Естественно-научные идеи современногоестествознания
1)Идея единства человека и природы
Раньше в программах человек не рассматривался как часть природы,был над ней.Непонимание зависимости человека от природы привело к экологическому кризису.Девиз: «Мы не будем ждать милости от природы,а возьмем их сами»привел к тому,что человек счел возможным разорять природные ресурсы,перекраивать реки,не задумываясь о последствиях.Но природа не только источник природных ресурсов,она самоценна.Понимание этого приведет к гуманному отношению к природе.
2)Идея многообразия ценностей природы
Духовная, эстетическая,нравственная,познавательная,гигиеническая ,самоценность,прагматическая ценность.Сознание этих ценностей позволяет ребенку лучше понять взаимосвязь природы и человека,порождает гуманное отношение к природе.
3)Идея единства всего живого
Важно показать основные свойства живого организма:дыхание,движения,рост,размножение….Человеку присуще все,что присуще живому,но человек не только биологическое,но и социальное существо .Поняв это- ребенок начинает менять отношение к живым существам.
4)Идея единства живого и неживого в природе
Необходимо показать детям связи живого и неживого внутренние и внешние.Например,как зависит жизнь рыб от воды.В систему живого нужно включать человека.Идея состовляет гностическую основу экологической культуры личности и общества в целом.
5)Идея разумности и гуманности человека
Например,разумность,как качество,присущее людям,может быть представлено детям, как способность думать,говорить,выражать свои мысли,действовать,предвидя последствия действий,сознательно относиться к себе и к другим живым существам,к природе в целом
6)Идея приспособления живого друг к другу и к среде.
Идея очень важна-формирует элементарные представления о причинности и взаимной обусловленности явлений природы.Создает основу экологически целесообразного поведения.Природа представляет собой систему особым образом организованных существ.
7.)Идея системного строения природы
Природа-система систем.Мы должны показать детям:1.Связи внутри
организма
2.Связи организма и вида
3.Внутривидовые связи
4.Связи вида и экосистемы
5.Связи внутри экосистемы
Только при сохранение всех элементов она функционирует нормально.Нарушая одно звено,мы нарушаем систему.В Китае во времена культурной революции были уничтожены все воробьи.Погиб урожай,закупали воробьев в других странах.
8)Идея целостности природы на любом ее уровне
Организм –целостная система.Знания помогают бороться с травмами,способствуют разумности и гуманности поведения и деятельности детей,повышают уровень саморегуляции у маленьких детей.
ВЫДЕЛЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ИДЕИ составляют основу для формирования у детей элементов экологического сознания,поведения,составляют базисные структуры образовательных программ для дошкольников и младших школьников.
УСПЕШНОСТЬ экологического образования определяется не только правильным отбором естественно-научных идей,но и эффективностью педагогического прцесса воспитания и обучения детей.
Педагогические идеи
1.Идея системности и целостности развития личности
Необходимо развивать все компаненты,базисные структуры личности:сознание,деятельность,отношение,иначе человек не будет экологически воспитан.
2.Идея единства сознания и деятельности
Сознание формируется только посредством деятельности,поэтому нужно организовать деятельность детей в природе,имеющую природоохранное направление(игра,рисование,конструирование,выращивание растений,придумывание экологических сказок ….)Создаются условия для приобретения эмоционально-чувственного опыта общения с природой,проявления активности,своего отношения.
3.Идея создания условий для накопления эмоционально-чувственного опыта детей в общении с природой.
Приемы:антропоморфизма-придумывание имени растениям ,животным,рассказывание сказок, чтение стихов для растений,животных,расскажи секрет,поделись секретом с рыбкой…,празднование дня рождения объекту природы,погладь,пожалей….,звуковое письмо от объекта природы,представь,что ты бабочка,что чувствуешь,когда к тебе подходит человек?и др.
4.Идея преемственности детского сада и школы
Необходимо согласовывать программы,чтобы дети не получали одну информацию дважды,чтобы учиться было интересно.Воспитатель детского сада и учитель школы должны работать в контакте.