Координирующие органы и их задачи
Координирующими органами ГСЧС являются комиссии по ЧС (КЧС) на всех уровнях. Рабочим органом комиссий по ЧС является структурное подразделение (отдел, сектор). Руководитель указанного подразделения является секретарем комиссии по должности и на него возлагается планирование, организация и контроль за выполнением принятых комиссией решений, техническое обеспечение работы комиссии, координации деятельности комиссий по ЧС нижестоящего уровня.
Основными задачами КЧС территориальных подсистем и их звеньев являются:
- координация деятельности КЧС районов (городов), организаций (объектов);
- разработка мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях ЧС и контроль за выполнением этих мероприятий;
- организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования ЧС;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальной подсистемы к действиям в ЧС, контроль состояния готовности пунктов управления;
- участие в разработке нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в разработке и осуществлении государственных экономических и социальных программ по предупреждению и ликвидации ЧС;
- организация создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- организация взаимодействия КСЧ с воинскими и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
- координация работ по ликвидации ЧС, привлечению сил и средств, трудоспособного населения к этим работам;
- организация и обеспечение проведения работ по оценке экономического и экологического ущерба, нанесенного в результате ЧС;
- планирование и организация эвакуации населения, размещение эвакуированных и возвращение их после ликвидации ЧС в места постоянного проживания;
- организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организация подготовки населения, должностных лиц органов управления, сил и средств территориальных подсистем ГСЧС к действиям в ЧС.
Основными задачами КЧС отраслевых подсистем являются:
- координация деятельности КЧС подведомственных организаций по предупреждению и ликвидации ЧС;
- руководство разработкой и осуществление организационных и других мероприятий по предотвращению ЧС, повышению надежности работы потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования производств и отраслей экономики в ЧС;
- участие в разработке и осуществлении республиканских целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на подведомственных потенциально опасных объектах;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств отраслевых подсистем ГСЧС к действиям при ЧС, координация и руководство работами по ликвидации ЧС на подведомственных объектах, включая эвакуацию работников объектов;
Совет Министров |
Комиссия по ЧС |
Силы и средства МЧС |
Министерство по ЧС |
Резервы материальных ресурсов
Территориальные подсистемы |
Информационно-управляю-ющая система (ИУС по ЧСиГО)
Исполкомы областей и г. Минска |
Областные и Минское городское управления по ЧС МЧС |
Отраслевые подсистемы
ИУС ГО и ЧС |
Комиссии по ЧС Г |
Министерства, комитеты, объединения, учреждения
Силы и средства |
Силы и средства |
Силы и средства |
Резервы материал. ресурсов |
Комиссии по ЧС
Исполнительные органы власти районов (городов) |
Городские(районные) отделы по ЧС управлений по ЧС МЧС |
Резервы материальных ресурсов
ИУС ГО и ЧС |
Комиссии поЧС |
Отделы, секторы по ГО и ЧС
Силы и средства |
Силы и средства |
Резервы материал, оесуосов |
ИУСГО и ЧС
Подведомственные объекты :
Руководители объектов |
Отделы, сектора или работники по ГОиЧС |
объекты, отнесенные к категориям по ГО; объекты, отнесенные к категории потенциально опасных;
Комиссии поЧС |
Дежурно-диспетчерские службы |
Силы и средства |
Производственные резервы |
объекты, размещенные в зоне опасного химического или радиоактивного заражения или возможного катастрофического затопления;
объекты с численностью более 300 человек
Рис. 3.1. Структура Государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
-обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС в рамках своей компетенции;
- организация создания отраслевых резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
—организация и обеспечение проведения работ по оценке экономического и экологического ущербов, нанесенного отрасли в результате ЧС;
- участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, а также по реализации прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС;
- участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, а также правил защиты работников организаций от ЧС;
- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также организация работы по подготовке к аттестации и лицензированию деятельности аварийно-восстановительных формирований.
Основными задачами КЧС организаций (объектов) являются:
- разработка и организация осуществления мероприятий по предупреждению ЧС, повышению устойчивости функционирования потенциально опасных производств, а также по обеспечению их стабильной работы при возникновении ЧС;
- организация работы по созданию на потенциально опасных объектах локальных систем раннего обнаружения и оповещения, поддержание их в готовности;
- обеспечение готовности органов управления, сил и средств организации (объекта) к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией работников объекта;
- создание производственных резервов, финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- обеспечение подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работников объекта к действиям в ЧС.
Органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям Органами повседневного управления по ЧС являются (рис. 3.2):
- на республиканском уровне - МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- на территориальном уровне - областные и Минское городское управления по ЧС МЧС;
- на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управления МЧС;
Резервы финансовых и материальных ресурсов |
резервы Местные резервы Производственные резервы |
Шта1ные аварийно-спасательные, аварии ио-восстановительиые подразделения и формирования республиканских органов госуправл иия, объединений (учреждений, подчиненных П ьс1 ) |
Правительство Республики Беларусь
Координирующие органы:
на республиканском уровне: правительственная КЧС; МЧС; КЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
на территориальном уровне: КЧС исполнительных органов власти областей и г. Минска;
иа честном уровне: КЧС исполнительных органов власти района (города); на объектовом уровне: КЧС организаций (объектов).
I
Органы повседневного управления: на республиканском уровне: МЧС, в отраслевых подсистемах - отделы (секторы) по ЧС республиканских органов управления, подчиненных Правительству; иа территориальном уровне: областные и Минское городское управления МЧС; на местном уровне: городские (районные) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;
Автоматизированная информационно управляющая система |
Силы и средства ликвидации ЧС |
на объектовом уровне: отдел, сектор или работник по ГО и ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов
Гос ко м ги дром ет |
Гос. резерв |
Органы н подразделения но ЧС МЧС |
Минприроды |
Отраслевые |
Н евоен из нроваин ые формирования ГО Учреждения и подразделения экстрен ион медицинской номоши Минздрава |
Пр а юм надзор Государственная лесная охрана Минлесхоза Учреждения ветеринарной службы |
Ресн шканекий цен 1р управления и реагирования иа ЧС ирн МЧС
Ценфы оперативного управления областных и Минского городского управлений МЧС
и защиты растений Минсельхозпрода |
Профильные ИНН, осуш 1В ляющпе надзор за состоянием окружающей среды |
Центры оперативною управления и реагирования иа ЧС районных и городских отделов но ЧС
Д ежу рпо-лиспе гчер-ские службы организаций "
Сеть наблюдения и лабораторного кои I роля |
Учреждения ветеринарной службы н станции зашиты растений Минсельхозпрода
Территориальные н о ъекповые аварийно спасательные формирования
Специализированные формирования потенциально опасных объектов
Рис.3.2. Организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС
- на объектовом уровне — структурные подразделения организации (объекта)-отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ГО и ЧС.
В целях устойчивого управления системой ГСЧС вышеперечисленные органы оснащаются средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой.
Силы и средства ГСЧС
Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:
-органов и подразделений МЧС;
-территориальных и объектовых невоенизированных формирований ГО; -организаций и подразделений экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения;
- штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;
- территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;
- специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.
Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС. Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС.
Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации ЧС. Эти формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.
Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.
Невоенизированные формирования ГО создаются на предприятиях, в некоторых организациях и учреждениях по решению Правительства. В мирное время эти формирования привлекаются для ликвидации ЧС только в случаях, когда сил быстрого реагирования недостаточно. С объявлением военного положения они становятся основными силами для ликвидации ЧС военного времени. Невоенизированные формирования имеют различную структуру, назначение, состав, могут быть оснащены различной техникой, приборами и имуществом. В невоенизированные формирования могут быть зачислены: мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины - от 16 до 55 лет, за исключением беременных и имеющих детей до 8 лет. В состав невоенизированных формирований не включаются инвалиды первой и второй группы. Подготовка этих формирований к проведению спасательных и других работ производится по специальным программам непосредственно на объектах, а командно-начальствующий состав - и в учебных центрах (курсах ГО).
Организационно формирования состоят из отрядов (220-375 человек, отряды - из команд (90-120 человек), команды - из групп (14-60 человек), группы - из звеньев (4-8 человек). Могут также быть отдельные команды и группы. В связи с совершенствованием системы ГО могут быть изменения, как в структуре, так и в составе невоенизированных формирований.
Невоенизированные формирования классифицируют:
- по назначению — на формирования общего назначения и формирования служб;
- по подчиненности - на территориальные и объектовые;
- по степени готовности - на обычной готовности (на сбор формирования отводится 24 часа) и повышенной готовности (на сбор формирования отводится 6 часов).
Силы и средства наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения. Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерсгва сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.
Задачами этих сил являются:
- сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;
—представление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;
- прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;
- контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;
- проведение экологической экспертизы текущих и перспективных производств;
- контроль за использованием природных ресурсов и эксплуатацией природных объектов;
- прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф;
- прогнозирование появления и развития эпизоотии и эпифитотий.