal.ru
Круговорот азота (по Ф. Рамаду, 1981)
Круговорот серы (по Ф. Рамаду, 1981)