Вопрос 29. Лицензирование в области охраны окружающей среды.
Лицензирование в рассматриваемой области представляет собой разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений; комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензирование можно рассматривать как форму контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов лицензированию подлежат:
- ведение рыболовного хозяйства;
- ведение охотничьего хозяйства;
- деятельность по заготовке и переработке древесины;
- деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
- деятельность в области промышленной безопасности;
- деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.
Выдача специальных разрешений (лицензий) на указанные виды деятельности производится в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 и положениями, утвержденными Советом Министров Республики Беларусь по каждому из указанных видов деятельности.
Лицензирование ведения рыболовного хозяйства осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана только юридическому лицу сроком на 10 лет.
Лицензирование ведения охотничьего хозяйства осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь. Лицензия выдается только юридическому лицу сроком на 10 лет.
Лицензирование деятельности по заготовке и переработке древесины осуществляется Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь. Лицензия выдается только юридическим лицам сроком на 5 лет. Данный вид лицензируемой деятельности включает следующие составляющие работы и услуги:
- заготовка древесины на землях лесного фонда (валка деревьев; обрубка (обрезка) сучьев и раскряжевка; трелевка – перемещение древесины от места валки до погрузочного пункта или дороги);
- переработка древесины, включая производство пилопродукции (продольное деление бревен и полученных частей), оцилиндрованных изделий, срубов, лущеного и строганого шпона, щепы, древесного угля.
Не является лицензируемой деятельностью:
- заготовка дров физическими лицами для собственных нужд;
- рубка древесно-кустарниковой растительности в пределах полос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек и площадок государственной геодезической сети в процессе их эксплуатации, а также в прилегающих к просекам воздушных линий электропередачи полосах леса;
- заготовка деловой древесины физическими лицами для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению рай(гор)исполкомов до 50 куб. метров.
Лицензирование деятельности, связанной с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, проводится Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Под лицензируемой деятельностью понимается радиационное обследование территорий, лесных и водных массивов, зданий и сооружений, оборудования, транспорта, промышленных, сельскохозяйственных, гражданских и других объектов; определение содержания радионуклидов в сельскохозяйственной и промышленной продукции, продукции лесного хозяйства, строительных материалах, пищевых продуктах, питьевой воде, лекарственно-техническом сырье, коммунальных отходах; определение поверхностного загрязнения, мощности дозы гамма-излучения. Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на 5 лет.
Лицензирование деятельности в области промышленной безопасности осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на 5 лет. Следует отметить, что деятельность в области промышленной безопасности включает в себя достаточно широкий перечень работ и услуг. К лицензированию в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды относятся такие работы и услуги, как утилизация (пере-работка), хранение и захоронение радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива.
Лицензирование деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Лицензия может быть выдана как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю сроком на 5 лет.
Данный вид лицензируемой деятельности включает следующие составляющие работы и услуги:
- обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля-продажа, хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и т. п.);
- геологическое изучение недр (комплекс исследовательских и прикладных работ, проводимых в целях уяснения строения земной коры и протекающих в ней процессов, поиска и разведки полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых);
- добыча полезных ископаемых;
- бурение скважин на воду глубиной более 20 метров;
- использование отходов 1–3-го классов опасности, обезвреживание отходов;
- экологический аудит.
Вопрос 30. Оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности (ОВОС).
ОВОС представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. ОВОС направлена на определение видов воздействия на окружающую среду в результате осуществления планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также соответствующих изменений в окружающей среде и прогнозирование ее состояния.
ОВОС проводится в целях:
- всестороннего рассмотрения всех предлагаемых экологических и связанных с ними социально-экономических и иных преимуществ и последствий планируемой деятельности;
- поиска оптимальных предпроектных и проектных решений, способствующих предотвращению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
- обеспечения эколого-экономической сбалансированности планируемой деятельности;
- выработки эффективных мер по снижению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду до незначительного или приемлемого уровня;
- улучшения состояния окружающей среды на территории, где будет реализовано проектное решение планируемой деятельности.
ОВОС организуется заказчиком, т. е. инициатором планируемой хозяйственной и иной деятельности, а проводится разработчиком –проектной или научно-исследовательской организацией по поручению заказчика, одновременно с разработкой проектной документации. Заказчик финансирует исследовательские работы, необходимые для про-ведения ОВОС, организует проведение ОВОС и общественных слушаний и изучает предложения общественности о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории. Разработчик про-водит ОВОС, рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.
ОВОС включает следующие этапы деятельности:
- подготовка заявки о намерениях реализации планируемой деятельности и составление технического задания на проведение ОВОС;
- определение видов и значимости воздействия на окружающую среду и прогнозирование их последствий;
- составление заявления о возможном воздействии на окружающую среду;
- проведение общественных слушаний;
- подготовка и представление отчета и других материалов по ОВОС для проведения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, являясь самостоятельным организационно-правовым механизмом, ОВОС непосредственно связана с экологической экспертизой.
Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, утвержден Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. К таким объектам, например, относятся объекты атомной промышленности, автомагистрали и скоростные дороги, комплексы по выращиванию и откорму более 2 тыс. свиней в год. По объектам, включенным в названный перечень, в состав документов, представляемых в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды или его территориальные органы для проведения государственной экологической экспертизы, входит отчет о результатах про-ведения ОВОС, подготовленный в соответствии с требованиями Инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности. Данный отчет является документом, фиксирующим проведение ОВОС.
При заинтересованности граждан и (или) общественных объединений в принятии участия в подготовке и обсуждении материалов ОВОС заказчик представляет заинтересованным лицам необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов ОВОС, результаты которых оформляются в виде протокола согласования с общественностью, который прилагается к материалам ОВОС.