Экологические факторы и общие закономерности их действия на организм.

Методические рекомендации для практических занятий

Составитель: к.б.н., старший преп. Молдакарызова А.Ж.

Алматы, 2016 г.

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Пр. № _____ от __________2016 г.

Заведующий кафедрой

общей гигиены и экологии,

профессор ___________У.И.Кенесариев

1.Тема: Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования. Основные среды жизни и их характеристики.

2.Цель: - дать представление об обоснованных принципах взаимоотношений живых организмов и природной среды, путях рационального использования природных ресурсов для человечества;

- дать представление об основных средах жизни, уровнях организации живых систем и экологических факторах.

3.Задачи обучения:

- формирование знаний о предмете, цели, основных задачах и методах исследований применяемых в экологии, взаимосвязи с другими науками;

- формирование знаний в области экологии и защиты природы, теоретических основах рационального пользования и защиты природы;

- формирование знаний о принципах и закономерностях закона Б.Коммонера;

- формирование навыков использования Закона и кодекса РК о экологии и рациональном природопользовании;

- формирование знаний об уровнях организации живых систем, экологических факторах и

особенностей их взаимодействия.

- формирование знаний об основных закономерностях, определяющих взаимодействие живых

организмов со средой обитания.

- формировать навыки установления лимитирующих экологических факторов, использование

принципа «эмерджентности» и закона толерантности В. Шелфорда;

- формирование и совершенствование аналитических способностей студентов при работе с профессиональной литературой.

4.Основные вопросы темы: (компетенция-знание, правовые, практические навыки)

· Определение экологии как науки, ее цели, задачи и объекты изучения экологии

· Методы и связь с другими науками

· Историю развития экологии, три основных этапы

· Современная экология и строение науки

- Понятие о среде обитания и экологических факторах (абиотических, биотических и антропогенных).

- Экологические факторы и особенности их взаимодействия.

- Роль экологических факторов и их классификация.

- Понятие «экологическая ниша», ее значение во взаимоотношениях живых организмов.

- Антропогенные факторы, их прямое и косвенное воздействие на неживую и живую природу..

- Закон минимума Ю. Либиха и закон толерантности В. Шелфорда.

- Диапазон толерантности.

- Значение лимитирующих экологических факторов. Суть закона толерантности.

- Периодические и непериодические факторы.

- Особенности адаптации к периодическим и непериодическим факторам.

5.Методы обучения и преподавания: работа в малых группах, дискуссия.

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 5-20.

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

4. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

5. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинскихвузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр. 3-6.

7.Контроль (вопросы):

1. Что изучает наука экология и каковы ее основные задачи?

2. Какова структура современной экологии как науки?

3. Какова исторический путь развития науки экологии?

4. Дать определение законам Б.Коммонера

5. Назовите разделы общей экологии?

6. Что такое среда обитания и экологические факторы?

Экологические факторы и общие закономерности их действия на организм.

8. Какова значение лимитирующих факторов и в чем суть закона толерантности?

1.Тема: Популяция как форма существования вида и ее основные критерии.

2.Цель: формирование знаний о популяция как форме существования вида и ее основных критериях.

3.Задачи обучения:

- формирование знаний о понятиях и критериях популяции.

- формирование знаний об статических характеристиках популяции (численность, плотность, половой и возрастной состав).

- формирование знаний об динамических характеристиках популяции (рождаемость,

смертность, скорость роста)., об рост и регуляция численности популяции.

- формирование навыка оценивать гомеостаз популяции, используя данные возрастной структуры и динамики популяции.

- формирование и совершенствование аналитических способностей студентов при работе с профессиональной литературой.

4.Основные вопросы темы:(компетенция-знание, практические навыки)

1. Понятие и критерии популяции.

2. Статические характеристики популяции:численность, плотность, половой и возрастной состав.

3. Динамические характеристики популяции (рождаемость, смертность, скорость роста).

4. Рост и регуляция численности популяции.

5. Биотический потенциал популяций и возможности его реализации в природных условиях.

6. Факторы, оказывающие влияние на численность (плотность) популяций: зависимые от плотности (биотические, или регулирующие) и независимые (абиотические, или модифицирующие).

7. Межвидовое регулирование численности особей во взаимоотношениях хищника-жертвы, паразита-хозяина, конкуренции.

8. Механизмы внутривидового регулирования численности популяций.

5.Методы обучения и преподавания: работа в малых группах, обсуждение темы, составление голоссария.

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 54-59.

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 86-105.

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 45-57.

4. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр. 8-14.

6. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с

7.Контроль (вапросы):

1. Что такое популяция?

2. Каковы популяции количественные показатели?

3. Что относятся статическим показателям?

4. Что характеризует динамические показатели?

5. Что такое продолжительность жизни?

6. Что отражает кривые выживания?

7. Оценивать гомеостаз популяции, используя данные возрастной структуры и динамики популяции.

1.Тема:Экосистема, ее структура и функциональная организация.

2.Цель: формирование знаний о роли концепции экосистемы в экологии, трофической структуре, свойствах и функциях.

3.Задачи обучения:

- Формирование знаний об функциональной схеме экосистемы;

- формирование знаний о гомеостазе экосистемы и равновесии в природе;

- формирование навыка определять факторы, которые могут нарушить стабильность экосистем.

4.Основные вопросы темы: (компетенция-знание, практические навыки)

1. Роль концепции экосистемы в экологии

2. Трофическая (функциональная) структура экосистем

3. Свойства и функции экосистем

4. Энергетика и продуктивность экосистем

5. Динамика экосистем.

6. Природные экосистемы Земли

7. Функциональная схема экосистемы

8. Основная концепция экосистемы

9. Гомеостаз экосистемы и равновесие в природе

10. Основной принцип биологического накопления в экосистеме.

11. Принципы цикличности экосистем.

5. Методы обучения и преподавания:работа в малых группах, решение ситуационных задач обсуждение темы,.

6. Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 88-95.

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 105-111.

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 97-99.

4. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 5-14.

5. Общая экология: учеб. пособие/ Маулкен Акишовна Аскарова.- Алматы: Қазақ ун-ті, 2004.- 184 с., стр 58-61.

6. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр. 27-32.

7. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с

7.Контроль (вопросы):

1. В чем суть концепции экосистемы?

2. Что такое гомеостаз экосистемы и равновесие в природе?

3. Какова роль трофических взаимоотношений при распределений энергетических потоков в экосистемах?

4. Что такое продуктивность экосистем?

5. Что такое экологическое пирамиды и каковы их основные виды?

6. Что такое экосистема или биогеоценоз?

7. Назовите составные части экосистемы.

8. Что такое экологическая пирамида, и ее виды?.

9. Какие виды экосистем знаете?

10. Дайте определение понятию сукцессия.

11. Раскройте основные положения правила 10%.

12. Приведите примеры гомеостаза в экосистемах.

1.Тема: Строение биосферы и ее границы. Биосферно- ноосферная концепция В.И. Вернадского. (Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.)

2.Цель: формирование знаний о строение биосферы и ее границах.

3.Задачи обучения:

- Формирование знаний о понятии биосферы. Состав и границы биосферы.

- Формирование знаний о понятие живое вещество по определению В.И.Вернадского.

- Формирование знаний о распределении живых организмов в биосфере.

- Формирование знаний о роли учения В.И.Вернадского о ноосфере и коэволюции в разработке концепций устойчивого развития.

4.Основные вопросы темы:

1. Понятие биосферы?

2. Какие есть функции у живых веществ в биосфере по В.И.Вернадскому?

3. Какие есть основные особенности биосферы?

4. Состав, границы и структуру биосферы.

5. Среда образующие свойства и функции живого вещества в биосфере.

6. Основные свойства биосферы и механизмы, обеспечивающие ее потенциальное бессмертие.

7. Значение круговоротов веществ.

8. Понятие и определение ноосферы.

9. Эволюцию биосферы. Фундаментальное значение учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

5.Методы обучения и преподавания: работа в малых группах, составление голоссария, кроссворд.

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 102-109.

2. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 155-120.

3. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 5-10.

4. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 98-103.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр. 54-59.

6. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260с

7.Контроль (вопросы):

1. Что представляет собой биосфера как одна из геосфер Земли?

2. История формирования учения биосферы?

3. Определение толщины и границы биосферы?

4. Что относится состав, границы и структуру биосферы?

5. Что представляют собой большой круговорот веществ в природе?

6. Что представляют собой малый круговорот веществ в природе?

7. Функции биосферы

8. Каковы основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере?

9. Как взаимосвязаны эволюция биосферы?

10. Что такое «ноосфера» в понимании В.И.Вернадского?

1.Тема: Атмосфера – элемент биосферы. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.

2.Цель: формирование знаний об основных экологических проблемах атмосферы. Источниках загрязнения и влияния на здоровье человека.

3.Задачи обучения:

- формировать знания об атмосфере - важнейшем элементе биосферы.

- формирование знаний об основных факторах антропогенноного загрязнения атмосферного воздуха и влияния загрязнения на состояние здоровья населения.

- формирование навыка определения и оценки степени загрязнения воздуха.

- формирование навыка определения степени влияния загрязнения объектов окружающей среды на здоровье человека.

4.Основные вопросы темы (компетенция-знание, практические навыки)

1. Атмосфера, ее части. Озон - защитный слой. Особенности атмосферы.

2. Каковы основные загрязнители атмосферного воздуха?

3. Какие отрасли хозяйства вносят основной вклад в загрязнение атмосферы?

4. Каковы экологические последствия загрязнения атмосферы?

5. Основные экологические проблемы атмосферы и здоровье населения

6. Перечислите виды загрязнения атмосферы?

7. Что такое «парниковый эффект»?

8. Что такое озоновые дыры»?

9. Что такое «кислотные дожди»?

5.Методы обучения и преподавания: работа малых группах, решение ситуационных задач, дискуссия.

6.Литература:

1. Экология: учеб. пособие/ C.А. Сергейчик. - Минск: Современная школа, 2010. -400 с., стр. 5-15.

2. Кенесариев У.И., Жакашов Н.Ж. Экология и здоровье населения: учебник для медицинских вузов и колледжей. – Алматы,2002. – 260сЮ, стр.115-120.

3. Экология в вопросах и ответах: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2009.-378с, стр. 209-305.

4. Учение об окружающей среде: учеб. пособие/ Г.К. Ерубаева: Алматы, казак универс 2011.-153с., стр 87-92.

5. Экология и устойчивое развитие. учеб. Для вузов/ Аскарова У.Б., Аскаров Н.Б., Алматы, 2014 г., -190 с., стр. 77-83.

6. Экология: учеб. пособие/ В.И. Коробкин, Л.В.Предельский: Феникс, 2008.-315с, стр. 264-268..

7.Контроль (вопросы):

1. Влияние загрязнителей атмосферного воздуха на здоровье человека и условия жизни.

Наши рекомендации