Распределение учебного времени по модулям
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ОХОТОВЕДЕНИЯ И БИОЭКОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
студентам 2*, 3 курсов по направлению подготовки бакалавров:
020400 «Биология»
Москва 2012
Составители: д.б.н., профессор А.В. Проняев, к.б.н., доцент А.А. Гончуков
УДК 639.1(075)
Организационные основы охраны природных ресурсов: методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / Рос. гос. аграр. заоч. ун-т; Сост. А.В. Проняев, А.А. Гончуков. – М., 2012. – 28 с.
Методические указания предназначены для студентов 2* и 3 курсов
Утверждены Методической комиссией факультета охотоведения и биоэкологи ФГБОУ ВПО РГАЗУ
Рецензенты: зав. кафедрой экологии и охотоведения РГАЗУ, д.б.н.,
профессор Е.К. Еськов;
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮДИСЦИПЛИНЫ
«Организационные основы охраны природных ресурсов» - дисциплина вариативной части профессионального цикла. Методические указания составлены в соответствии с рабочим учебным планом, одобренным Ученым советом ФГБОУ ВПО РГАЗУ от 26.01.2011 г., с изменениями от 22.06.2011 г.
Цели и задачи дисциплины
Цель-формирование знаний и умений, позволяющих на практике применять теоретические основы охраны природных ресурсов.
Задачи:
- изучить конституционные основы охраны природных ресурсов, права собственности на природные ресурсы и право природопользования;
- ознакомить с юридической ответственностью за нарушение законодательств об охране природных ресурсов, с нормами правовой охраны земель, правовой охраны вод, правовой охраны атмосферного воздуха, озонового слоя и климата, правовой охраны морской среды, континентального шельфа исключительной экономической зоны РФ, правовой охраны недр, правовой охраны лесов, правовой охраны животного мира.
В результате изучения дисциплины студент должен обладать компетенциями:
- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы, имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
- использует нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-5);
- правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
- заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
- демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
- оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
- понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21).
В результате изучения дисциплины студент должен
• знать:
- конституционные основы охраны природной среды, как осуществляется информационное обеспечение;
- общие положения; прав собственности на природные ресурсы и право природопользования;
- методы и принципы экологического управления, понятия, виды, формы и функции;
- понятия и виды экологических правонарушений;
- методы экономической оценки природных ресурсов;
• уметь:
- осуществлять экономическую оценку природных ресурсов;
- определять и пресекать экологические правонарушения;
• владеть: комплексом знаний по освоению и охране природных ресурсов, и рациональному природопользованию.
Библиографический список
Основной
1. Коробкин В.И. Экология: учеб. для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – 16-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 602 с.
2. Маринченко А.В. Экология: учеб. пособие для вузов / А.В. Маринченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К0, 2010. – 327 с.
3. Мисник Г.А. Экологическое право: учеб. для вузов / Г.А. Мисник, Н.Н. Мисник, Е.В. Нарежная. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 575 с.
4. Природопользование: учеб. для вузов / под ред. Э.А. Арустамова. – 8-е изд. – М: Дашков и Кº, 2007. – 295 с.
5. Хван Т.А. Экология. Основы рационального природопользования: учеб. пособие для вузов / Т.А. Хван, М.В. Шишкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 319 с.
Дополнительный
6. Банников А.Г. Основы экологии и охраны окружающей среды / Банников А.Г. Вакулин А.А., Рустамов А.К. - 4-е изд. перераб. и доп. –М.: Колос, 1999.
7. Лукьянчиков Н.Н., Улитин А.А. Стратегия управления природопользованием. - М.: Эльзевир, 2001. - 560 с.
8. Экологический мониторинг: учеб. – метод. пособие для вузов / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академ. Проект, 2008. – 415 с.
Распределение учебного времени по модулям
(разделам) и темам дисциплины
Таблица 1
№ п.п. | Наименование модулей (разделов) и тем дисциплины | Всего, ч | В том числе, ч | Рекомендуемая литература | ||||
лекции | практичес-кие занятия | самостоя-тельная работа | ||||||
Модуль 1. Краткая характеристика природно-ресурсного потенциала России | 5,0 (2,0) | 2,0 (1,0) | 3,0 (1,0) | 50,0 (50,0) | 1, 2, | |||
1.1. | Структура природных ресурсов | 2,0 (0,5) | 0,5 (0,3) | 1,0 (0,2) | 20,0 (20,0) | |||
1.2. | Земельные и минерально-сырьевые и водные ресурсы | 2,0 (0,5) | 0,5 (0,3) | 1,0 (0,3) | 20,0 (20,0) | |||
1.3. | Лесные ресурсы и ресурсы расти-тельного и животного мира | 1,0 (1,0) | 0,5 (0,4) | 1,0 (0,5) | 10,0 (10,0) | |||
Модуль 2. Конституционные основы охраны природных ресурсов | 5,0 (2,0) | 2,0 (2,0) | 3,0 (1,0) | 50,0 (50,0) | 1, 2, 4 - 8 | |||
2.1. | Право собственности на природные ресурсы и право природопользова-ния | 2,0 (1,0) | 1,0 (1,0) | 1,0 (0,2) | 10,0 (10,0) | |||
2.2. | Экологическое управление и юри-дическая ответственность за нару-шение законодательства Об охране окружающей среды | 2,0 (0,5) | 0,5 (0,5) | 1,0 (0,3) | 20,0 (20,0) | |||
2.3. | Правовая охрана природно-ресурс-ного потенциала России | 1,0 (0,5) | 0,5 (0,5) | 1,0 (0,5) | 20,0 (20,0) | |||
Модуль 3. Экономическая оценка природных ресурсов | 4,0 (4,0) | 2,0 (1,0) | 2,0 (2,0) | 30,0 (36,0) | 4, 5, 7 | |||
3.1. | Плата за пользование природными ресурсами | 2,0 (2,0) | 1,0 (0,3) | 1,0 (1,0) | 10,0 (10,0) | |||
3.2. | Плата за загрязнение окружающей природной среды | 1,0 (1,0) | 0,5 (0,3) | 0,5 (0,5) | 10,0 (10,0) | |||
3.3. | Методы экономической оценки природных ресурсов | 1,0 (1,0) | 0,5 (0,4) | 0,5 (0,5) | 10,0 (16,0) | |||
Итого | 14,0 (8,0) | 6,0 (4,0) | 8,0 (4,0) | 130,0 (136,0) | ||||
Примечание: в скобках указаны часы для студентов с сокращенным сроком обучения
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ