Особенности правового режима использования и охраны земель различных категорий
Земельный кодекс РФ (Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года) (ред. от 03.07.2016 года №365-ФЗ) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.07.2016 года), является специальным кодифицированным документом, комплексным нормативно-правовым актом, регулирующим в том числе вопросы в области охраны и рационального использования земель.
Земельный кодекс РФ выделяет следующие категории земель:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли поселений;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
По каждой категории земель использование должно осуществляться строго по целевому назначению. Категория земель должна указываться в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на землю, а также в других документах, при прямом на то указании в федеральном законе. Если нарушается порядок предоставления земель их перевода нормативными и ненормативными актами, таковые акты признаются недействительными.
Существует порядок перевода земель из одной категории в другую, который зависит от права государственной собственности на землю, а именно:
- земли, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переведены из одной категории в другую только по решению Правительства РФ.
Существует Федеральный закон от 17 июля 2001 года №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», в соответствии с которым устанавливается порядок утверждения перечней земельных участков, на которые могут возникать права федеральной собственности, собственности субъекта РФ, муниципальной собственности.
До утверждения данного перечня в федеральной собственности могут находиться только земельные участки, прямо указанные в Законе:
- перевод земель из одной категории в другую, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ;
- перевод земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления.
Если земли уже находятся в частной собственности, то это не означает, что при необходимости их нельзя будет перевести из одной категории в другую. Порядок перевода таких земель следующий:
- если это земли сельскохозяйственного назначения, то перевод осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ;
- если это земли иного целевого назначения, то перевод осуществляется органами местного самоуправления.
С 5 января 2005 года вступил в силу специальный Федеральный закон от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. от 1 мая 2016 года №119-ФЗ ). Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства, Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации. Для каждой категории земель Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установлены свои особенности перевода в другую категорию.
Для того чтобы заинтересованные юридические и физические лица, а также государственные органы могли грамотно решать вопросы, связанные с использованием и охраной земель, необходимо знать соответствующую категорию земельного участка. Смешение категорий земель не допускается, т.е. если у конкретного земельного участка имеются данные об отнесении его к одной категории земель, иная категория присутствовать не может. Данные о составе государственных земель с указанием кадастрового деления публикуются ежегодно в государственном докладе, Для двух категорий земель законодатель более четко и удачно обозначил основания для отнесения их в соответствующую категорию: земли поселений и земли лесного фонда. В соответствии со ст. 8З, 84 ЗК РФ черта городских и сельскохозяйственных поселений отделяет эти земли от иных категорий земель.
В Лесном кодексе РФ (Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007 года) (ред. от 03.07.2016 года №265-ФЗ, в ступили в силу с 01.10.2016 года), также записано, что земли лесного фонда отделяются от иных категорий земель. К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью либо непокрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (лесные гари, вырубки, редины, прогалины). Нелесные земли это земли, которые находятся в составе земель лесного фонда для ведения лесного хозяйства, т.е. это земли, которые предназначены для работы органов по управлению лесным хозяйством (лесхозов, лесничеств) в целях выполнения соответствующих функций, которые им делегированы. Границы земель лесного фонда отграничиваются от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Материалы лесоустройства представляют собой систематизированные сведения о границах и составе земель лесного фонда. Данные материалов лесоустройства используются и заносятся в Государственный земельный кадастр.
Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий возможен только по решению Правительства РФ. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий нельзя путать с переводом лесных земель в нелесные. Перевод лесных земель в нелесные категорию земель не меняет, меняется только их использование в целях видов лесопользования, установленных Лесным кодексом РФ.
Земли поселений делятся на зоны в соответствии со ст. 88 ЗК РФ. К некоторым из этих зон законодатель приписал применение аналогии закона режима иных категорий земель.
ЗК РФ 2001 года регулирует особенности правового режима каждой категории земель. В соответствии с основными положениями ЗК РФ разрабатываются соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты, которые устанавливают ограничения по использованию соответствующей категории земель, особенности их охраны, в том числе путем установления санитарно-защитных и охранных зон, а также иные требования в целях охраны и рационального использования земель.
В науке экологического права имеются понятия, которые отражают взаимосвязь разных природных объектов. Так, например, подчеркивается существование водно-земельных природных отношений. Данное понятие появилось из-за особенностей самих водных объектов, которые представляют собой совокупность водной массы и сопряженной с ней земли.
Водный объект не может существовать без определенной земельной площади. При решении таких отношений возникает сложный комплекс правового регулирования норм земельного права, экологического права, водных правовых отношений.
Согласно законодательству РФ к землям водного фонда относят земли, которые заняты самими водными объектами; земли водоохранных зон водных объектов; земли, занятые водозаборами, гидротехническими сооружениями и иными водохозяйственными сооружениями. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется как земельным законодательством, так и водным законодательством.
В соответствии с Водным кодексом (Водный кодекс РФ от 03.06.2006 года №74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006 года) (ред. от 28.11.2015 года №357-ФЗ) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016 года), определено понятие водоохранных зон, а также бечевника (двадцатиметровая береговая полоса от уреза воды в сторону суши с ограниченным режимом использования). Земли водного фонда нельзя пугать с землями водного транспорта, которые входят в иную категорию земель, общее название которой - земли промышленности, транспорта, энергетики, связи. Земли, занятые берегоукрепительными сооружениями и берегоукрепительными насаждениями, также должны входить в состав земель водного фонда, Особое правовое регулирование земель водного фонда касается режима охраны морей, трансграничных водных объектов (объектов, которые протекают и пересекают границу между двумя и более иностранными государствами).
В соответствии с нормами международного права получили особый правовой режим отдельные водные объекты, а соответственно и земли, прилегающие к ним. Принят ряд федеральных законов, регулирующих особенности правового режима земель водного фонда на трансграничных площадях, в частности: Федеральный закон от 30 ноября 1996 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (с изм. от 2 мая 2015 года №127-ФЗ); Федеральный закон от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» (изм. от 5 апреля 2016 года №104-ФЗ (редакция, действующая с 1 июля 2016 года).
Исчерпывающего перечня отдельных видов особо ценных земель законодатель не устанавливает. Момент придания землям статуса земель особо охраняемых территорий и объектов следует считать по данным земельного кадастра. Основанием для включения в категорию земель ООПТ и объектов, являются в том числе данные иного кадастра, который называется кадастром ООПТ. В целях защиты земель ООПТ создаются охранные зоны/округа. Земельные участки собственников физических лиц и юридических лиц, которые попали в границы охранных зон, не изымаются, но должны использоваться с соблюдением ими особого правового режима.
В исключительной федеральной собственности в соответствии с законодательством находятся земли государственных заповедников и национальных парков, которые не подлежат приватизации. В целях создания новых земель ООПТ органы государственной власти вправе зарезервировать данные земли путем принятия соответствующего месторасположения, площади и цели резервирования земель.
Порядок осуществления государственного земельного контроля регламентирован постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833, в частности устанавливается порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, за соблюдением требований по охране и использованию земель, за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения всех юридических лиц, физических лиц и должностных лиц. Органами, осуществляющими государственный земельный контроль, являются:
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 2004 года №400 (с изменениями на 11 июля 2016 года №658) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» и внесении изменений в постановление от 22 июля 2004 года №370.