Организация эколого-туристской деятельности на охраняемых природных территориях
Рациональное устойчивое природопользование - одно из важнейших условий организации и проведения эколого-туристской деятельности на охраняемых природных территориях. Сохранению природы качественного состояния естественных экосистем.
Стадии рекреационной деградации лесных территорий изучены и подробно описаны в научной литературе.
Первая стадия характеризуется ненарушенной, пружинящей под ногами подстилкой, полным набором характерных для данного типа леса травянистых растений, многочисленным разновозрастным подростом.
Вторая стадия- появляются тропинки, общая площадь которых не занимает более 5% территории, под полог леса начинают проникать опушечные виды растений.
Третья стадия - нарушенные участки занимают до 10-15% территории. Отмечается изреживание полога (кроновой части леса), которое приводит к увеличению освещенности и появлению в лесу луговых и даже сорных растений.
Четвертая стадия - лесная экосистема представляет собой чередование куртин (отдельно стоящих групп) подроста и подлеска, ограниченных полянами и тропинками. «Выбитые» участки занимают на этой стадии более 15-20% территории.
Пятая стадия - «выбитая» площадь увеличивается до 60-100% территории. Все сохранившиеся на территории взрослые деревья механические повреждения, у значительной их части корни обнажены и выступают на поверхность.
Негативные последствия рекреации в ряде охраняемых природных территорий мира привели к необходимости разработать систему мер по ее упорядочению.
Организация эколого-туристской деятельности. В 1992 г. Всемирная туристская организация совместно с ЮНЕП начали подготовку и выпуск публикаций по теме: «Туризм и окружающая среда». Первой публикацией этой серии были методические рекомендации на тему: «Развитие национальных парков и охраняемых природных территорий в туристских целях»1. Основная идея публикации сводилась к тому, что деятельность в национальном парке, связанная с туризмом, может служить инструментом самофинансирования и, следовательно, инструментом охраны природы. Это, однако, возможно лишь в том случае, если правильно будут выбраны вид и уровень развития туризма, если будет налажено управление этой деятельностью и, особенно, если будет соблюдаться «пропускная способность» соответствующейтерритории.
Пропускная способность национальных парков в большой степени определяется рядом природных и социальных факторов. В их числе:
• общий размер территории и площадь, пригодная для туристских посещений;
• хрупкость природных экосистем;
• численность, разнообразие и распространение на территории диких животных с учетом сезонного фактора;
• топография и растительное покрытие (холмистая и поросшая кустарником местность смягчает присутствие посетителей);
• чувствительность некоторых видов животных к присутствию людей (при апробации проекта по наблюдению за гориллами в Уганде был установлен максимальный предел - 4 наблюдателя на стаю горилл в день).
Увеличению пропускной способности парка может способствовать специальное планирование в нем троп с целью более широкого распределения туристов по территории.
План развития туристской деятельности, согласно рекомендации ВТО, ЮНЕП-IE/PAC включает:
1Технический доклад ВТО, ЮНЕП-IE/PAC. - 1992. - № 13.
Планирование управления
1. Сбор и анализ информации о местных ресурсах, социально-экономических факторах, о посетителях парка. Статистические данные должны включать следующие направления:
• учет посетителей и данные об используемых видах транспорта;
• предпочитаемые виды занятий (наблюдение за животными, пешие прогулки, просвещение, организация пикников, рыбная ловля и т.д.);
• периоды использования территории (с целью предотвращения ее рекреационной перегрузки);
• учет стран, из которых прибывают туристы (с целью соответствующей языковой подготовки персонала);
• продолжительность пребывания посетителей;
• уровень удовлетворенности посетителей и предложения поулучшению деятельности парка.
2. Определение противоречий в использовании ресурсов. Необходимо заранеерассмотреть возможность возникновения противоречий при использовании ресурсов для туризма и для жизнеобеспечения местного населения. Дирекция парка должна создать механизмы для гармонизации использования ресурсов и при любой возможности объединять развитие туризма с местной культурой.
3. Определение целей. Цели должны быть четко сформулированы, обсуждены широким кругом заинтересованных сторон для избежания субъективных решений. При этом необходимо рассмотреть:
• получателей выгод, среди которых - местное население, иностранные инвесторы, туристические агентства и т.д. Тип развития туризма и территории в целом будет значительно различаться в зависимости от предполагаемых получателей выгод, которые, в свою очередь, будут зависеть от туристского ресурса;
· зависимость - в какой степени данный регион должен стать зависимым от туризма, учитывая тот факт, что приток туристов не гарантирован и зависим от широкого диапазона факторов? Какая роль будет отводиться участию местного населения в туризме: население должно быть в максимальной степени задействовано в туризме, или туризм должен стать подспорьем в бюджете местных жителей, или местное население должно быть в минимальной степени задействовано в туристском процессе? Последний вариант рассматривается в том случае, когда общение с туристами может нанести значительный ущерб местной культуре (ситуация, характерная для некоторых охраняемых природных территорий Амазонии);
• масштаб. В план развития необходимо внести формулировку относительно уровня, которым должен быть ограничен дальнейший рост туризма, и путей достижения этого положения.
4.Включение туризма в региональный контекст. Все национальные парки должны быть включены в общий план землепользования в данном регионе. В то же время планы развития туристской инфраструктуры в каком-либо парке должны согласовываться с планами землепользования как на местном, так и на региональном уровнях. Там, где планируется расширение туристского сектора, необходимо предусмотреть соразмерное наращивание общественных служб, для чего требуется сотрудничество между широким кругомразного рода учреждений.
5.Подготовка плана управления туристской деятельностью должна вписываться в общую стратегию деятельности национального парка. В плане управления необходимо изложить стандарты застройки с учетом стиля и расположения сооружений, обработки сточных вод и уборки мусора, сохранения открытых мест и т.д. План управления в обязательном порядке должен включать меры, направленные на разрешение ресурсных противоречий между туризмом и местным сообществом.
6.Рекомендуемый порядок строительства. Основное правило, которое необходимо соблюдать при строительстве туристских объектов на ОПТ - это применение методов строительства и строительных материалов, минимально воздействующих на окружающую среду. При строительстве туристских объектов дирекция парка должна предусмотреть основные источники загрязнения территории, объем которых будет увеличиваться с ростом туристского потока: канализационные отходы, твердые бытовые отходы, пестициды, шумовое загрязнение и т.д.
Постоянное наблюдение за ходом развития туризма в национальном парке. Каждый элемент туристской инфраструктуры в национальном парке должен иметь стройную систему наблюдения за такими основными параметрами, как: воздействие на естественную среду; разрешение противоречий, связанных с ресурсами; выполнение генерального плана; региональное сотрудничество; водоснабжение; качество строительства и т.д. Для наблюдения за каждым из параметров дирекция национального парка должна разработать план и график конкретных действий, подготовки и подачи отчетов.
Зонирование территории
Согласно международным нормам зонирование - это инструмент, упрощающий управление ресурсами территории. Зоны, предлагаемые для каждой охраняемой природной территории, должны соответствовать тем целям, ради которых эта территория создается. В ОПТ выделяются:
• зоны строгой охраны «убежища», куда посетители не допускаются;
• зоны дикой природы, куда допускаются только пешие посетители;
• зоны туризма, где приветствуется посещение туристами на различных допустимых видах транспорта;
• явление редкое.