Мюiщународного морского права 4 страница
В Принципе IУ указано, что все государства на основе взаимно сти предоставляют внутриконтинентальным государствам право свободного и неограниченного транзита через свою территорию. При этом транзитные товары не должны облагаться таможенными пошлинами и специальными налогами и сборами, превышающи ми налоги и сборы, взимаемые с транспортных средств страны транзита.
Согласно ст. 2 Конвенции 1965 г. транзитному движению и транспортным средствам обеспечивается свобода транзита. Каж дое договаривающееся государство в соответствии со своими зако нами , правилами и постановлениями выдает разрешение на сле дование через свою территорию или доступ на такую территорию лицам, передвижение которых необходимо для транзитного дви жения.
Конвенция вступила в силу 9 июня 1967 г.
Следующим важным шагом на пути подтверждения права внут риконтинентальных государств на доступ к морю и права пользо вания свободой открытого моря стало принятие Конвенции ООН по морскому праву в 1982 г. По этой Конвенции государствам, не имеющим выхода к морю, предоставляется право на доступ к морю и от него в целях осуществления прав, относящихся не только к свободе открытого моря, но и к общему наследию человечества,
42 Глава 1. Понятие, источники международного морского права
т. е. к использованию Района и его ресурсов. В Конвенции подчер кивается, что деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества независимо от географического положения госу дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. В Со вете -одном из главных органов Международного органа по мор скому дну -должны быть представлены в обязательном порядке развивающиеся внутриконтинентальные государства. В Конвен ции четко сформулировано положение о том, что государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободой транзита через территории государств транзита всеми транспортными средствами (п. l ст. 125). Условия и порядок осуществления свободы транзита согласовываются посредством двусторонних, субрегиональных и региональных соглашений.
Конвенция 1982 г. предоставляет также внутриконтиненталь ным государствам доступ к остатку допустимого улова живых ре сурсов в своих исключительных экономических зонах, специально учитывая их интересы. Так, в ст. 69 указано, что эти государства имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатаци и части ресурсов в исключительных экономических зонах прибреж ных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоя тельств всех заинтересованных государств. Условия и порядок та кого участия устанавливаются заинтересованными государствами посредством двусторонних, субрегиональных или реrиональн_ых соглашений.
Все положения рассмотренных конвенций направлены на то, чтобы внутриконтинентальные государства ощущали себя полно правными субъектами международного морского права.
Не являются государствами и не обладают международной пра восубъектностью субъекты существующих в мире федеративных государств. Как показывает мировой опыт, некоторые независи мые государства, объединившись в федерацию, т. е. создав единое государство, единый субъект международного права (например, многочисленные немецкие государства, объединившиеся в по следней трети XIX в. сначала в Имперский союз, а затем в Герман скую империю), утратили фактически статус государств со всеми вытекаюшими отсюда последствиями. Не обладают признаками государства и нынешние субъекты ФРГ -земли.
§ 4. Субъекты международного морского права 43
Иную позицию по этому вопросу занимали некоторые субъек ты Российской Федерации, особенно республию1в ее составе. Они не учитывают исторических традиций развития Российского госу дарства, которое было унитарным и централизованным по форме государственного устройства в течение всего тысячелетнего разви тия вплоть до 1917-1918 гг., когда в едином унитарном Россий ском государстве были созданы республики, названные государст вами. Образование в одном государстве других государств и уста новление федеративной формы государственного устройства послужили в дальнейшем причиной сепаратистских движений в некоторых республиках, грозивших разрушить единое государст во, создав на его месте многочисленные мелкие государства. Такая тенденция была сочувственно воспринята многими кругами Запа да, видевшими в великой и могучей России нежелательного сопер ника, а в отдельные периоды истории - и врага.
Некоторые субъекты Российской Федерации, в частности рес публики в ее составе, вопреки мировому опыту существования фе деративных государств и Конституции РФ 1993 г. неправомерно претендовали на статус субъектов международного права, в том числе международного морского права. Однако фактически они не обладают государственным суверенитетом, двумя важнейшими элементами которого являются территориальное верховенство и независимость в международных делах, т. е. международная право субъектность. В Конституции РФ 1993 г. четко указано, что сувере нитет Российской Федерации распространяется на всю ее террито рию (ч. l ст. 4). В п. <<К>> ст. 71 установлено, что в ведении Россий ской Федерации находятся внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и вопросы войны и мира. Таким образом, в Конституции закреплены государственный суверенитет и между народная правосубъектность только России. Несмотря на это, в конституциях некоторых республик в составе Российской Федера ции допускались такие нарушения федеральной Конституции, как: объявление республики суверенным государством, в част ности не входяшим на правах субъекта в Российскую Федерацию, а лишь ассоциированным с ней на основании двусторонних согла шений; объявление государственного суверенитета неотъемлемым качественным состоянием республики; провозглашение права республики самостоятельно определять свой государственно-пра-
44 Глава 1. Понятие, источники межпународноrо морского права
вовой статус; провозглашение права республики вступать в отно шения с другими государствами, заключать с ними международ ные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; установление права на участие в работе межправительственных организаций.
Большую работу по приведению в соответствие конституций некоторых республик в составе Российской Федерации с феде ральной Конституuией провел Конституuионный Суд РФ, кото рый в своем определении от 27 июня 2000 r. № 92-0, выявив на личие в Конституuии Татарстана указанных отступлений от феде ральной Конституuии, установил, что, поскольку названные положения придают республике статус субъекта международного права в качестве суверенного государства и непосредственно ос нованы на положении о суверенитете республики, из него вытека ют и его конкретизируют, они утрачивают силу и не подлежат применению судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие Конституции РФ. Подобные определе ния были вынесены и в отношении других республик в составе Российской Федерации. Несмотря на то что ряд республик учли в своих конституциях значительное число замечаний, указанных в определениях Конституuионного Суда РФ, некоторые положе ния, противоречащие федеральной Конституuии, были оставлены ими без изменений.
Важный вклад в уточнение правового статуса республик в соста ве Российской Федерации как субъектов Федерации, не обладаю щих государственным суверенитетом и международной правосубъ ектностью, внес принятый 4 января 1999 r. Федеральный закон
№ 4-ФЗ <<0 координации международных и внешнеэкономиче ских связей субъектов Российской Федерации».
В некоторых случаях республики в составе Российской Федера ции неправомерно претендовали и на международную морскую
правосубъектность. Россия, подписывая и ратифиuируя Конвен цию ООН по морскому праву 1982 r., обязалась привести внутри государственные акты о режиме своего территориального моря, прилежащей зоны , континентального шельфа и исключительной экономической зоны в соответствие с Конвенцией. Право России как субъекта международного права принять такие правовые акты соответствует положению федеральной Конституции о том, что в ведении Российской Федерации находятся определение статуса и
§ 4. Субъекты международного морского права 45
защита государственной границы, территориального моря, воз душного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России (п. «н» ст. 71). Согласно ч. l ст. 67 Конституции Российской Федерации в состав ее территории включаются кроме сухопутных пространств, занимаемых ее субъ ектами, внутренние морские воды, территориальное море и воз душное пространство над ними. Только Россия как субъект между народного права обладает суверенитетом над своей сухопутной территорией, внутренними морскими водами и воздушным про странством над ними, являющимися федеральной территорией, а также суверенными правами и юрисдикцией в определенных об ластях на своем едином континентальном шельфе и в своей еди ной исключительной экономической зоне.
Однако вопреки федеральной Конституции и Конвенции 1982 г. в некоторых республиканских конституциях было, в част ности, закреплено, что воздушное пространство над территория ми республик, континентальный шельф являются собственностью и неотъемлемым достоянием этих республик. На самом же деле воздушное пространство над территорией субъекта Российской Федерации имеет федеральный статус, а континентальный шельф, как и исключительная экономическая зона, представляет собой пространство, в отношении которого Российская Федерация об ладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в по рядке, определяемом федеральными законами и нормами между народного права. Недопонимание вопросов о статусе субъекта РФ, а также правовом статусе континентального шельфа и исклю чительной экономической зоны привело к тому, что Совет Феде рации при рассмотрении проекта федерального закона об исклю чительной экономической зоне в своем постановлении от 13 но ября 1996 г. отклонил его, сославшись на то, что 21 прибрежный субъект РФ в ущерб самой Федерации и 68 неприбрежным субъек там претендовал на владение, пользование и распоряжение при родными ресурсами этого морского пространства. В заключении соответствующего Комитета Государственной Думы на этот зако нопроект отмечалось, что согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ статус исключительной экономической зоны включает определе ние ее понятия и границ: установление объема суверенных прав и юрисдикции России как единого субъекта международного права в отношении природных ресурсов исключительной экономиче-
46 Глава I. Понятие, источники международного морского права
ской зоны. В результате после учета некоторых замечаний согла сительной комиссии Государственная Дума приняла 17 декабря 1998 r. Федеральный закон No 191-ФЗ «Об исключительной эко номической зоне Российской Федерацию>, в основном соответ ствующий Конвенции 1982 г. и Конституции РФ 1993 r.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1998 r. No 155-ФЗ
<<0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежа щей зоне Российской Федерации» правовой режим морских, торго вых и рыбных портов, атакже специализированных портов Россий ской Федерации является единым для всех портов, находящихся на территории РФ, независимо от форм собственности и ведомствен ной принадлежности.
Производными, или вторичными, субъектами международного морского права являются межправительственные международные морские организации, созданные государствами - основными субъектами международного права. Если государства обладают универсальной международной правосубъектностью, вытекающей из их суверенитета, то межправительственные международные ор ганизации обладают лишь договорной, или уставной, международ ной правосубъектностью. Они вправе заключать международные договоры с государствами или с другими международными орга низациями, которые вытекают из положений их учредительных договоров, уставов, статутов. Ярким примером является Междуна родная морская организация (ИМО).
Международные неправительственные организации создаются не государствами и не обладают международной правосубъектно стью. Например, членами Международного морского комитета (ММК) являются национальные (или многонациональные) ассо циации морского права. Некоторые из таких неправительственных организаций сотрудничают с межправительственными междуна родными организациями и даже имеют консультативный статус в Конференции по торговле и развитию (ЮНКТАД), во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)'.
' Подробнее см. в rл. Х учебного пособия.
Глава II
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ PEЖИl\tl МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
§ 1. Внутренние морс·кие воды
Понятие внутренних морских вод. В международном праве под государственной территорией понимается часть земного шара, ко торая является национальным достоянием народа, включает в себя сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними и ко торая полностью находится под суверенитетом государства.
Режим морских пространств, входящих в состав территории го сударства, определяется в значительной степени не только нацио нальным, но и международным правом. Поэтому вполне обосно ванным является понятие международно-правового режима внут ренних морских вод в тех случаях, когда государство открывает их для доступа иностранных судов, так как в них одновременно дей ствуют нормы международного и нормы национального права.
Согласно ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 r. во ды, расположенные в сторону берега от исходной линии террито риального моря, составляют часть внутренних вод государства. По Конвенции к внутренним водам относятся воды заливов, ширина вхщщ в которые не превышает 24 мили, а таюке воды так называе мых исторических заливов, даже если ширина входа в залив пре вышает указанный лимит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона <<0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исход ных линий, от которых отмеряется ширина территориального мо ря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. Таким образом:, названный Фе деральный закон полностью соответствует Конвенции и включает во внутренние морские воды:
а) воды портов Российской Федерации. В связи с различным режимом территориального моря и внутренних морских вод очень важно четко определить их границы, особенно разграничить тер-
48 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
риториальное море и воды морских портов. Согласно ст. 11 Кон венции для целей определения границ территориального моря наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения, которые являются составной частью системы данного порта, рас сматриваются как часть берега. Пункт 2 ст. 1 названного Федераль ного закона воспроизводит это положение (прибрежные установ ки и искусственные острова не считаются частью портовых соору жений);
б) воды заливов, бухт, лиманов, берега которых полностью при надлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны мо ря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
в) воды заливов, бухт, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически при надлежат Российской Федерации и перечень которых устанавли вается Правительсцюм РФ и публикуется в «Извещениях море плавателям>>. Например, залив Петра Великого, отнесенный к ис торически принадлежащим России заливам, имеет ширину входа более 100 миль. Кстати, историческими объявлены заливы Бри стольский (Великобритания), Гудзонов (Канада), Делавэр (США) и некоторые другие.
Прибрежное государство обычно резервирует за своими граж данами или юридическими лицами осуществление определенного рода деятельности во внутренних морских водах. Например, во многих государствах иностран_ным судам запрещается осуществ лять перевозку груза в каботаже (согласно ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) перевозки и буксировка в сообще нии между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным фла гом РФ), лоцманскую проводку, операции по спасанию имущест ва, рыбную ловлю и промысел морских животных. Так, согласно ст. 16 Федерального закона <<0 внутренних морских водах, терри ториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации>> по исково-спасательные и судоподъемные операции во внутрен них морских водах осуществляются спасательными судами и сред ствами Российской Федерации. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварий-
§ 1 . Внугренние морские волы 49
ных судов, подъема затонувшего имущества производятся в соот ветствии с законодательством Российской Федерации и междуна родными договорами Российской Федерации.
Правовой режи.111 морских портов. В основном правовой режим портов регулируется нормами национального законодательства. Однако развитие экономических связей и необходимость создания максимально благоприятных условий для торгового мореплавания заставляют прибрежные государства осуществлять свой суверени тет в портах с учетом сложившейся мировой практики, которая на правлена на облегчение процедуры захода и пребывания ино странных торговых судов в портах.
Прибрежные государства обычно открывают для захода ино странных торговых судов некоторые морские порты. Вопрос о том, какие из портов должны быть открытыми, относится исключи тельно к компетенции прибрежного государства. Согласно п. 2 ст. 5 названного Федерального закона морские порты объявляются открытыми для захода иностранных судов на основан ии решения Правительства РФ. Перечень морских портов, открытых ЩIЯ захо да иностранных судов, публикуется в <,Извещениях мореплавате лям». Кроме того, в дополнение к указанному перечню Правитель ство РФ разрешает заход иностранных грузовых судов на ограни ченный период в арктические порты и пункты. Учитывая особые интересы обороны страны, Правительство РФ может разрешить заход иностранных судов и в другие порты, которые не являются открытыми, однако условием захода такого иностранного судна может быть наличие в его экипаже только граждан Российской Федерации.
Обычно порты открываются для захода торговых судов, осуще ствляющих погрузку или выгрузку грузов, посадку или высадку пассажиров. Законодательство некоторых стран о заходе судов в открытые порты требует соблюдения определенных дополнитель ных процедур для судов, когда их заход не связан с выполнением указанных выше операций (научно-исследовательские суда, суда с так называемыми особыми характеристиками и др.). Согласно ст. 255 Конвенции ООН по морскому праву государства стремятся принять разумные нормы, правила и процедуры для облегчения доступа в свои порты научно-исследовательским судам. Ссылки на суда с <<особыми характеристиками>> можно найти в Конвенции: к ним относятся суда с ядерными энергетическими установками, а также суда, перевозящие радиоактивные и другие опасные или
50 Глава 11. МеЖ.!lународно-правовой режим морских пространств
ядовитые вещества и материалы (см., например, ст. 23). При заходе во внутренние морские воды к этим судам могут быть предъявлены особые требования. С увеличением размеров морских судов опас ными для окружающей среды стали такие традиционные грузы, как нефть и некоторые химические материалы. Согласно Конвен ции МАРПОЛ-73/78 1 прибрежное государство может отказать иностранному судну в заходе в порты или удаленные от берега тер
.миналы, если данное судно не отвечает требованиям, установлен ным этой Конвенцией. Судну может быть отказано в заходе в слу чаях, предусмотренных гл. Xl-2 Конвенции СОЛАС-742•
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исходит из безус ловного права государства устанавливать особые требования для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загряз нения морской среды в качестве условия для захода иностранных судов в его порты и внутренние морские воды. В России согласно ст. 41 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. No 170-ФЗ <<06 ис пользовании атомной энергии» порядок захода в порты Россий ской Федерации судов и иных плавсредств с ядерными установка ми и радиационными источниками определяется нормативными правовыми актами и правилами, согласованными с органами госу дарственного регулирования безопасности. В соответствии с этой статьей Правительство РФ распоряжением от 6 января 1997 г. No 14-р утвердило Перечень морских портов Российской Федера ции, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными ис точниками.
Действующее законодательство Российской Федерации уста навливает правила захода иностранных судов в морские порты:
а) для всех иностранных судов (кроме военных кораблей и дру гих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях);
б) военных кораблей и других государственных судов, эксплуа тируемых в некоммерческих целях;
в) всех судов, указанных в п. <<а>> и <<6>>, при вынужденном заходе. Согласно ст. 6 Федерального закона <<0 внутренних морских во дах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде рации,> все иностранные суда независимо от их предназначения и
I См. гл. VH учебного пособия.
2 См. гл. У учебного пособия.
§ l. Внутренние морские воды 51
форм собственности могут заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. Это общее правило распространя ется на суда независимо от назначения, т. е. российское законода тельство не устанавливает специальных требований для захода ле доколов, буксиров, научно-исследовательских судов. Вместе с тем в п. 2 данной статьи предусматривается, что для иностранных су дов государств, в которых имеются специальные ограничения за хода в их морские порты аналогичных судов Российской Федера ции, Правительством РФ могут быть установлены ответные огра ничения.
Иностранные суда при заходе в морские порты России, во время пребывания в портах и при выходе из них обязаны соблю дать:
законодательство Российской Федерации, касающееся обеспе чения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследо ваний и др.;
пограничные, таможенные, налоговые, санитарные, иммигра ционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и дру гие правила, установленные законами и иными нормативными ак тами Российской Федерации;
правила, установленные для морских портов;
правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории РФ;
другие правила, установленные законодательством России, а также межп.ународные нормы и стандарты, установленные межп.у народными договорами Российской Федерации.
Специальные правила установлены для захода в морские порты России иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Они могут захо дить в морские порты по предварительному разрешению, запра шиваемому по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 дней до предполагаемого захода, если иной порядок не преду смотрен международными договорами.
Следует отметить, что договорная практика государств знает примеры предварительного уведомления о заходе в морские порты
52 Глава 11. Межлународно-правовой режим морских пространств
даже для обычных торговых судов. Так, в соответствии с Соглаше нием между Правительством Российской Федерации и Правитель ством Соединенных Штатов Америки по морскому транспорту от 20 июня 2001 г. судам, плавающим под флагами обоих государств, разрешается заходить в открытые порты при условии уведомления за 24 часа, а в некоторые порты -за 72 часа до планируемого за хода.
Порядок захода в морские порты России, а также порядок их пребывания в морских портах регулируется Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государст венных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в терри ториальном море, во внутренних морских водах, на военно-мор ских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 r. № 1 102.
Если корабль или судно не соблюдают законодательство Рос сийской Федерации, касающееся нахождения в морских портах, и игнорируют любое обращенное к ним требование о соблюдени и этого законодательства, соответствующие должностные лица мо гут потребовать от них немедленно покинуть морской порт.
Положения о вынУж' деннО11.1заходе во внутренние морские воды и порты (ст. 9 Федерального закона <,0 внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера ции,>) сводятся к следующему.
Вынужденный заход иностранного судна, военного корабл я или другого государственного судна в морской порт России - за ход, осуществляемый в силу следующих чрезвычайных обстоя тельств:
авария, стихийное бедствие или сильный шторм, угрожающи й безопасности иностранного судна, корабля или другого государст венного судна;
ледоход или ледовые условия, угрожающие этим судам и кораб- лям;
буксировка поврежденного судна или корабля; доставка спасенных людей;
необходимость оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру;
другие чрезвычайные обстоятельства.
Российское законодательство находится в полном соответствии с международным обычаем о праве вынужденного захода в мор-
§ 1. Внугренние морские воды 53
ские порты всех иностранных судов и кораблей, без какой бы то ни было дискриминации. Оценку причин временного захода и техни ческого состояния (при необходимости) иностранного судна (ко рабля) осуществляет должностное лицо федерального органа ис полнительной власти по безопасности самостоятельно или по со гласованию с должностным лицом морского порта, военно-мор ской базы или пункта базирования военных кораблей.
По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынуж денный заход, иностранное судно, военный корабль или другое го сударственное судно обязаны покинуть морской порт России.
В осуществлении права вынужденного захода может быть отка зано аварийным иностранным судам, иностранным военным ко раблям и другим государственным судам с ядерными двигателями или иностранным судам, перевозящим ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества и материалы, которые могут нанести ущерб Российской Федерации, ее населению, при родным ресурсам и окружающей среде значительно больший, чем ущерб, угрожающий такому аварийному иностранному судну, иностранному военному кораблю или другому государственному судну.
Резолюцией Ассамблеи И МО А.949(23), принятой 5 декабря 2005 г., утверждено Руководство по местам убежища для судов, нуждающихся в помощи. Целью данного Руководства является предоставление членам И МО, капитанам их судов, компаниям возможности действовать эффективно таким образом, чтобы в лю бой конкретной ситуации усилия капитана и судоходной КОl\Ша нии, а также усилия властей, представляющих государство, допол няли друг друга. В частности, была сделана попытка выработать общий подход в отношении оценки ситуации, когда судно нужда ется в помощи 1 •
Руководство не нацелено на решение вопросов в связи с прове дением операции по спасению людей, а также не затрагивает во прос о финансовой ответственности и компенсации ущерба, воз никшего из-за решения о допуске или отказе в месте убежища.
Режим пребывания иностранных судов в морском порту в отно шении объема льгот и преимуществ при входе, выходе, предостав лении причалов и т. д. определяется законодательством Россий-