В заданиях выберите три верных ответа из шести.
Основы экологии
А1. Термин «Экология» в 1866 году предложил:
1. Э.Геккель.
2. Ж.Б.Ламарк.
3. Ч.Дарвин.
4. Ф.Мюллер.
А2. Наиболее верное определение:
1. Экология – наука, изучающая живые организмы.
2. Экология – наука, изучающая среду обитания живых организмов.
3. Экология – наука, изучающая вопросы охраны природы.
4. Экология – наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.
А3. Закон Либиха:
1. Ограничивающий фактор – фактор, значение которого выходит за пределы выносливости.
2. Веществом, находящимся в минимуме управляется урожай и жизнедеятельность организмов.
3. Жизнедеятельность организмов возможна, если значение фактора не выходит за пределы выносливости.
4. Максимальное количество особей находится на территории с оптимальным значением фактора.
А4. Ограничивающий фактор:
1. Фактор, значение которого неблагоприятно для организма.
2. Фактор, значение которого ограничивает рост и развитие организма.
3. Фактор, при значении которого наблюдается угнетение жизнедеятельности.
4. Фактор, значение которого выходит за пределы выносливости.
А5. Лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости организма к данному фактору. Это закон:
1. Ю.Либиха.
2. Шелфорда, закон толерантности.
3. Тинемана.
4. Гаузе.
А6. Совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида:
1. Экологическая ниша.
2. Среда обитания.
3. Биогеоценоз.
4. Биоценоз.
А14. Длина волн жесткого ультрафиолета:
1. Менее 290 нм.
2. От 290 до 380 нм.
3. От 380 до 750 нм.
4. Более 750 нм.
А15.Длина волн видимого света:
1. Менее 290 нм.
2. От 290 до 380 нм.
3. От 380 до 750 нм.
4. Более 750 нм.
А16. Инфракрасные лучи света, тепловые лучи, имеют длину волн:
1. Менее 290 нм.
2. От 290 до 380 нм.
3. От 380 до 750 нм.
4. Более 750 нм.
А17. Больше энергии несут:
1. Фотоны красного света.
2. Фотоны зеленого света.
3. Фотоны синего света.
4. Фотоны фиолетового света.
А18. Для фотосинтеза используются в основном:
1. Фотоны красного и синего света.
2. Фотоны красного и зеленого света.
3. Фотоны зеленого и синего света.
4. Фотоны желтого и синего света.
А19. Короткодневные растения при длинном дне:
1. Растут, но не цветут.
2. Цветут, но не растут.
3. Растут и цветут.
4. Цветут, но не образуют плоды.
А20. Астры, георгины, хризантемы:
1. Цветут при длинном дне.
2. Для них длина дня не имеет значения.
3. Цветут при коротком дне.
4. Длиннодневные растения.
А21. Сезонные изменения физиологических процессов живых организмов в ответ на изменение продолжительности дня и ночи:
1. Биологические часы.
2. Суточные ритмы.
3. Циркадные ритмы.
4. Фотопериодизм.
А22. Во второй половине лета останавливается рост многолетних растений, прекращается цветение. Фактор, регулирующий рост и цветение растений:
1. Снижение температуры.
2. Уменьшение продолжительности светового дня.
3. Уменьшение осадков.
4. Уменьшение интенсивности светового излучения.
А23. Гомойотермные животные:
1. Птицы и млекопитающие.
2. Пресмыкающиеся и птицы.
3. Земноводные и пресмыкающиеся.
4. Рыбы и земноводные.
А24. Регулирует сезонные изменения физиологических процессов живых организмов:
1. Изменение температуры.
2. Изменение продолжительности дня и ночи.
3. Изменение влажности.
4. Совокупность абиотических факторов.
А25. Разные популяции одного вида характеризуются:
1. Одинаковым кариотипом.
2. Одинаковыми генотипами.
3. Одинаковыми генофондами.
4. Одинаковыми геномами.
А26. Экологическая ниша:
1. Территория, которую занимает популяция.
2. Сообщество живых организмов, с которым взаимодействует популяция.
3. Природное сообщество, в котором существует популяция.
4. Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.
В заданиях выберите три верных ответа из шести.
В1. Экология изучает жизнь на уровнях:
1. Биосферном.
2. Клеточном.
3. Органном.
4. Биогеоценотическом.
5. Организменном.
6. Популяционно-видовом.
В2. Верные суждения для характеристики экологических факторов:
1. Закон Ю.Либиха: веществом, находящимся в минимуме управляется урожай растения.
2. Ограничивающий фактор – фактор, значение которого выходит за пределы выносливости.
3. Биологический оптимум – наилучшее сочетание факторов среды.
4. Интенсивность ограничивающего фактора не зависит от значения остальных факторов.
5. Если организмы способны переносить изменение фактора в широких пределах, они называются стенобионтными, если в узких пределах – эврибионтными.
6. Ограничивающим фактором для ручьевой форели является недостаток пищи.
В3. Солнечный свет:
1. Жесткий ультрафиолет имеет длину волны от 290 до 380 нм и приводит к мутациям.
2. Видимый свет имеет длину от 380 до 750 нм.
3. Инфракрасные лучи вызывают нагревание предметов.
4. Растения для фотосинтеза используют, в основном, синие и красные лучи света.
5. Количество энергии, которое несет свет прямо пропорционально длине волны, то есть больше всего энергии несут инфракрасные лучи.
6. За счет энергии инфракрасных лучей в коже человека образуется витамин D.
В4. Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства живых организмов является продолжительность дня и ночи. К растениям, которые зацветают при коротком дне, относятся:
1. Подсолнечник.
2. Астры.
3. Георгины.
4. Гречиха.
5. Ромашки.
6. Хризантемы.