Образовательные технологии. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

Дисциплины Региональный экологический аудит

(наименование дисциплины)

Вариативная часть профессионального цикла (М2.В7)

(Цикл дисциплины и его часть (базовая, вариативная, дисциплина по выбору))

Направление подготовки

География (квалификация (степень) «магистр») 021000 (код ООП 68)

(наименование ООП ВПО направления подготовки или специальности с указанием кода)

Профиль(и) подготовки

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

Разработчик (составитель) УМК   канд. геогр. наук. Саттарова Г.А. уч. степень, уч. звание Ф И О     ____________ подпись     «___»_________20__ г.  

Уфа 2011

Содержание

1. Место дисциплины в структуре ООП 3

2. Цели освоения дисциплины 3

3. Компетенции обучающегося 4

4. Рабочая программа учебной дисциплины 6

5. Образовательные технологии 9

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение 12

7. Методические рекомендации для преподавателя 15

8. Методические указания для студентов 18

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 19

10. Контрольно-оценочные материалы 21

Место дисциплины в структуре ООП.

В соответствии с действующим ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 «География» (квалификация (степень) «Магистр») магистр должен быть подготовлен к различным видам профессиональной деятельности, которые определяются содержанием образовательно-профессиональной программы. После изучения дисциплины «Региональный экологический аудит» в рамках данной образовательной программы магистрант должен быть подготовлен к использованию полученных знаний и умений:

- в научно-исследовательской деятельности (оценка состояния, устойчивости и прогнозирование развития природных и социально-экономических комплексов; оценка воздействия на окружающую среду, выявление и диагностика проблемы охраны природы и системы взаимодействия общества и природы);

- проектной и производственной деятельности (в частности, в разработке практических рекомендаций по сохранению природной среды, проектировании типовых природоохранных мероприятий, в разработке целевых программ устойчивого развития на всех территориальных уровнях).

Дисциплина «Региональный экологический аудит» представлена в профильной вариативной части профессионального цикла (М2.В7).

Для изучения дисциплины "Региональный экологический аудит " необходимы знания, умения и навыки, полученные в предшествующих дисциплинах «Экономика», «Экология», «Право»

Материал дисциплины «Региональный экологический аудит» при реализации рассматриваемой ОПП является одной из основ для дисциплин профессионального цикла «Комплексная региональная социально-экономическая диагностика стран, регионов, городов», «Эколого-экономическая диагностика территории и обеспечение устойчивого развития»

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Региональный экологический аудит» является приобретение теоретических и практических знаний в области оценки эколого-экономического развития территорий. В ходе изучения курса у магистров формируются знания, умения и навыки, необходимые для принятия решений и осуществления различных видов деятельности в рамках устойчивого развития.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Региональный экологический аудит».

В результате освоения дисциплины частично или полностью формируются следующие компетенции:

- уметь диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по охране природы и обеспечению устойчивого развития (ПК-8);

- разрабатывать стратегии и программы эколого-экономической оптимизации хозяйственной деятельности в городах и регионах, разрабатывать меры по снижению экологических рисков (ПК-9);

- осуществлять региональный экономико-географический и экологический аудит, аудит в сфере туризма (ПК-19).

Знать:

- место экологического аудита среди инструментов регулирования в сфере охраны окружающей среды (таких как, например, экологическая экспертиза, экологический контроль и др.);

- основные термины, используемые для проведения экологического аудита;

- правовые, нормативно-методические и метрологические основы экологического аудита;

- международные стандарты по экологическому аудиту и системам экологического менеджмента;

- порядок, процедуры и этапы проведения экологического аудита;

- информационное и кадровое обеспечение экологического аудита;

- направления и формы проведения процедуры экологического аудита,

- перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития;

- возможности эффективного и устойчивого использования региональных природных ресурсов;

- основы стратегической оценки социально-экономического развития в контексте устойчивого развития.

Уметь:

- анализировать эколого-экономическое развитие территории;

- объяснять причины территориальных эколого-экономических проблем и определять пути их решения;

- оценивать экономический ущерб от экологических нарушений при экологическом аудировании;

- применять экологический аудит в целях сертификации продукции и производств по экологическим требованиям;

- оценивать устойчивость развития территорий разного уровня.

Владеть:

- навыками определения основных показателей, используемых для регионального экологического аудита;

- методикой стратегической оценки социально-экономического развития в целях устойчивого развития.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Региональный экологический аудит на 9 семестр

(наименование дисциплины)

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) ________  
Лекции: старший преподаватель кандидат географических наук должность уч. степень Саттарова Гульнара Ансафовна ф.и.о. Учебных часов: лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 24 часов семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) 24 часов практических (в т.ч. в интерактивных формах)10 часов
Практические занятия: старший преподаватель должность кандидат географических наук уч. степень Саттарова Гульнара Ансафовна ф.и.о. зачет _____________________________________
Экзамен 9 семестр
самостоятельная работа студентов 48 часов КСР 2часа
 
№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во часов аудитор. работы Интерактивные методы обучения   Меж-предметные связи Инновационные методы в обучении Литература Задания по самостоятельной работе студентов Кол-во часов самостоят. работы Форма контроля самостоятельной работы студентов
Основные понятия и концептуальные положения экологического аудита ЛК, СЗ, СР   Экологическое право, экономика природопользования ММП 1, 3, 6, 25, 40, 42 См.п.9 Обсуждение, сдача рефератов
Становление экологического аудита в России и за рубежом ЛК, СЗ, СР Дискуссия Экологическое право, экономика природопользования ММП 4, 6, 8, 14, 15, См.п.9 Обсуждение
Организационно-экономический механизм регулирования природопользования и правовое обеспечение экологического аудита в России ЛК, СЗ, СР Дискуссия Экологическое право, экономика природопользования ММП 6, 12, 13,16, 19, 21, 29, 30, 34, 37, 43 См.п.9 Обсуждение, сдача рефератов
Нормативная база и её использование в целях экологического аудита ЛК, СЗ, ПЗ, СР Ситуационный анализ Экологическое прав, экономика природопользования о ММП 5, 6, 27,36 См.п.9 Беседа
Порядок и процедуры проведения экологического аудита. Экологический аудит различных аспектов деятельности. ЛК, СЗ, ПЗ, СР Метод проектов Экологическое право, экономика природопользования ММП 6, 7, 17, 26, 31, См.п.9 Сдача проектов
Стратегическая оценка социально-экономического развития территорий в контексте устойчивого развития ЛК, ПЗ, СР Коллективная мыслительная деятельность Экологическое право, экономика природопользования, экономическая география ММП 2, 6, 8, 10, 11, 18,20, 22, 23, 28, 33, 35, 39 См.п.9 Обсуждение, сдача рефератов
Перспективы развития регионального экологического аудита в России ЛК, СР Дискуссия Экологическое право, экономика природопользования ММП 6, 24 См.п.9 Беседа

Примечание: ЛК - лекции, ПЗ - практические занятия, СЗ - семинарские занятия, СР - самостоятельная работа, ММП – мультимедийная презентация

Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые в преподавании отдельных курсов, являются одним из ключевых условий успешного усвоения материала. Особенностью образовательной технологии является её обоснование как способа систематического планирования, применения и оценивания всего процесса обучения [3]. Афанасьева Т.П. и др. отмечают, что отличительные признаки современных образовательных технологий выражаются в том, что они включают:

- детальное описание образовательных целей;

- поэтапное описание способов достижения заданных результатов-целей;

- использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса;

- гарантированность достигаемых результатов;

- воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога;

-оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [1].

Предполагается, что преподаватель выступает в роли организатора различных видов деятельности обучаемых, которые являются субъектом деятельности наряду с преподавателем. Безусловно, при реализации современных образовательных технологий возрастает потребность на инновации в педагогической составляющей.

Инновационное образование ориентируется на студента и педагога, полагая их субъектами образовательного процесса. Их интересы - духовные, интеллектуальные, культурные - служат предпосылкой становления профессионального мышления, а потому выносятся в центр внимания такого образования. Целями инновационного образования являются:

- обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития студента;

- создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;

- обучение методологии нововведений в социально-экономической и профессиональной сферах [2].

Инновационное обучение выполняет функции:

- интенсивное развитие личности студента и педагога, демократизация их совместной деятельности и общения;

- формирование профессиональных качеств выпускника;

- модернизация средств, методов, технологий и материальной базы обучения, способствующих формированию инновационного мышления будущего профессионала.

Выбор технологий и методов формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы зависит от особенностей преподаваемого курса, уровня подготовки студентов, материально-технической базы преподавания и т.п. В ходе освоения курса могут быть использованы традиционные технологии в виде лекционно-семинарской системы обучения, имитационных, неимитационных, неигровых технологий и методов обучения.

В настоящее время традиционные лекции занятия должны быть дополнены новыми подходами, которые реализуются, например, в ходе установочных и обобщающих лекций, проблемных лекций, лекций визуализаций. Перед началом лекции важно обосновать актуальность представленной лекции, выделить ключевые позиции рассматриваемой темы.

Проведение семинарских и практических занятий по курсу должно быть основано на принципах совместной деятельности, реализации проектов, решения практических задач. Также важно определение путей решения конкретных проблем современности, проведение исследований по заданной проблематике. Данный подход подразумевает активизацию учебно-познавательной деятельности студентов.

Наиболее эффективными методами усвоения курса у магистров является применение интерактивных методов. Использование интерактивной модели обучения предусматривает коллективную мыслительную деятельность, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

В ходе изучения курса «Региональный экологический аудит» каждая лекция дополняется актуальными примерами. Семинарские занятия посвящены изучению нормативно правовой базы регулирования природопользования в России. Главным подходом здесь является самостоятельная работа с экологической нормативно-правовой литературой, учебная дискуссия по заданной проблематике. Практические занятия подразумевают разработку информационно-исследовательских проектов на разных региональных уровнях (федеральные округа, субъекты РФ, города и их районы) с использованием методов экологического аудита. Результаты исследований оформляются в виде научной работы и представляются аудитории вместе с мультимедийной презентацией.

Литература

1. Афанасьева Т.П., Караваева Е.В., Канукоева А.Ш., Лазарев В.С., Немова Т.В. Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностно-компетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения. – М.: МГУ, 2007. – 95с.

2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Уч. пособие для студентов ВУЗов – М.: ИД Академия, 2002. -576 с.

Наши рекомендации