Координирующие органы и их задачи

Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное под­разделение (отдел, сектор). Руководитель указанного подразделения явля­ется секретарем комиссии по должности и на него возлагается планирова­ние, организация и контроль за выполнением принятых комиссией реше­ний, техническое обеспечение работы комиссии, координации деятельнос­ти комиссий по ЧС нижестоящего уровня.

Основными задачами КЧС территориальных подсистем и их звеньев являются:

- координация деятельности КЧС районов (городов), организаций (объектов);

- разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обес­печению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС и контроль за выполнением этих мероприятий;

- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств террито­риальной подсистемы к действиям в ЧС, контроль состояния готовности пунктов управления;

- участие в разработке нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;

- участие в разработке и осуществлении государственных экономичес­ких и социальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;

- организация создания резервов финансовых и материальных ресур­сов для ликвидации ЧС;

- организация взаимодействия КСЧ с воинскими и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация работ по ликвидации ЧС, привлечению сил и средств, трудоспособного населения к этим работам;

- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономи­ческого и экологического ущерба, нанесенного в результате ЧС;

- планирование и организация эвакуации населения, размещение эва­куированных и возвращение их после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;

- организация сбора и обмена информацией в области защиты насе­ления и территорий от ЧС;

- организация подготовки населения, должностных лиц органов управ­ления, сил и средств территориальных подсистем ГСЧС к действиям в ЧС.

Основными задачами КЧС отраслевых подсистем являются:

- координация деятельности КЧС подведомственных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС;

- руководство разработкой и осуществление организационных и других мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности работы по­тенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования производств и отраслей экономики в ЧС;

- участие в разработке и осуществлении республиканских целевых и на­учно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

- организация работ по созданию локальных систем контроля и опо­вещения на подведомственных потенциально опасных объектах;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств отрасле­вых подсистем ГСЧС к действиям при ЧС, координация и руководство рабо­тами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах, включая эвакуацию работников объектов;

Совет Министров
Комиссия по ЧС

Силы и средства МЧС

Министерство по ЧС

Резервы материальных ресурсов

Территориальные подсистемы

Информационно-управляю-ющая система (ИУС по ЧСиГО)

Исполкомы обла­стей и г. Минска
Областные и Минское городское управления по ЧС МЧС

Отраслевые подсистемы

ИУС ГО и ЧС
Комиссии по ЧС Г

Министерства, комитеты, объединения, учреждения

Силы и средства
Силы и средства
Силы и средства
Резервы материал. ресурсов

Комиссии по ЧС

Исполнительные органы власти районов (городов)
Городские(район­ные) отделы по ЧС управлений по ЧС МЧС

Резервы материальных ресурсов

ИУС ГО и ЧС
Комиссии поЧС

Отделы, секторы по ГО и ЧС

Силы и средства
Силы и средства
Резервы материал, оесуосов

ИУСГО и ЧС

Подведомственные объекты :

Руководители объектов
Отделы, сектора или работники по ГОиЧС

объекты, отнесенные к категориям по ГО; объекты, отнесенные к категории потенциально опасных;

Комиссии поЧС
Дежурно-диспетчерские службы
Силы и средства
Производственные резервы

объекты, размещенные в зоне опасного химического или ра­диоактивного заражения или возможного катастрофического затопления;

объекты с численностью более 300 человек

Рис. 3.1. Структура Государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

-обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ при ЧС в рамках своей компетенции;

- организация создания отраслевых резервов финансовых и матери­альных ресурсов для ликвидации ЧС;

—организация и обеспечение проведения работ по оценке экономическо­го и экологического ущербов, нанесенного отрасли в результате ЧС;

- участие в осуществлении мероприятий по социальной защите насе­ления, пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;

- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности про­изводства, технологических процессов, а также правил защиты работников организаций от ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также организация работы по подготовке к аттестации и лицензированию дея­тельности аварийно-восстановительных формирований.

Основными задачами КЧС организаций (объектов) являются:

- разработка и организация осуществления мероприятий по предуп­реждению ЧС, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных производств, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении ЧС;

- организация работы по созданию на потенциально опасных объек­тах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в готовности;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств органи­зации (объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуа­цией работников объекта;

- создание производственных резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- обеспечение подготовки руководящего состава, сил и средств, а так­же работников объекта к действиям в ЧС.

Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям Органами повседневного управления по ЧС являются (рис. 3.2):

- на республиканском уровне - МЧС, отделы (секторы) по ЧС республи­канских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- на территориальном уровне - областные и Минское городское управ­ления по ЧС МЧС;

- на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;

Резервы финансовых и материаль­ных ресурсов
g AAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAADwUAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAAc BgAAAAA= " filled="f" stroked="f">
резервы Местные резервы Производстве­нные резервы
Шта1ные аварийно-спасательные, аварии ио-восстановительиые подразделения и формирования республиканских органов госуправл иия, объединений (учреждений, подчиненных П ьс1 )

Правительство Республики Беларусь

Координирующие органы:

на республиканском уровне: правительственная КЧС; МЧС; КЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

на территориальном уровне: КЧС исполнительных органов власти областей и г. Минска;

иа честном уровне: КЧС исполнительных органов власти района (города); на объектовом уровне: КЧС организаций (объектов).

I

Органы повседневного управления: на республиканском уровне: МЧС, в отраслевых подсистемах - отделы (секторы) по ЧС республиканских органов управления, подчиненных Правительству; иа территориальном уровне: областные и Минское городское управления МЧС; на местном уровне: городские (районные) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;

Автоматизирован­ная информационно управляющая система
Силы и средства ликвидации ЧС

на объектовом уровне: отдел, сектор или работник по ГО и ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов

Гос ко м ги дром ет
Гос. резерв
Органы н подразделе­ния но ЧС МЧС
Минприроды
Отраслевые
Н евоен из нроваин ые формирования ГО Учреждения и подраз­деления экстрен ион медицинской номоши Минздрава
Пр а юм надзор Государственная лесная охрана Минлесхоза Учреждения вете­ринарной службы

Ресн шканекий цен 1р управления и реагирования иа ЧС ирн МЧС

Ценфы оперативного управления областных и Минского городско­го управлений МЧС

и защиты расте­ний Минсельхоз­прода
Профильные ИНН, осуш 1В ляющпе надзор за состоянием окружающей среды

Центры оперативною управления и реаги­рования иа ЧС район­ных и городских отде­лов но ЧС

Д ежу рпо-лиспе гчер-ские службы органи­заций "

Сеть наблюдения и лабораторного кои I роля

Учреждения ветеринарной службы н станции зашиты растений Минсельхозпрода

Территориальные н о ъекповые аварийно спасательные формирования

Специализированные формирования потенциально опасных объектов

Рис.3.2. Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС

- на объектовом уровне — структурные подразделения организации (объекта)-отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопро­сами ГО и ЧС.

В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.

Силы и средства ГСЧС

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:

-органов и подразделений МЧС;

-территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО; -организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Мини­стерства здравоохранения;

- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных под­разделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;

- учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Мини­стерства сельского хозяйства и продовольствия;

- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формиро­ваний;

- специализированных подразделений, создаваемых на базе объеди­нений, организаций строительного комплекса.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, ава­рийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения дру­гих республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами ава­рийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештат­ные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для лик­видации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не ме­нее трех суток.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установ­ленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в не­которых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное вре­мя эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, ког­да сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного поло­жения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного време­ни. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначе­ние, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуще­ством. В невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением бере­менных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирова­ний не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих фор­мирований к проведению спасательных и других работ производится по спе­циальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальству­ющий состав - и в учебных центрах (курсах ГО).

Организационно формирования состоят из отрядов (220-375 чело­век, отряды - из команд (90-120 человек), команды - из групп (14-60 чело­век), группы - из звеньев (4-8 человек). Могут также быть отдельные коман­ды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть измене­ния, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.

Невоенизированные формирования классифицируют:

- по назначению — на формирования общего назначения и формиро­вания служб;

- по подчиненности - на территориальные и объектовые;

- по степени готовности - на обычной готовности (на сбор форми­рования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирова­ния отводится 6 часов).

Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в со­став Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Госу­дарственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безо­пасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здраво­охранения. Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерсгва сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуще­ствляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами этих сил являются:

- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенци­ально опасных объектов;

—представление необходимых данных в органы повседневного управле­ния ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием сти­хийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической об­становкой;

- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожар­ной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и рекон­струкции объектов;

- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных про­изводств;

- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;

- прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;

- прогнозирование появления и развития эпизоотии и эпифитотий.

Наши рекомендации