Связь экологического воспитания с различными видами детской деятельности
Экологическое воспитание дошкольников возможно посредством различных видов детской деятельности:
· сюжетно-ролевой игры, отражающей различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
· практической деятельности по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне ДОУ;
· создания изопродукции на основе впечатлений о природе или деятельности людей в природе;
· общения с природой, добровольного контакта с объектами растительного и животного мира (комплексная деятельность);
· экспериментирования, практической познавательной деятельности с объектами природы, сопровождающихся наблюдениями, высказываниями;
· речевой деятельностью (вопросов, сообщений, участия в беседах, диалогах);
· обмена информацией, впечатлениями, уточнения представлений о природе с помощью слова;
· наблюдения и самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающей получение дополнительной информации о природе и деятельности людей в природе;
· просмотра книг, картин, телепередач природоведческого содержания.
Современные исследования в области экологического воспитания детей дошкольного возраста
Общепризнанно, что экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного детства, где закладываются основы культуры общения и поведения детей в природе.
Большой интерес в этом направлении представляют научные работы психологов Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.С. Мухиной и др., которые раскрывают содержание механизма познания детьми окружающего мира и свидетельствуют о невостребованных потенциальных возможностях дошкольного возраста.
Исследования различных аспектов экологического воспитания детей нашли отражение в ряде научных трудов педагогического содержания. В частности, содержание знаний о живой и неживой природе определено Л.И.Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, Л.Ф. Ушецкене, И.С. Фрадкиным; воспитание действенного, бережного, осознанно-правильного отношения к природе у дошкольников рассматривалось В.Г. Грецевой, М.К. Ибрагимовой, С.Н. Николаевой, З.П. Плохий, П.Г. Саморуковой; особенности организации игровой деятельности в экологическом воспитании детей исследовались В.А. Дрязгуновой, И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой, А.А. Петрикевич; наблюдение как один из основных методов экологического воспитания рассматривался А.И. Васильевой, В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой и др. Исследования, направленные на изучение проблемы подготовки специалистов для ДОУ в условиях высшей школы к экологическому воспитанию детей, проводились В.Д. Ильичевой, И.А. Комаровой, С.Н. Николаевой, Т.Г. Табукашвили, В.Г. Фокиной, И.А. Шараповой, М.М. Ярмолинской, О.О. Прокофьевой др.
Контрольные вопросы:
1. Определите основные понятия экологического воспитания дошкольников и представьте их в системе.
2. Что лежит в основе содержания экологических знаний для детей с научной точки зрения?
3. В чем отличительные особенности современных экологических программ для ДОУ?
4. В чем Вы видите экологический смысл программы "Пралеска"?
Литература:
1. Градобоева Т. Экологическое воспитание дошкольников // Дошколь
ное воспитание - 1988. - № 7.
2. Канцэпцыя экалапчнага выхавання школьнiкау у Беларус! / Адукацыя i
выхаванне. - 1993. - № 11.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -
М., 1999.
4. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. -
М., 1993.
5. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - Пермь, 1992.
6. Селезнева М. Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3.
7. Пралеска / Праграма выхавання i навучання уд/с. - Мн., 2000.
8. Петрыкев!ч А.А. Выхаванне паважшвых аднос!н да прыроды у старэй-
шых дашкольжкау. - Мн., 1993.