Мюiщународного морского права 3 страница
Внешний аспект исключительной юрисдикции государства флага в открытом море находит выражение в недопустимости вме шательства других государств в плавание торговых судов. В Кон венции ООН по морскому праву 1982 r. установлено, что такое вмешательство допускается только в исключительных случаях, предусмотренных в этой Конвенции или других международных договорах 1.
Подобная ситуация объясняется тем, что в открытом море не осуществляется суверенитет какого-либо государства и междуна родный порядок обеспечивается соблюдением самими государст вами основных принципов и норм международного права. Боль шую роль в предотвращении нарушений международно-правового характера или нарушений законодательства государств и в контро ле над тем, чтобы не допускались такие нарушения, играют воен ные корабли и летательные аппараты или специально на то упол номоченные иные государственные суда, состоящие на некоммер ческой правительственной службе.
Производным от общепризнанного принципа неприменения силы или угрозы силой является принцип использования Мирового океана в мирных целях или исключительно в мирных целях. Этот принцип направлен на ограничение гонки вооружений, сокраще ние военной деятельности, укрепление мира и безопасности в тех или иных пространствах. Развитие названного принципа, в свою очередь, способствует повышению эффективности принципа не применения силы или угрозы силой в международных отноше ниях.
В международном праве нет пока общего положения, раскры вающего содержание данного принципа. В связи с этим для регу лирования деятельности государств имеют значение международ-
I Подробнее об этом см. в § 5 гл. 11 учебного пособия.
30 Глава I. Понятие, источники международноrо морского права
ные договоры, в которых конкретизируется содержание принципа мирного использования различных пространств 1 , включая Миро вой океан.
По Договору об Антарктике 1959 г. на ее территории и в приле гающих к материку морских пространствах запрещаются любые мероприятия военного характера: создание военных баз и укрепле ний, проведение военных маневров, а также испытание любых ви дов оружия. Антарктика может использоваться исключительно в мирных целях для проведения научных исследований.
Заключенные в последние годы межцународные договоры раз вивают и конкретизируют принцип использования Мирового океана в мирных целях применительно, в частности, к конкрет ным его пространствам и видам деятельности. К таким договорам относятся, помимо Договора об Антарктике, Договор о запреще нии испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом про странстве и под водой 1963 г., договоры о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (1967 г.) и в южной части Тихого океана (1986 г.), договоры о создании безъядерных зон в Юго-Вос точной Азии (1995 г.) и в Африке (1996 r.), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного ору жия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г., двусто ронние российско-американские договоры об ограничении стра тегических наступательных вооружений. Большое значение имеет Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 r. (не вступил в силу).
В Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. включен ряд ста тей об использовании Мирового океана в мирн х целях примени тельно к конкретным его пространствам и видам деятельности го сударств.
Наиболее общая формула этого принципа, раскрывающая его содержание, включена в новую ст. 301 Конвенции. В ней преду сматривается, что государства-участники воздерживаются от угро зы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства или каким либо иным образом, не совместимым с принципами межцународ ного права, воплощенными в Уставе ООН.
I См., например, Договор о приЮiипах деятельности государств по исследова нию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небес ные тела, 1967 r.
§ 3. Принципы межаународноrо морского права 31
Включение ст. 301 в часть XVI «Общие положения>> Конвенции ООН по морскому праву, обобщенное ее название «Использова ние морей в мирных целях>> и содержание этой статьи свидетельст вуют о том, что ее основополагающие положения относятся ко всем частям Конвенции, т. е. к режиму всех морских пространств и всех видов морской деятельности государств. Следует отметить также, что эти обобщенные положения составляют, на наш взгляд, основу принципа использования всех пространств в мирных целях и представляют собой то общее, что характеризует действие данно го принципа в Антарктике и в Мировом океане. Это не исключает, конечно, того, что регламентация режима некоторых из них, на пример Антарктики, в отношении запрещения в ней любой воен ной деятельности уже в настоящее время идет дальше указанных обобщенных положений. Можно предполагать, что принцип мир ного использования Мирового океана будет в дальнейшем напол няться содержанием применительно к конкретным пространствам и видам деятельности государств.
В современных условиях невозможно, очевидно, разработать единообразную формулу для определения понятия <<использова ние в мирных целях» с содержанием, идущим дальше ст. 301, формулу, которая могла бы применяться для всех морских про странств. Поэтому не случайно в международных договорах, включая Конвенцию ООН по морскому праву и Договор об Ан тарктике, применяются в каждом отдельном случае различные по нятия: <<В мирных целях,>, <<исключительно в мирных целях», каждое из которых несет достаточно определенную смысловую нагрузку, хотя в самом международно-правовом акте и не конкретизируется. Не случайно и то, что в отношении разведки и разработки меж дународного района морского дна (Района) в Конвенции ООН по морскому праву применяется термин <<использование исключи тельно в мирных целях>> (ст. 141, 143, 147), а в отношении открыто
го моря -термин <<В мирных целях>> (ст. 88).
В первом случае, хотя в Конвенции и не раскрывается содержа ние формулы <<исключительно в мирных целях>>, речь идет, как уже отмечалось, о Районе, уже частично демилитаризованном•.
• Необходимо отметитъ, что термин «исключительно в мирных целях» исполь зуется в Конвенции 1982 r. и в других случаях. Так, в ст. 240 об общих принципах морских научных исследований указано, что они проводятся исключительно в мирных целях.
32 Глава 1. Понятие. источники межпународноrо морского права
По-иному обстоит дело с открытым морем. Указание на то, что открытое море резервируется для мирных целей, может означать лишь то, что оно не может использоваться в целях применения си лы или угрозы силой, в агрессивных целях. Несомненно, однако, что включение положения, которого не было в Женевской конвен ции об открытом море 1958 г., в Конвенцию ООН по морскому праву имеет важное значение для конкретизации принципа непри менения силы или угрозы силой в отношении деятельности госу дарств в открытом море и развития принципа использования мор ских пространств в мирных целях.
Запрещая применение силы или угрозы силой, современное меЖдународное право не запрещает вместе с тем военного море плавания вообще. При употреблении термина <<В мирных целях>> нельзя поэтому ставить знак равенства меЖду Антарктикой, с од ной стороны, и открытым морем -с другой. Если в Антарктике, например, не бьшо до подписания Договора 1959 г. военных баз и активной военной деятельности, то в открытом море издавна кур сируют военно-морские флоты различных государств, проводятся военно-морские маневры. Очевидно, что решить вопросы об огра ничении военного мореплавания можно лишь в специальных со глашениях о разоружении и сокращении в необходимых случаях действий военных кораблей в открытом море.
Военное мореплавание регулируется Конвенцией ООН по мор скому праву 1982 г. Свобода судоходства означает свободу как тор гового, так и военного мореплавания. В Конвенции 1982 г. дано определение понятия <<военный корабль» (ст. 29), устанавливается полный иммунитет военных кораблей от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства его флага (ст. 32).
Военные корабли, другие специально уполномоченные госу дарственные суда и летательные аппараты согласно Конвенции 1982 г. в строго установленных ею случаях вправе осуществлять вмешательство в плавание иностранных судов, не пользующихся полным иммунитетом. Те же военные корабли и летательные ап параты вправе захватывать пиратские суда, осуществлять пресле дование иностранных судов в открытом море в случаях нарушения ими законов и правил прибрежных государств.
Следовательно, на современном этапе использование открыто го моря в мирных целях и запрещение применения силы или уг розы силой не понимаются таким образом, что государствам запрещается иметь военно-морские флоты, направлять их для
§ 3. Принuипы международного морского права 33
плавания в открытое море, проводить в его пределах учения и ма невры. Однако эти действия не должны препятствовать осуществ лнию другими государствами общепризнанных свобод открытого моря.
При осуществлении права транзитного и архипелажного прохо дов все суда и летательные аппараты должны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, тер риториальной целостности или политической независимости го сударств, граничащих с проливом, и государств-архипелагов или каким-либо иным образом в нарушение принципов международ ного права, воплощенных в Уставе ООН (ст. 38, 39, 53, 54 Конвен
ции 1982 r.).
Осуществляя право мирного прохода через территориальное море иностранных государств, военные корабли и летательные ап параты не вправе применять силу или угрозу силой против сувере нитета, территориальной целостности или политической незави симости прибрежного государства или каким-либо иным образом в нарушение принuипов международного права, воплощенных в Уставе ООН, проводить маневры или учения с оружием любого вида.
В случае <<если какой-либо военный корабль не соблюдает зако нов и правил прибрежного государства ... и игнорирует любое обра щенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное госу дарство может потребовать от него немедленно покинуть террито риальное море» (ст. 30 Конвенuии 1982 r.).
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что, дей ствуя в рамках Конвенuии ООН по морскому праву 1982 r. и дру гих международных договоров, военные корабли обеспечивают соблюдение судами всех государств правопорядка в открытом море.
Производными от принuипа государственного суверенитета применительно к морским пространствам являются принципы: ис ключительного суверенитета государства над своими внутренними морски.ми водами; суверенитета государства над территориальным 1t10peJ1-t; суверенитета государства над территориальным морем, об разующu.J11 .J11еждународный пролив, соединяющий .J11ежду собой от крытые .J11оря или исключительные экономические зоны; суверените та государства-архипелага над архи11елаJ1сны.J11u водами. Содержа ние понятия «суверенитет» в каждом из перечисленных случаев неодинаково, поскольку объем прав и обязанностей прибрежного
34 Глава I. Понятие, источники международного морского права
государства и государств, использующих эти морские пространст ва, неодинаков. Иными словами, неодинаковы режимы этих мор ских пространств.
На внутренние .морские воды распространяется полный и исклю чительный суверенитет прибрежного государства. Это означает, что без его разрешения иностранные суда не вправе заходить в та кие воды, кроме свободного захода иностранных невоенных судов в порты, открытые государством для международного торгового судоходства. Военные корабли могут заходить в них только по раз решению, согласованному в дипломатическом порядке.
Иной характер имеет принцип суверенитета государства над свои,н территориальным 1,юрел1. По внешнему его пределу проходит государственная граница прибрежных государств. Согласно Кон венции ООН по морскому праву суверенитет прибрежного госу дарства распространяется на воздушное пространство над терри ториальным морем и осуществляется с соблюдением Конвенции и других нор,н 1,1еждународного права.
Указание в Конвенции 1982 г. на соблюдение прибрежным го сударством конвенционных и других норм международного права означает обязанность всех прибрежных государств предоставлять в этом морском пространстве право мирного прохода всем ино странным судам без необходимости получения какого-либо разре шения на такой проход (ст. 2, 17).
Другое содержание имеет принцип суверенитета граничащего с международным проливом государства над своим территориаль ны,и море. t, образующи.м международный пролив. Согласно Конзен ции 1982 г. суверенитет такого государства осушествляется с со блюдением норм Конвенции и других норм международного пра ва. При этом подчеркивается, что режим транзитного прохода через такие проливы, соединяющие открытые моря или :исключи тельные экономические зоны, всех судов и летательных аппаратов не затрагивает в других отношениях ни правового статуса вод, об разующих такие проливы, ни осушествления государствами, гра ничашими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над та кими водами, воздушным пространством над ними, их дном и не драми.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные архипелажными исходными линиями и называе мые архипелажными водами. Это означает, что государства-архи пелаги предоставляют право мирного прохода судам всех госу-
§ 3. Принципы межцународноrо морского права 35
дарств в своих архипелажных водах (ст. 52 Конвенции 1982 г.), а также право архипелажного прохода всем судам и летательным ап паратам по устанавливаемым государствами-архипелагами мор ским и воздушным коридорам, которые включают все обычные пути прохода, используемые в качестве путей ддя международного судоходства.
Тесно связаны с предыдущими принципами, но имеют и само стоятельное значение принцип .мирного прохода всех иностранных судов через территориальное 1,10ре, принцип транзитного прохода че рез международные проливы, соединяющие между собой части от крытого моря или иск.лючительных экономических зон, и принцип ар хипелажного прохода через архипелажные воды.
Одним из важных отраслевых принципов международного мор ского права является принцип защиты морской среды. На его фор мирование, наполнение конкретным содержанием оказали влия ние уже упомянутые международные договоры о запрещении ис пытаний ядерного оружия, его размещения на дне морей и океанов, а также договоры о запрещении производства и примене ния бактериологического и химического оружия, Конвенция о за прещении военного или любого иного враждебного использова ния средств воздействия на природную среду 1976 г. Немалую роль сыграли Декларация об окружающей среде, принятая в Стокголь ме в 1972 г., конвенции и декларации Конференции по проблемам окружающей среды, проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, и ряд других международно-правовых актов.
В обобщенном виде принцип защиты морской среды четко вы ражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно ко торой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду (ст. 192).
Принцип защиты морской среды предполагает: во-первых, пре дотвращение, ограничение и запрещение загрязнения морской среды; во-вторых, охрану и рациональное использование морских природных ресурсов; в-третьих, запрещение деятельности одних государств, причиняющей ущерб морской среде других государств и районам, находящимся за пределами национаJ:rьной юрисдик ции; в-четвертых, обязанность государств и межправительствен ных организаций сотрудничать в области защиты морской среды и обязанность государства, причинившего ущерб, возместить его потерпевшим государствам.
36 Глава I. Понятие, источники межnународного морского права
Все рассмотренные элементы принципа защиты морской среды вытекают из положений перечисленных ранее международных конвенций и других международно-правовых актов. Так, в Кон венции ООН по морскому праву 1982 г. указано, что государства осуществляют свободы открытого моря, должным образом учиты вая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря (ст. 87). В той же Конвенции установлено, что все государства принимают такие меры или сотрудничают с другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого моря (ст. 117). Деятельность в Районе осуществляется, в частности, в целях обеспечения упорядоченного, безопасного и рационального использования ресурсов Района (ст. 150). Меж дународный орган по морскому дну (Орган) принимает нормы и правила для предотвращения сокращения и сохранения под кон тролем морской среды и защиты природных ресурсов.
Анализ международных конвенций о предотвращении загряз нения :моря с судов, сбросами отходов и других материалов пока зывает, что международно-правовое регулирование в этой области идет по пути принятия правил, ограничивающих сброс в море за грязняющих веществ, а в ряде случаев -вообще по пути запреще ния сброса некоторых из них. Следует особо указать на ст. 197 Конвенции 1982 г., обязывающую государства сотрудничать на всемирной основе и, когда это уместно, на региональной основе непосредственно или через компетентные международные органи зации в формулировании и разработке международных норм, стандартов и рек01\-1ендуемых практики и процедур, соответствую щих Конвенции, для защиты и сохранения морской среды с уче том характерных региональных особенностей.
В отношении Района и его ресурсов в Конвенции 1982 r. приме няется концепция общего наследия человечества (ст. 136).
Большинство участников 111 Конференции ООН по морскому праву отвергло предложение некоторых государств Запада о рас ширительном толковании этой концепции как в пространствен ном плане (в смысле ее применения ко всему Мировому океану, включая территориальные моря), так и в функциональном плане (в смысле применения ее не только к разведке и разработке ресур сов Района, но и к регулированию судоходства, рыболовства и дру гих видов морской деятельности). Исходя из положений Конвен-
§ 3. Принципы международного морского права 37
ции 1982 г. в качестве основных элементов этой концепции можно рассматривать:
1) нераспространение суверенитета или суверенных прав ни од ного из государств на какую-либо часть Района и его ресурсов и неприсвоение ни одним государством, физическим или юридиче ским лицом какой бы то ни было их части;
2) осуществление деятельности в Районе участниками Конвен ции и Органом в порядке, предусмотренном в названной Конвен ции и в Соглашении 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;
3) осуществление через Орган контроля за управлением ресур сами Района;
4) параллельную систему разведки и разработки ресурсов Рай она Органом и по соглашению с Органом 1 государствами-участни ками (либо их государственными предприятиями или физически ми и юридическими лицами поручивщихся за них государств участников) (ст. 153);
5) использование Района исключительно в мирных целях.
В качестве специального принципа международного морского права можно рассматривать принцип предоставления прибрежно.му государству в исключительной эконо;иuческой зоне и на континен тальном шельфе суверенных прав в целях разведки, разработтси и со хранения природных ресурсов и юрисдикции, связанной с этой дея тельностью (части V и VJ Конвенции ООН по морскому праву). Из этого принципа вытекает, что другие государства не вправе без со гласия прибрежного государства заниматься в указанных морских пространствах названными видами деятельности. Иными слова ми, устанавливается разрешительный порядок рыболовства и до бычи других живых, а также минеральных ресурсов Мирового океана, проведения морских научных исследований, создания ис кусственных островов, сооружений и установок. В случае получе ния такого согласия условия осуществления указанной деятельно сти определяет прибрежное государство в соответствии с относя щимися к этому положениями Конвенции.
Необходимо подчеркнуть, что все рассмотренные принципы международного :морского права применяются в тесной взаимо связи с общепризнанными принципами и нормами международ ного права.
I Подробнее об этом см. в § 8 гл. П учебного пособия.
38 Глаnа 1. Понятие, источники международного морского праnа
§ 4. Субъекты международного морского права
Субъектами международного морского права как отрасли меж дународного права теоретически могут быть все субъекты этой са мостоятельной системы права. На практике, однако, субъектами международного морского права выступают, во-первых, государ ства, во-вторых, .межправительственные организации , уставы (ста туты) которых предусматривают полномочия на осуществление каких-либо определенных функций, связанных с проведением морской деятельности. Значит, международная правосубъектность межправительственных организаций (ООН, ИМО и др.) в отличие от международной правосубъектности государств носит уставный, или договорный, характер. И поэтому :межправительственные ор ганизации могут заключать между собой или с государствами меж дународные соглашения в рамках полномочий, предусмотренных в их уставах. В Конвенции ООН по морскому праву прямо указано, что суда, состоящие на официальной службе ООН, ее специализи рованных учреждений и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), имеют право на то, чтобы плавать под флагом Организации (ст. 93).
Не являются субъектами международного морского права не правительственные международные организации, занимающиеся некоторыми вопросами международного морского права, по скольку они созданы не на основании международных договоров и не государствами, а физическими и юридическими лицами, обще ственными организациями, ассоциациями, судоходными компа ниями. К числу таких организаций относятся, например, Балтий ская межпународная морская конференция, членами которой яв ляются судовладельцы, брокеры, судовые фрахтовые агенты различных государств, Международный морской комитет, в кото рый входят национальные морские ассоциации, действительные и временные члены из многих стран. Некоторые из неправительст венных международных организаций имеют консультативный ста тус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Однако наличие такого статуса не влияет на правовую природу этих неправительственных международных организаций, которые зарегистрированы в одном из государств в качестве юридических лиц -субъектов внутреннего права страны -места регистрации
§ 4. Субъекты международного морского права 39
устава или местонахождения главного управления таких организа ций.
Не относятся к субъектам международного морского права и транснациональные корпорации, в том числе морские, которые, несмотря на их многонациональный капитал, являются по своей природе субъектами права определенного государства (по месту регистрации их устава или местонахождению их главного управле ния). Поэтому их отношения с государством в лице его органов от носятся к частноправовым и не регулируются международным правом.
Таким образом, основными субъектами международного мор ского права являются государства, которые, обладая верховенст вом на своей территории и независимостью в международных де лах, имеют международную правосубъектность по всем вопросам, вытекающим из их суверенитета.
Теперь рассмотрим вопрос, все ли государства могут быть субъ ектами международного морского права, учитывая, что некоторые из них лишены выхода к морю и не имеют морского побережья. С полным основанием можно констатировать, что эти государст ва, которые нередко называются внутриконтинентальными, явля ются полноправными субъектами международного морского пра ва, хотя реализация международной морской правосубъектности сопряжена для них с необходимостью выполнения некоторых до полнительных требований .
.Начнем с того, что утвердившийся в конце XVIII в. принцип свободы открытого моря не ограничивал права всех государств пользоваться этой свободой. И потому внутриконтинентальные государства стремились подтвердить это право. В том, что касает ся морского судоходства, необходимо было официальное призна ние их права на флаг. Такое право бьuю признано в Декларации о признании права на флаг за государствами, не имеющими мор ского побережья, которая была подписана 20 апреля 1921 г. на IГенеральной конференции по средствам сообщения и транс порту.
Чтобы реализовать свободу судоходства, внутриконтиненталь ным государствам необходимо было, во-первых, заключить с со седними государствами соглашения о транзите своих грузов и пас сажиров через соседние государства и, во-вторых, договориться с ближайшими к ним по расстоянию морскими государствами о со-
40 Глава 1. Понятие, источники межпународного морского права
гласии на регистрацию их судов в одном из их морских портов (портов приписки судна). В решении этой проблемы большую роль сыграли Конвенция и Статут о свободе транзита (1921 r.), Конвенция о транзитной торговле внутриконтинентальных госу дарств 1965 г., двусторонние соглашения. На основании, напри мер, двустороннего соглашения, заключенного между Польшей и бывшей Чехословакией, указанные вопросы были решены в отно шении :морских судов Чехословакии. Морские суда Швейцари и, Австрии и других внутриконтинентальных стран плавали в Миро вом океане под своими государственными флагами, будучи припи санными к морским портам Югославии, Польши и иных стран, имеющих морские побережья.
Дальнейшим шагом на пути предоставления внутриконтинен тальным государствам доступа к морю было включение соответ ствующих положений в Женевскую конвенцию об открытом море 1958 r. и Женевскую конвенцию о территориальном море и при лежащей зоне 1958 r. В первой из указанных конвенций пре дусматривалось, что государства, не имеющие морского берега, для того чтобы пользоваться свободой морей на равных правах с прибрежными государствами, должны иметь свободный доступ к морю.
Далее определялись практические условия реализации внутри континентальными государствами их права на доступ к морю. С этой целью государства, расположенные между морем и не имеющим морского берега государством, по_ общему соглашею1ю с последним и в соответствии с существующими международ ными конвенциями предоставляют внутриконтинентальному го сударству на основе взаимности свободный путь через свою тер риторию, а судам этого государства - на условиях равенства со своими судами и судами других государств -доступ к своим мор ским портам.
В Женевской конвенции о территориальном море и прилежа щей зоне 1958 г. указано, что суда всех государств, как прибреж ных, так и неприбрежных, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.
В Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных государств 1965 г. провозглашаются принципы, принятые Конфе ренцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), при условии.
§ 4. Субъекты международного морского права 41
что они взаимосвязаны и что каждый принцип толкуется с учетом остальных.
Так, в Принципе I указано, что признание права каждого не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к мо рю существенно необходимо для расширения международной тор говли и экономического развития.
В Принципе II определено, что во внутренних водах и террито риальном море суда внутриконтинентальных государств пользуют ся такими же правами и тем же режимом, какими пользуются суда, плавающие под флагом морских государств, за исключением судов данного прибрежного государства.
В Принципе III провозглашается, что государства, расположен ные между морем и внутриконтинентальным государством, по об щему соглашению с последним и в соответствии с существующи ми международными конвенциями предоставляют его судам на ус ловиях равенства со своими судами или судами других государств доступ к морским портам и пользованию ими.