Область применения примерной программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВА
Направление подготовки среднего профессионального образования по специальности 080114 Программирование в компьютерных системах
Форма обучения: очная
Курс | |
Семестр | |
Всего часов (по учебному плану): | |
Лекции | |
Практические занятия | |
Лабораторные занятия | - |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | зачет |
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 080114 Программирование в компьютерных системах (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2010 г. N 282).
Составитель рабочей программы:
Преподаватель __________________ М.Е. Брусиловская
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании УМК
Протокол заседания № 1 от ___ сентября 2012 г.
Председатель УМК ____________________ Н.А. Шевчук
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………......................4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………….6 |
3. условия реализации учебной дисциплины…………………..13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………24 |
Паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВА
Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, формируемой на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 080114 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- понимать законы и другие нормативно-правовые акты;
-обеспечивать соблюдение законодательства;
-принимать решения и совершать юридически значимые действия в точном соответствии с законом;
-владеть навыками анализа законодательства и практики его применения;
-ориентироваться в специальной литературе;
-пользоваться нормами гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права в сфере будущей профессиональной деятельности;
знать:
-содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
-сущность и принципы функционирования правового государства;
-основы конституционного строя РФ, основные права и обязанности гражданина РФ, механизм функционирования государственной власти,
-сущность, характер и взаимодействие правовых явлений.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часовв том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 23 часа.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Составление конспекта по перечню вопросов Подготовка выступлений, сообщений и докладов | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРАВА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1 Общие положения о государстве и праве | Содержание учебного материала: Происхождение государства и права. Признаки, функции, формы государства. Взаимосвязь права и государства, их роль в жизни общества. Сущность и роль права в обществе. Нормы права и нормативные правовые акты. Основные правовые системы современности. Источники российского права. Законы и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Понятие и структура правоотношений. Юридические факты. Правонарушения и юридическая ответственность. Правовое государство и гражданское общество. Формирование правового государства в России. Международное право. | ||
Практическое занятие: 1. Государство: понятие, форма, признаки, функции; Право: понятие, признаки, принципы, функции; Взаимодействие права и государства; Теория правового государства; Нормативно-правовой акт в системе других источников права 2. Российская правовая система; Правовые нормы: признаки, структура, классификация; Основные стадии законотворческого процесса; Правоотношения; Правонарушения и юридическая ответственность | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) Темы докладов: 1. Идея правовой государственности в политико-правовой мысли России в начале XX века. 2. Соотношение понятий "общество" и "гражданское общество". Возникновение и развитие представлений о гражданском обществе. | 1-3 | ||
Тема 2 Основы конституционного строя Российской Федерации | Содержание учебного материала: Конституция – основной закон государства: понятие и юридические свойства. Характеристика Конституции 1993 года. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство РФ. Система государственной власти РФ. Характеристика Конституции Республики Коми 1994 года. Конституционно-правовой статус РК. | ||
Практическое занятие: 1. Характеристика Конституции РФ 1993 года; Основы конституционного строя РФ; Права и свободы человека и гражданина в РФ; Избирательное право. Основные принципы избирательной системы РФ; Особенности федеративного устройства РФ; Система разделения властей в РФ; Система органов власти в Республике Коми | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) Темы докладов: 1. Права человека, законные интересы, привилегии, льготы и преимущества. Права человека и его ответственность перед обществом. 2. Защита прав и свобод человека в мировой практике. Институт омбудсмена. Уполномоченный по правам человека в России. 3. Соотношение прав человека и гражданина. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством. 4. Воплощение идеи социального государства в конституциях современных государств. | 1-3 | ||
Тема3 Основы административного права | Содержание учебного материала: Понятие и система административного права. Субъекты административного права. Административное принуждение. Основание и порядок привлечения к административной ответственности. Виды административной ответственности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативные правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. | ||
Практическое занятие:
| 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) Темы докладов: 1. Обращения граждан как элемент административно-правового статуса и гарантия реализации прав. Правовое регулирование. Общий порядок подачи и рассмотрения заявлений граждан. 2. Правовой режим пребывания иностранных граждан на территории РФ. Порядок регистрации и получения разрешения на осуществление трудовой деятельности. | 1-3 | ||
Тема 4 Основы гражданского права | Содержание учебного материала: Понятие, законодательство и система гражданского права. Гражданские правоотношения. Юридические и физические лица как участники гражданских правоотношений. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Понятие наследства. Наследование по завещанию. Наследование по закону. Приобретение наследства, отказ от него, охрана наследства, свидетельство о праве на наследство. | ||
Практическое занятие: 1. Защита гражданских прав; Сделки. Представительство. Исковая давность; 2. Право собственности и другие вещные права; Защита права собственности; Обязательства; Наследственное право; | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) | 1-3 | ||
Тема 5 Основы семейного права | Содержание учебного материала: Семейное право: понятие, источники, принципы. Правовое регулирование брака. Личные и имущественные отношения супругов. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственность по семейному праву. | ||
Практическое занятие: 1. 1. Правовое регулирование брака; 2. Права и обязанности родителей и детей; 3. 2. Личные и имущественные отношения супругов; 4. Алиментные обязательства; 5. Ответственность по семейному праву; 6. Институт лишения родительских прав | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) Темы докладов: 1. Понятие приемной семьи. 2. Правовые последствия усыновления(удочерения) 3. Усыновление(удочерение) иностранными гражданами | 1-3 | ||
Тема 6 Основы трудового права | Содержание учебного материала: Понятие трудового права. Коллективный договор и соглашения. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Коллективные и индивидуальные трудовые споры. | ||
Практическое занятие: Трудовой договор; Коллективный договор; Рабочее время и время отдыха; Заработная плата; Трудовая дисциплина; Дисциплинарная и материальная ответственность; Трудовые споры и порядок их разрешения | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) | 1-3 | ||
Тема 7 Основы уголовного права | Содержание учебного материала: Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права. Понятие и характеристика уголовного закона. Уголовная ответственность и преступление. Ответственность несовершеннолетних. Наказание: понятие и цели. Система и виды уголовных наказаний. | ||
Практическое занятие:
| 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) | 1-3 | ||
Тема 8 Основы экологического и земельного права | Содержание учебного материала: Экологическое право: понятие и система. Источники экологического права. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Механизм управления охраной окружающей среды. Характеристика земельного законодательства. | ||
Практическое занятие 1. Экологический кризис; Источники экологического права; Экологические права человека; Юридическая ответственность за экологические правонарушения; Механизм управления окружающей среды; Характеристика земельного законодательства | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: Составление конспекта по перечню вопросов (см. вопросы к практическому занятию) Темы докладов: 1. Экологическая функция российского государства 2. Экологическая экспертиза 3. Гражданско-правовой аспект ответственности за порчу земли | 1-3 |