Мюiщународного морского права 4 страница

В Принципе IУ указано, что все государства на основе взаимно­ сти предоставляют внутриконтинентальным государствам право свободного и неограниченного транзита через свою территорию. При этом транзитные товары не должны облагаться таможенными пошлинами и специальными налогами и сборами, превышающи­ ми налоги и сборы, взимаемые с транспортных средств страны транзита.

Согласно ст. 2 Конвенции 1965 г. транзитному движению и транспортным средствам обеспечивается свобода транзита. Каж­ дое договаривающееся государство в соответствии со своими зако­ нами , правилами и постановлениями выдает разрешение на сле­ дование через свою территорию или доступ на такую территорию лицам, передвижение которых необходимо для транзитного дви­ жения.

Конвенция вступила в силу 9 июня 1967 г.

Следующим важным шагом на пути подтверждения права внут­ риконтинентальных государств на доступ к морю и права пользо­ вания свободой открытого моря стало принятие Конвенции ООН по морскому праву в 1982 г. По этой Конвенции государствам, не имеющим выхода к морю, предоставляется право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, относящихся не только к свободе открытого моря, но и к общему наследию человечества,

42 Глава 1. Понятие, источники международного морского права

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

т. е. к использованию Района и его ресурсов. В Конвенции подчер­ кивается, что деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения госу­ дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В Со­ вете -одном из главных органов Международного органа по мор­ скому дну -должны быть представлены в обязательном порядке развивающиеся внутриконтинентальные государства. В Конвен­ ции четко сформулировано положение о том, что государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами (п. l ст. 125). Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются посредством двусторонних, субрегиональных и региональных соглашений.

Конвенция 1982 г. предоставляет также внутриконтиненталь­ ным государствам доступ к остатку допустимого улова живых ре­ сурсов в своих исключительных экономических зонах, специально учитывая их интересы. Так, в ст. 69 указано, что эти государства имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатаци и части ресурсов в исключительных экономических зонах прибреж­ ных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоя­ тельств всех заинтересованных государств. Условия и порядок та­ кого участия устанавливаются заинтересованными государствами посредством двусторонних, субрегиональных или реrиональн_ых соглашений.

Все положения рассмотренных конвенций направлены на то, чтобы внутриконтинентальные государства ощущали себя полно­ правными субъектами международного морского права.

Не являются государствами и не обладают международной пра­ восубъектностью субъекты существующих в мире федеративных государств. Как показывает мировой опыт, некоторые независи­ мые государства, объединившись в федерацию, т. е. создав единое государство, единый субъект международного права (например, многочисленные немецкие государства, объединившиеся в по­ следней трети XIX в. сначала в Имперский союз, а затем в Герман­ скую империю), утратили фактически статус государств со всеми вытекаюшими отсюда последствиями. Не обладают признаками государства и нынешние субъекты ФРГ -земли.

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru § 4. Субъекты международного морского права 43

Иную позицию по этому вопросу занимали некоторые субъек­ ты Российской Федерации, особенно республию1в ее составе. Они не учитывают исторических традиций развития Российского госу­ дарства, которое было унитарным и централизованным по форме государственного устройства в течение всего тысячелетнего разви­ тия вплоть до 1917-1918 гг., когда в едином унитарном Россий­ ском государстве были созданы республики, названные государст­ вами. Образование в одном государстве других государств и уста­ новление федеративной формы государственного устройства послужили в дальнейшем причиной сепаратистских движений в некоторых республиках, грозивших разрушить единое государст­ во, создав на его месте многочисленные мелкие государства. Такая тенденция была сочувственно воспринята многими кругами Запа­ да, видевшими в великой и могучей России нежелательного сопер­ ника, а в отдельные периоды истории - и врага.

Некоторые субъекты Российской Федерации, в частности рес­ публики в ее составе, вопреки мировому опыту существования фе­ деративных государств и Конституции РФ 1993 г. неправомерно претендовали на статус субъектов международного права, в том числе международного морского права. Однако фактически они не обладают государственным суверенитетом, двумя важнейшими элементами которого являются территориальное верховенство и независимость в международных делах, т. е. международная право­ субъектность. В Конституции РФ 1993 г. четко указано, что сувере­ нитет Российской Федерации распространяется на всю ее террито­ рию (ч. l ст. 4). В п. <<К>> ст. 71 установлено, что в ведении Россий­ ской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и вопросы войны и мира. Таким образом, в Конституции закреплены государственный суверенитет и между­ народная правосубъектность только России. Несмотря на это, в конституциях некоторых республик в составе Российской Федера­ ции допускались такие нарушения федеральной Конституции, как: объявление республики суверенным государством, в част­ ности не входяшим на правах субъекта в Российскую Федерацию, а лишь ассоциированным с ней на основании двусторонних согла­ шений; объявление государственного суверенитета неотъемлемым качественным состоянием республики; провозглашение права республики самостоятельно определять свой государственно-пра-

44 Глава 1. Понятие, источники межпународноrо морского права

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

вовой статус; провозглашение права республики вступать в отно­ шения с другими государствами, заключать с ними международ­ ные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; установление права на участие в работе межправительственных организаций.

Большую работу по приведению в соответствие конституций некоторых республик в составе Российской Федерации с феде­ ральной Конституuией провел Конституuионный Суд РФ, кото­ рый в своем определении от 27 июня 2000 r. № 92-0, выявив на­ личие в Конституuии Татарстана указанных отступлений от феде­ ральной Конституuии, установил, что, поскольку названные положения придают республике статус субъекта международного права в качестве суверенного государства и непосредственно ос­ нованы на положении о суверенитете республики, из него вытека­ ют и его конкретизируют, они утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции РФ. Подобные определе­ ния были вынесены и в отношении других республик в составе Российской Федерации. Несмотря на то что ряд республик учли в своих конституциях значительное число замечаний, указанных в определениях Конституuионного Суда РФ, некоторые положе­ ния, противоречащие федеральной Конституuии, были оставлены ими без изменений.

Важный вклад в уточнение правового статуса республик в соста­ ве Российской Федерации как субъектов Федерации, не обладаю­ щих государственным суверенитетом и международной правосубъ­ ектностью, внес принятый 4 января 1999 r. Федеральный закон

№ 4-ФЗ <<0 координации международных и внешнеэкономиче­ ских связей субъектов Российской Федерации».

В некоторых случаях республики в составе Российской Федера­ ции неправомерно претендовали и на международную морскую

правосубъектность. Россия, подписывая и ратифиuируя Конвен­ цию ООН по морскому праву 1982 r., обязалась привести внутри­ государственные акты о режиме своего территориального моря, прилежащей зоны , континентального шельфа и исключительной экономической зоны в соответствие с Конвенцией. Право России как субъекта международного права принять такие правовые акты соответствует положению федеральной Конституции о том, что в ведении Российской Федерации находятся определение статуса и

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru § 4. Субъекты международного морского права 45

защита государственной границы, территориального моря, воз­ душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России (п. «н» ст. 71). Согласно ч. l ст. 67 Конституции Российской Федерации в состав ее территории включаются кроме сухопутных пространств, занимаемых ее субъ­ ектами, внутренние морские воды, территориальное море и воз­ душное пространство над ними. Только Россия как субъект между­ народного права обладает суверенитетом над своей сухопутной территорией, внутренними морскими водами и воздушным про­ странством над ними, являющимися федеральной территорией, а также суверенными правами и юрисдикцией в определенных об­ ластях на своем едином континентальном шельфе и в своей еди­ ной исключительной экономической зоне.

Однако вопреки федеральной Конституции и Конвенции 1982 г. в некоторых республиканских конституциях было, в част­ ности, закреплено, что воздушное пространство над территория­ ми республик, континентальный шельф являются собственностью и неотъемлемым достоянием этих республик. На самом же деле воздушное пространство над территорией субъекта Российской Федерации имеет федеральный статус, а континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона, представляет собой пространство, в отношении которого Российская Федерация об­ ладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в по­ рядке, определяемом федеральными законами и нормами между­ народного права. Недопонимание вопросов о статусе субъекта РФ, а также правовом статусе континентального шельфа и исклю­ чительной экономической зоны привело к тому, что Совет Феде­ рации при рассмотрении проекта федерального закона об исклю­ чительной экономической зоне в своем постановлении от 13 но­ ября 1996 г. отклонил его, сославшись на то, что 21 прибрежный субъект РФ в ущерб самой Федерации и 68 неприбрежным субъек­ там претендовал на владение, пользование и распоряжение при­ родными ресурсами этого морского пространства. В заключении соответствующего Комитета Государственной Думы на этот зако­ нопроект отмечалось, что согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ статус исключительной экономической зоны включает определе­ ние ее понятия и границ: установление объема суверенных прав и юрисдикции России как единого субъекта международного права в отношении природных ресурсов исключительной экономиче-

46 Глава I. Понятие, источники международного морского права

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

ской зоны. В результате после учета некоторых замечаний согла­ сительной комиссии Государственная Дума приняла 17 декабря 1998 r. Федеральный закон No 191-ФЗ «Об исключительной эко­ номической зоне Российской Федерацию>, в основном соответ­ ствующий Конвенции 1982 г. и Конституции РФ 1993 r.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1998 r. No 155-ФЗ

<<0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежа­ щей зоне Российской Федерации» правовой режим морских, торго­ вых и рыбных портов, атакже специализированных портов Россий­ ской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории РФ, независимо от форм собственности и ведомствен­ ной принадлежности.

Производными, или вторичными, субъектами международного морского права являются межправительственные международные морские организации, созданные государствами - основными субъектами международного права. Если государства обладают универсальной международной правосубъектностью, вытекающей из их суверенитета, то межправительственные международные ор­ ганизации обладают лишь договорной, или уставной, международ­ ной правосубъектностью. Они вправе заключать международные договоры с государствами или с другими международными орга­ низациями, которые вытекают из положений их учредительных договоров, уставов, статутов. Ярким примером является Междуна­ родная морская организация (ИМО).

Международные неправительственные организации создаются не государствами и не обладают международной правосубъектно­ стью. Например, членами Международного морского комитета (ММК) являются национальные (или многонациональные) ассо­ циации морского права. Некоторые из таких неправительственных организаций сотрудничают с межправительственными междуна­ родными организациями и даже имеют консультативный статус в Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД), во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)'.

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

' Подробнее см. в rл. Х учебного пособия.

Глава II

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ PEЖИl\tl МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ

§ 1. Внутренние морс·кие воды

Понятие внутренних морских вод. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, ко­ торая является национальным достоянием народа, включает в себя сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними и ко­ торая полностью находится под суверенитетом государства.

Режим морских пространств, входящих в состав территории го­ сударства, определяется в значительной степени не только нацио­ нальным, но и международным правом. Поэтому вполне обосно­ ванным является понятие международно-правового режима внут­ ренних морских вод в тех случаях, когда государство открывает их для доступа иностранных судов, так как в них одновременно дей­ ствуют нормы международного и нормы национального права.

Согласно ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 r. во­ ды, расположенные в сторону берега от исходной линии террито­ риального моря, составляют часть внутренних вод государства. По Конвенции к внутренним водам относятся воды заливов, ширина вхщщ в которые не превышает 24 мили, а таюке воды так называе­ мых исторических заливов, даже если ширина входа в залив пре­ вышает указанный лимит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона <<0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исход­ ных линий, от которых отмеряется ширина территориального мо­ ря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Таким образом:, названный Фе­ деральный закон полностью соответствует Конвенции и включает во внутренние морские воды:

а) воды портов Российской Федерации. В связи с различным режимом территориального моря и внутренних морских вод очень важно четко определить их границы, особенно разграничить тер-

48 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

риториальное море и воды морских портов. Согласно ст. 11 Кон­ венции для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рас­ сматриваются как часть берега. Пункт 2 ст. 1 названного Федераль­ ного закона воспроизводит это положение (прибрежные установ­ ки и искусственные острова не считаются частью портовых соору­ жений);

б) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью при­ надлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны мо­ ря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

в) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически при­ надлежат Российской Федерации и перечень которых устанавли­ вается Правительсцюм РФ и публикуется в «Извещениях море­ плавателям>>. Например, залив Петра Великого, отнесенный к ис­ торически принадлежащим России заливам, имеет ширину входа более 100 миль. Кстати, историческими объявлены заливы Бри­ стольский (Великобритания), Гудзонов (Канада), Делавэр (США) и некоторые другие.

Прибрежное государство обычно резервирует за своими граж­ данами или юридическими лицами осуществление определенного рода деятельности во внутренних морских водах. Например, во многих государствах иностран_ным судам запрещается осуществ­ лять перевозку груза в каботаже (согласно ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) перевозки и буксировка в сообще­ нии между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным фла­ гом РФ), лоцманскую проводку, операции по спасанию имущест­ ва, рыбную ловлю и промысел морских животных. Так, согласно ст. 16 Федерального закона <<0 внутренних морских водах, терри­ ториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации>> по­ исково-спасательные и судоподъемные операции во внутрен­ них морских водах осуществляются спасательными судами и сред­ ствами Российской Федерации. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварий-

§ 1 . Внугренние морские волы 49

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

ных судов, подъема затонувшего имущества производятся в соот­ ветствии с законодательством Российской Федерации и междуна­ родными договорами Российской Федерации.

Правовой режи.111 морских портов. В основном правовой режим портов регулируется нормами национального законодательства. Однако развитие экономических связей и необходимость создания максимально благоприятных условий для торгового мореплавания заставляют прибрежные государства осуществлять свой суверени­ тет в портах с учетом сложившейся мировой практики, которая на­ правлена на облегчение процедуры захода и пребывания ино­ странных торговых судов в портах.

Прибрежные государства обычно открывают для захода ино­ странных торговых судов некоторые морские порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открытыми, относится исключи­ тельно к компетенции прибрежного государства. Согласно п. 2 ст. 5 названного Федерального закона морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основан ии решения Правительства РФ. Перечень морских портов, открытых ЩIЯ захо­ да иностранных судов, публикуется в <,Извещениях мореплавате­ лям». Кроме того, в дополнение к указанному перечню Правитель­ ство РФ разрешает заход иностранных грузовых судов на ограни­ ченный период в арктические порты и пункты. Учитывая особые интересы обороны страны, Правительство РФ может разрешить заход иностранных судов и в другие порты, которые не являются открытыми, однако условием захода такого иностранного судна может быть наличие в его экипаже только граждан Российской Федерации.

Обычно порты открываются для захода торговых судов, осуще­ ствляющих погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров. Законодательство некоторых стран о заходе судов в открытые порты требует соблюдения определенных дополнитель­ ных процедур для судов, когда их заход не связан с выполнением указанных выше операций (научно-исследовательские суда, суда с так называемыми особыми характеристиками и др.). Согласно ст. 255 Конвенции ООН по морскому праву государства стремятся принять разумные нормы, правила и процедуры для облегчения доступа в свои порты научно-исследовательским судам. Ссылки на суда с <<особыми характеристиками>> можно найти в Конвенции: к ним относятся суда с ядерными энергетическими установками, а также суда, перевозящие радиоактивные и другие опасные или

50 Глава 11. МеЖ.!lународно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

ядовитые вещества и материалы (см., например, ст. 23). При заходе во внутренние морские воды к этим судам могут быть предъявлены особые требования. С увеличением размеров морских судов опас­ ными для окружающей среды стали такие традиционные грузы, как нефть и некоторые химические материалы. Согласно Конвен­ ции МАРПОЛ-73/78 1 прибрежное государство может отказать иностранному судну в заходе в порты или удаленные от берега тер­

.миналы, если данное судно не отвечает требованиям, установлен­ ным этой Конвенцией. Судну может быть отказано в заходе в слу­ чаях, предусмотренных гл. Xl-2 Конвенции СОЛАС-742•

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исходит из безус­ ловного права государства устанавливать особые требования для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загряз­ нения морской среды в качестве условия для захода иностранных судов в его порты и внутренние морские воды. В России согласно ст. 41 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. No 170-ФЗ <<06 ис­ пользовании атомной энергии» порядок захода в порты Россий­ ской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установка­ ми и радиационными источниками определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами госу­ дарственного регулирования безопасности. В соответствии с этой статьей Правительство РФ распоряжением от 6 января 1997 г. No 14-р утвердило Перечень морских портов Российской Федера­ ции, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными ис­ точниками.

Действующее законодательство Российской Федерации уста­ навливает правила захода иностранных судов в морские порты:

а) для всех иностранных судов (кроме военных кораблей и дру­ гих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях);

б) военных кораблей и других государственных судов, эксплуа­ тируемых в некоммерческих целях;

в) всех судов, указанных в п. <<а>> и <<6>>, при вынужденном заходе. Согласно ст. 6 Федерального закона <<0 внутренних морских во­ дах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­ рации,> все иностранные суда независимо от их предназначения и

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

I См. гл. VH учебного пособия.

2 См. гл. У учебного пособия.

§ l. Внутренние морские воды 51

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. Это общее правило распространя­ ется на суда независимо от назначения, т. е. российское законода­ тельство не устанавливает специальных требований для захода ле­ доколов, буксиров, научно-исследовательских судов. Вместе с тем в п. 2 данной статьи предусматривается, что для иностранных су­ дов государств, в которых имеются специальные ограничения за­ хода в их морские порты аналогичных судов Российской Федера­ ции, Правительством РФ могут быть установлены ответные огра­ ничения.

Иностранные суда при заходе в морские порты России, во время пребывания в портах и при выходе из них обязаны соблю­ дать:

законодательство Российской Федерации, касающееся обеспе­ чения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследо­ ваний и др.;

пограничные, таможенные, налоговые, санитарные, иммигра­ ционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и дру­ гие правила, установленные законами и иными нормативными ак­ тами Российской Федерации;

правила, установленные для морских портов;

правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории РФ;

другие правила, установленные законодательством России, а также межп.ународные нормы и стандарты, установленные межп.у­ народными договорами Российской Федерации.

Специальные правила установлены для захода в морские порты России иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Они могут захо­ дить в морские порты по предварительному разрешению, запра­ шиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не преду­ смотрен международными договорами.

Следует отметить, что договорная практика государств знает примеры предварительного уведомления о заходе в морские порты

52 Глава 11. Межлународно-правовой режим морских пространств

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

даже для обычных торговых судов. Так, в соответствии с Соглаше­ нием между Правительством Российской Федерации и Правитель­ ством Соединенных Штатов Америки по морскому транспорту от 20 июня 2001 г. судам, плавающим под флагами обоих государств, разрешается заходить в открытые порты при условии уведомления за 24 часа, а в некоторые порты -за 72 часа до планируемого за­ хода.

Порядок захода в морские порты России, а также порядок их пребывания в морских портах регулируется Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государст­ венных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в терри­ ториальном море, во внутренних морских водах, на военно-мор­ ских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 r. № 1 102.

Если корабль или судно не соблюдают законодательство Рос­ сийской Федерации, касающееся нахождения в морских портах, и игнорируют любое обращенное к ним требование о соблюдени и этого законодательства, соответствующие должностные лица мо­ гут потребовать от них немедленно покинуть морской порт.

Положения о вынУж' деннО11.1заходе во внутренние морские воды и порты (ст. 9 Федерального закона <,0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ ции,>) сводятся к следующему.

Вынужденный заход иностранного судна, военного корабл я или другого государственного судна в морской порт России - за­ ход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоя­ тельств:

авария, стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающи й безопасности иностранного судна, корабля или другого государст­ венного судна;

ледоход или ледовые условия, угрожающие этим судам и кораб- лям;

буксировка поврежденного судна или корабля; доставка спасенных людей;

необходимость оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру;

другие чрезвычайные обстоятельства.

Российское законодательство находится в полном соответствии с международным обычаем о праве вынужденного захода в мор-

§ 1. Внугренние морские воды 53

мюiщународного морского права 4 страница - student2.ru

ские порты всех иностранных судов и кораблей, без какой бы то ни было дискриминации. Оценку причин временного захода и техни­ ческого состояния (при необходимости) иностранного судна (ко­ рабля) осуществляет должностное лицо федерального органа ис­ полнительной власти по безопасности самостоятельно или по со­ гласованию с должностным лицом морского порта, военно-мор­ ской базы или пункта базирования военных кораблей.

По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынуж­ денный заход, иностранное судно, военный корабль или другое го­ сударственное судно обязаны покинуть морской порт России.

В осуществлении права вынужденного захода может быть отка­ зано аварийным иностранным судам, иностранным военным ко­ раблям и другим государственным судам с ядерными двигателями или иностранным судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества и материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, при­ родным ресурсам и окружающей среде значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному иностранному судну, иностранному военному кораблю или другому государственному судну.

Резолюцией Ассамблеи И МО А.949(23), принятой 5 декабря 2005 г., утверждено Руководство по местам убежища для судов, нуждающихся в помощи. Целью данного Руководства является предоставление членам И МО, капитанам их судов, компаниям возможности действовать эффективно таким образом, чтобы в лю­ бой конкретной ситуации усилия капитана и судоходной КОl\Ша­ нии, а также усилия властей, представляющих государство, допол­ няли друг друга. В частности, была сделана попытка выработать общий подход в отношении оценки ситуации, когда судно нужда­ ется в помощи 1 •

Руководство не нацелено на решение вопросов в связи с прове­ дением операции по спасению людей, а также не затрагивает во­ прос о финансовой ответственности и компенсации ущерба, воз­ никшего из-за решения о допуске или отказе в месте убежища.

Режим пребывания иностранных судов в морском порту в отно­ шении объема льгот и преимуществ при входе, выходе, предостав­ лении причалов и т. д. определяется законодательством Россий-

Наши рекомендации