В отношении земли надзор осущ только на фед и муницип ур-е
1росреестром(рег отнош по использованию зем уч)
2.ромприроднадзор(за охраной зем)
3россельхознадзор(за сельскохоз зем)
Надзор и контроль осущ инспектора и руководители
Муницип зем контроль –осущ по нармативным актам органов МСУ, осущ подразделениями(департаментами)
У муниципальных инспекторов больше прав чем обяз, поэтому муниц контроль не эффективен
Понятие и цели правовой охраны земель. Содержание.
Охрана земель— система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земельного фонда, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от негативных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Цели охраны земель ст 12 зк
предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, снижение других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Содержание охраны земель ст 13зк
1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
2. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель.
4. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
6. В целях предотвращения деградации земель, допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации актами субъектов Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.
52.Рекультивация земель, снятие и сохранение плодородного слоя почвы.
Снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 ст8.6 коап) производится в процессе рекультивации, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»
Плодородный слой почвы — это верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агротехническими свойствами.
Лица, в результате деятельности которых происходит нарушение, загрязнение и иная порча почв, обеспечивают снятие, транспортирование и хранение плодородного слоя почвы.
Снятый плодородный слой почвы транспортируется, складируется и хранится в условиях, не приводящих к утрате его плодородия. Он должен использоваться для рекультивации нарушенных и деградированных земель. В случае, когда плодородный слой не может быть использован для рекультивации тех земель, откуда он был снят, он используется для восстановления состояния почв на иных нарушенных и деградированных землях.
Нарушение почвенного слоя земли может происходить при:
— разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, при добыче торфа;
— проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы;
— строительства, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций;
— прокладки трубопроводов, проведения строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, испытательных, проектно-изыскательных и иных работ
.Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом:
— нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых;
— нарушения установленного режима использования земель;
— хищения;
— невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, по снятию и сохранению плодородного слоя почвы
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные и юридические лица.Субъективная сторона ч. 1 может быть выражена в форме умысла, а в ч. 2 совершена как умышленно, так и по неосторожности.
53. Порядок консервации земель с изьятием их из оборотаПостановление правительства 2002года
Допускается консервация земель, подвергшихся негативным воздействиям, в результате которых происходят деградация земель , а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:
а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геолог процессов;
в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций
Подготовка предложений о консервации земель осуществляется Федеральной службой земельного кадастра с участием Министерства природных ресурсов, Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства в пределах их компетенции либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков
Предложения по консервации земель должны включать:
а) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании
б) карты с нанесенными границами земельных участков, подлежащих консервации
в) предложения об участии собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель.
г) расчеты убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, понесенных в результате деградации земель.
Специальные обследования проводятся юр лицами или ип по утверждаемым методикам для выявления подлежащих консервации земель,
На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса
Органы принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним