Контрольные задания по теоретическому курсу
Методические указания к выполнению контрольной работы по курсу «Экология» предназначены для студентов заочной формы обучения всех специальностей факультета Водных ресурсов и энергетики.
Название «экология» сформировалось из греческих слов «ойкос», что означает дом, жилище, родина и «логос» - учение, наука. В буквальном смысле экология - это наука о доме, только «дом» здесь понимается в широком смысле слова как среда обитания. Традиционно экологию определяют как науку о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания (Геккель, 1866).
Среда обитания человека - окружающая природная среда (ОПС) - характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность и здоровье человека.
Объектом изучения экологии является биосфера.
Биосфера, согласно учению В.И.Вернадского, представляет собой зону современной жизни на Земле, включающую три пограничные оболочки: нижнюю часть атмосферы - тропосферу, гидросферу - поверхностные и подземные воды суши, Мировой океан до глубины 11 км и верхнюю часть литосферы (2-3 км). Биосфера является самой крупной (глобальной) экосистемой Земли - областью системного взаимодействия живого и косного вещества на планете.
Предметом изучения являются экосистемы - сообщества живых организмов в среде обитания; антропоэкосистемы - системы взаимодействия человека и окружающей природной среды; социоэкосистемы - модели рациональной организации общества и окружающей среды.
По мере развития цивилизации антропогенное воздействие на биосферу принесло человечеству не только блага, но сопровождалось теневыми явлениями: загрязнением атмосферы, морских акваторий и пресных водоемов; нарушением почвенного покрова и ландшафтов; истощением водных и лесных ресурсов; исчезновением отдельных видов животных и уменьшением их численности. Добыча полезных ископаемых и множество разработанных технологических процессов привело к росту числа токсичных веществ, поступающих в окружающую среду. Выбросы промышленных предприятий, энергетических систем, транспорта, сельскохозяйственного производства в атмосферу, гидросферу и литосферу достигли таких размеров, что на значительной территории урбанизированных территорий уровни загрязнения значительно превышают допустимые санитарные нормы.
Проблема загрязнения окружающей среды выявилась не как теоретическое обобщение, а как практическая задача, вызванная отрицательными последствиями деятельности человека для жизни на Земле. С классических геохимических позиций изменение физических и химических свойств окружающей среды, не связанное с естественными природными процессами, называется загрязнением.
Задачей курса «Основы экологии» является подготовка специалиста к решению производственных проблем воздействия своей отрасли на отдельные компоненты окружающей среды и на биосферу в целом. В процессе обучения необходимо приобрести знания, необходимые для конструктивного участия в обеспечении защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В результате выполнения контрольной работы необходимо: знать:
§ экологические системы, законы экологии, основные экологические понятия и термины;
§ биогеохимические круговороты веществ в природе, их значение и нарушение круговоротов человеком;
§ влияние современного промышленного производства на климат, животный и растительный мир, почвы, Мировой океан, воздушный и водный бассейны; источники и виды загрязнений воздушного и водного бассейнов, меры борьбы с загрязнениями; загрязняющие вещества, виды их воздействия и характер поступления в ОПС;
§ экологические нормативы и экологические стандарты, контроль за уровнем загрязнения воздушного, водного бассейнов, почв, поверхности земли;
§ основные направления утилизации отходов различных отраслей промышленности для получения строительных материалов;
§ мероприятия по охране окружающей среды при проектировании городов, предприятий строительной промышленности;
уметь: выполнять экологические обобщения и расчеты по оценке загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы, категории опасности вещества и предприятия, определять размеры платежей за загрязнение атмосферы (стационарными источниками выбросов и автотранспортом), водоемов, подземных вод, за размещение отходов в окружающей среде;
быть ознакомленнымс основными законодательными актами Российской Федерации по охране окружающей природной среды.
Контрольное задание состоит из трех задач, имеет 20 вариантов. Вариант выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки: если цифры попадают в интервал 00-49 – ваш вариант с 1 по 10 (например: цифры зачетной книжки 35 – вариант 5(по последней цифре)), с 50 по 99 – с 11 по 20.
Контрольную работу необходимо сдать до начала официального срока сдачи зачета по курсу «Экология».
Контрольные задания по теоретическому курсу
1. Охрана окружающей среды. / Под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 1991. - 318 с.
2. Сахаев В.Г., Щербицкий Б.В. Справочник по охране окружающей среды. - К.: Будивельник, 1986. - 152 с.
3. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990.-639 с.
4. Панин В.Ф., Сечин А.И., Федосова В.Д. Экология для инженера.- М.: Изд. дом Ноосфера, 2001. - 282 с.
Варианты | Контрольные задания |
1. | 1. Экология как наука. Задачи общей экологии. 2. Основные источники антропогенного загрязнения атмосферного воздуха. 3. Экологические проблемы Украины. Основные источники антропогенного загрязнения окружающей среды. |
2. | 1. Природная окружающая среда. Экологические системы. 2. Основные загрязняющие вещества в атмосферном воздухе. Необратимые процессы загрязнения атмосферного воздуха. 3. Основные правовые нормы охраны окружающей среды. Государственное управление в области охраны ОС. |
3. | 1. Основные экологические законы. Закон биогенной миграции атомов. 2. Основные загрязняющие вещества в гидросфере. Загрязнение водоемов, подземных вод, Мирового океана. 3. Закон об охране окружающей среды Украины. Кодексы об охране ОС. |
4. | 1. Основные экологические законы. Закон внутреннего динамического равновесия. 2. Состав и функции биосферы. Эволюция биосферы. 3. Новейшие направления экологических исследований. Альтернативные виды энергии, которые следует развивать в Украине. |
5. | 1. Основные экологические законы. Законы исторической необратимости. 2. Основные источники антропогенного загрязнения водных ресурсов планеты. 3. Закон об охране ОС Украины. Лесной кодекс. |
6. | 1. Основные экологические законы. Закон развития окружающей среды. 2. Загрязняющие вещества в водоемах, подземных водах. 3. Закон об охране ОС в Украине. Земельный кодекс. |
7. | 1. Основные экологические законы. Последствия нарушения экологических законов. Экологический кризис. 2.Основные тенденции изменения качества воды в водоемах, подземных водах. 3. Контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг. |
8. | 1. Система связей в биосфере. Эволюция биосферы. Кругооборот вещества и энергии в биосфере. 2. Основные источники антропогенного загрязнения почв, разрушения литосферы, почвенного покрова. 3. Закон об охране ОС Украины. Водный кодекс. |
9. | 1. Биологический кругооборот химических элементов. Антропогенное усиление биологического кругооборота. 2. Виды загрязняющих веществ в почвах. 3. Закон об охране ОС Украины. Защита атмосферы. |
10. | 1. Экологическое нормирование. Основные понятия, термины. 2. Охрана почв от истощения, от эрозии. Рациональное использование земельных ресурсов. 3. Экологические проблемы городов Украины, городов Крыма. |
11. | 1. Кругооборот воды в природе. Экологические изменения кругооборота. 2. Источники загрязнения окружающей среды. Классификация, виды и характер источников воздействия на ОС. 3.Земельные ресурсы. Почвы. Минеральные ресурсы. |
12. | 1. Кругооборот фосфора в природе. Экологические изменения кругооборота. 2.Эрозия почв. Засоление, подтопление, истощение почв. 3.Основные глобальные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды промышленными отходами. |
13. | 1.Кругооборот углерода в природе. Экологические изменения кругооборота. 2.Стихийные природные экологические катастрофы. 3. Социально-экономические проблемы природоохранной деятельности. |
14. | 1. Кругооборот азота в природе. Экологические изменения кругооборота. 2.Твердые отходы. Проблема утилизации отходов. 3.Заповедники, заказники, рекреационные зоны, их воздействие на экологическую ситуацию территорий. |
15. | 1. Контроль за состоянием окружающей среды. Экологическое картирование. Термины, определения. 2. Основные глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, ядерная зима, смог и др. 3. Стратегия и тактика сохранения и развития жизни на Земле. |
16. | 1.Энергетическое загрязнение окружающей природной среды. Электромагнитное и ионизирующее излучение. Понятия, термины, величины, единицы измерения. 2.Классификация природных ресурсов Земли. Охрана и рациональное использование недр. 3.Проблемы урбанизации. Демографические проблемы Земли. |
17. | 1.Экологическое нормирование качества окружающей природной среды. 2.Санитарно-гигиеническая оценка водоемов. Виды использования воды. Требования к качеству воды хозяйственно-питьевого назначения. 3.Проблемы минеральных ресурсов. Минеральные ресурсы Украины, Крыма. |
18. | I.Промышленная экология и ее значение для окружающей среды. 2.Санитарно-гигиеническая оценка атмосферного воздуха. Нормативные требования к качеству атмосферного воздуха Классы опасности загрязняющих веществ. 3.Государственное управление в области охраны окружающей среды. Законодательство Украины по охране ОС. |
19. | 1. Предмет экологии и ее задачи. Место экологии среди других наук, история становления экологии как науки. 2. Санитарно-гигиеническая оценка почв. Источники загрязнения почв. Виды загрязняющих веществ в почвах. 3. Истощение запасов полезных ископаемых. Необратимый процесс истощения запасов минеральных ресурсов. Отходы горного производства - сырье будущего. |
20. | 1. Факторы, влияющие на изменение климата планеты. 2. Шум, инфразвук, вибрация в окружающей среде, их нормирование. 3. Контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг. Фоновое значение показателей ОС. Виды мониторинга. |