Социализация эколого-биологического воспитания
Ежегодно в апреле-мае проводится месячник по экологии и охране окружающей среды: проводится работа по благоустройству территории школ, сел , организуется работа по очистке территории от мусора, субботники. Каждый год принимаем участие в экологической акции «Живи, лес!»
В нашей школе организована работа по шефству над близлежащими к школе экосистемами на протяжении многих лет-это парк культуры и отдыха и родник «Ивашкинский», благодаря этому поддерживается благополучное экологическое состояние. Учащиеся школы принимают активное участие по очистке территории от мусора весной, летом и осенью.
В рамках акции проводятся мероприятия, специально приуроченные к праздникам и памятным датам: «День Воды» – 22 марта, «Международный день птиц» – 1 апреля; « День экологических знаний» – 15 апреля; «Международный марш парков» – 18-22 апреля; «День Земли» – 22 апреля; «Международный день охраны окружающей среды» – 5 июня и другие.
Зима –голодное время для зимующих птиц, поэтому ежегодно организуем конкурс на изготовление кормушек, в котором активное участие принимают и родители. А для пернатых друзей на уроках технологии всегда готовы уютные скворечники.
В школе действует экологический патруль- «Зеленый патруль». Кроме исследовательских работ они проводят рейды для выявления фактов незаконного сбора- операцию «Первоцвет»; «Муравей»- огораживание, учет и охрана муравейников. «Зеленый патруль» занимается также выявлением источников загрязнения и очистка от мусора по окраинам села, выявлением не санкционированных свалок и ликвидация мусора при помощи глав сельских поселений. Кроме этого мы проводим пропаганду среди населения по чистоте окружающей среды, распространяем листовки, проводим рейды. Во время экскурсий на природу проводим наблюдения за живыми объектами, изучая среду обитания животных и растений, способствующее эмоционально-эстетическому восприятию природы.
Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение учащихся природой, они приобретают навыки научного эксперимента, развивают наблюдательность, проявляют интерес к изучению родного края. В различных экологических конкурсах дети были награждены грамотами Республиканского эколого- биологического методического центра за активное участие в конкурсе юных исследователей окружающей среды, за активное участие в конкурсе «Моя малая родина», стали лауреатами 19 Поволжской экологической конференции школьников имени
А. М. Терентьева. В 2013 году мы стали победителями в республиканском конкурсе пришкольных участков Министерство образования и науки Татарстана и стали обладателями гранта АПК РТ в конкурсе учебно-опытных участков.
В этом году мы предложили сельчанам использовать творчески твердые бытовые отходы для оформления территорий садов , вокруг домов, в общественных местах. И вот что получилось из этого. Пластиковые бутылки в деревнях трудно найти, они идут на творческую утилизацию. Например, в конкурсе кормушек также были использованы бытовые отходы. Во время благоустройства школы, своих домов дети знакомятся с основами ландшафтного дизайна.
Вывод: Результатом нашей деятельности является совместная исследовательская работа «Экология нашего села», были определены источники негативного влияния на природу и предложены пути улучшения экологической ситуации.
Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения.
«Природа просит защиты»
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же ЖИВАЯ!
И. Трофимова
И в заключении я хочу пожелать всем нам мира, добра и счастья!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показывает, что природные окрестности имеют важное социальное и хозяйственное значение, а их сбережение, приумножение и охрана являются долгом каждого.
Роль законодательства в охране и рациональном использовании природы велика. Однако многое в этом деле зависит от сознания каждым человеком в необходимости бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её сохранение.
Понимать ценность природы, знать рациональное природопользование, понимать взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека, знать экологические проблемы своей местности, элементарно выполнять правила поведения в природе, участвовать в общественно полезной работе по изучению и охране природы своей местности.
Школьники взяли шефство над участками природы и проводят практические природоохранные мероприятия (ликвидация стихийных свалок, выявление незаконных рубок и др.); просветительская работа с населением и привлечение местных жителей к практической природоохранной работе; сбор и распространение экологической информации о близлежащих экосистемах.
Государство, имея даже самые лучшие природоохранные органы, не сможет ничего сделать без поддержки большинства населения, благодаря которых поддерживается благополучное экологическое состояние села Ивашкино.
Проявление заинтересованности в сохранении природы своей местности, поддержание хотя бы отдельных природных участков в состоянии, способном удовлетворить эстетические потребности человека было главной целью исследовательской работы.
Поэтому для каждого из нас охранять природу – это обеспечивать сохранение окружающих видов животных и растений, экосистем, ландшафтов.
Литература
1. Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. - Челябинск, 1992.
2. Касимов Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.
4. Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 384 с.
5. Чернова Н.М. Основы экологии: учеб для 9 кл. – М.:Просвещение, 1995. – 240с.
6. Драгунов Е. А. научная статья http://www.rae.ru/forum2012/10/2831