Тенденции возникновения экологических движений и их направленность
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский А.М., Костин А. К. Лицей эколого-информационных технологии (опыт проектирования и внедрения). -Иркутск,1998.
Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис.... канд. философ, наук. - М., 1981.
Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996.
Иванова Т. В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. - 1999. -№ 3. - С. 83-88.
Кочергш А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - Новосибирск, 1987.
Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 65-75.
Современные проблемы экологии. - М., 1997.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.
Как отмечает Э. В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура - это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости.
Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как «образ жизни» человека и общества. И в этом своем статусе культура представляет собой важнейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.
В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры.
Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилизации он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.
С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая - позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая - удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая -создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая - ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная -одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».
Экологический подход привел к вычленению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории.
Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.
Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.
В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В. И. Дани-лов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления - и в сознании и на практике - этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.
За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.
Обращаясь к проблеме формирования современной экологической культуры, являющейся исходной темой заключительного раздела данного учебного пособия, нельзя не коснуться вкратце ее исторических корней. Общая канва отношения человек-природа хорошо известна. Здесь же мы рассмотрим данный вопрос в другом, менее традиционном аспекте - аспекте культуры.
Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с природной средой. Так, великий русский философ Н. А. Бердяев особо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества непременно связаны с отношением человека к природе, отсюда кроме прочего следует необходимость исследовать генезис экологической культуры на общечеловеческом уровне.
Более развернуто трактовал интересующий культурно-этический вопрос В. С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое отношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и окончательным, подчеркивает далее В.С.Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не только для своего, но и для ее - природы - возвышения.
Детализируя эти мировоззренческие, пронизанные экокультурным лейтмотивом постулаты В. С. Соловьева, первый, страдательный, исторический тип экокультуры И.П.Сафронов в своей работе «Формирование экологической культуры учителя» характеризует как доцивилизационный. В тот период личность еще не является субъектом экологической культуры, поскольку тогда она была неотделима от племени, слита с ним. Уже этот вид экологической культуры имел свои этические принципы, хотя и не осознанные - в них уже проявляла себя некая мудрость человека в отношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и другой, не менее актуальный - «Не убий!»
За страдательным типом экокультуры последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к господству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот процесс был вполне естественным, объективным, и он не может осуждаться с позиций современной нравственности. Наступательное отношение к природной среде через переход от присвоения готовых, естественных ресурсов к производству с помощью орудий труда, через промышленную и научно-техническую революцию в общем плане, через создание «второй» искусственной среды обитания привело к новому типу экологической культуры. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться, в весьма заметной мере инициируется западноевропейской философией, в своей основе во многом эгоцентричной. Формируется понимание природы как объекта, отдаленного от человека, более того, противостоящего ему.
Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество индивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. На возникающую угрозу первоначально указывали выдающиеся, наиболее дальновидные мыслители. Среди них Н. Ф. Федоров - он весьма определенно и жестко указывал: мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к такому итогу. В начале второй половины нашего века коллективные исследования ученых на основании тревожных объективных данных подтвердили это предупреждение. Так, участники знаменитого Римского клуба в докладе «Пределы роста» (1972 г.) констатировали, что при сохранении темпов нарастающего увеличения мирового населения параллельно с высокими темпами производства, загрязнением окружающей среды и истощением естественных ресурсов к середине XXI в. наступит глобальная катастрофа.
С мировоззренческой точки зрения и с позиции культуры эти прогнозы выдержаны в духе «экологического пессимизма». Конечно, такой культурный императив является тупиковым. Духовный пессимизм вообще характерен для кризисных, переходных ситуаций, в недрах которых с неизбежностью закономерно зарождаются и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры.
В интересующей нас области - человек и окружающая его социальная и природная среда - происходит становление прогрессивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как «гуманистический ("ноосферный") тип». Этот новый тип экологической культуры хотя и с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производственные отношения, экологическое мышление, экологическую деятельность, экологические общественные институты и, наконец, особо важное для нас - экологическое образование и воспитание.
Здесь также весьма важно отметить и подчеркнуть: становление гуманистического типа экологической культуры невозможно без истинной демократизации общества, без преобразования в этом направлении социальных отношений, без всеохватывающей гуманизации отношений между людьми, между странами и народами, без гуманизации всего мирового сообщества. Этому процессу нет альтернативы.
Обращаясь к экологически ориентированным социальным и производственным отношениям, следует сказать, что эти понятия, впрочем, как и другие категории и понятия экологической культуры, еще не достаточно «устоялись» и имеют различные толкования. Однако целый ряд тенденций в этой области в достаточной степени очевидны и общепризнаны. Если взять материально-производственные аспекты экологической культуры второй половины нашего столетия, то нельзя не видеть зарождения, а затем и активного внедрения экологически щадящих способов производства, прежде всего в промышленности (химической, нефтедобывающей и перерабатывающей, военной, атомной и др.), создания разнообразных очистительных систем, роста внимания к безотходному производству, его замкнутым циклам, применения биотехнологий, использования экологически чистых источников энергии, начало производства оборудования для экологической защиты, создания специальных служб контроля за качеством окружающей среды. В условиях осуществления всех этих мер складываются и развиваются соответствующие творческие способности и навыки человека, т. е. современная экологическая культура.
Очевидны серьезные сдвиги и в социально-политических сферах, сопровождающих становление нового типа экологической культуры. Высшие законодательные и исполнительные государственные органы уделяют все большее внимание экологии, укрепляется юридическая база экологических отношений; начали функционировать многие национальные и международные экологические организации и учреждения, в том числе и наделенные властными полномочиями; широкое развитие получили всевозможные экологические движения и партии, представители которых в ряде стран заняли ключевые посты в государственных структурах; вполне допустимо констатировать наличие профессионального отношения к проблеме «человек-общество-природа» в средствах массовой информации. Можно привести немало других свидетельств социальной переориентации общества, произошедших в данной области за последние десятилетия. Как уже было сказано, непременным признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Здесь важную роль приобретает формирование ответственности как способности к сознательному и самостоятельному принятию личностью определенных обязательств перед природой, обществом, коллективом, самим собой и готовностью отчитываться за их воплощение в жизнь, нести наказание в виде юридических, административных, нравственных санкций со стороны общества, чувства вины, укоров совести со своей стороны, поскольку дефицит ответственности перед будущим является одним из истоков кризисной экологической ситуации. И. Т. Суравегина считает, что экологическая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отношению к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответственность как личностное качество развивается в онтогенезе постепенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П.Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.
В содержании экологических отношений выделяют два структурных элемента - социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материально-производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования как общественного существа.
Что касается экологического сознания, то этот вопрос подробно рассматривался в предыдущей главе.
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой деятельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связанные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением природной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.
Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды.
Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная область человеческой деятельности, а с другой - та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. Совершенно ясно, что человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Она последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической культуры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.
В практическом плане экологическая деятельность - это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
С защитными нормами экологической деятельности тесно связаны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пунктуально соответствовать гуманистической этике.
Все большее значение в последнее время в области экологической деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику.
В социальном отношении неоценима значимость массовой общественной деятельности, направленной на защиту и воспроизводство природных ресурсов.
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т.Лихачева, строится на следующих основаниях.
Одной составляющей являются собственно экологические и связанные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к экологическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные составляющие образуют единое содержание процесса становления нового экологического мышления. В настоящее время уровень экологического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой степенью уверенности утверждать, что в массовом сознании экологический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, нередкие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежденность: «Природа знает лучше».
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфера истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поколений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократичным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентированных на историческую перспективу, а не на сегодняшний корыстный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его обращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижении научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельства, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного восприятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовлетворены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
В нашей стране нетрудно видеть насколько мы и в сознании и в действиях пассивны, а то и безразличны в социальном отношении. Между тем каждому очевидно не только то, что политические страсти оттесняют на задний план экологическую проблему, но и то, что перманентный в последнее время социальный кризис усугубляет эту действительно жизненно важную проблему.
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «человек-общество-природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зрелого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологическое мышление в значительной мере ущербно. Похоже, мировоззренческий уровень понимания экологических проблем, каким он был во времена В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, В.И.Вернадского, И. Тейяра де Шардена, Э. Леруа, А. Швейцера, сегодня плохо просматривается. Исправление такого положения - серьезная задолженность ученых.
Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающего мира - мироощущению, ядром которого было бы чувственное ощущение единства Универсума и исходящего отсюда единства человека и природы.
Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в широком понимании данного научного термина. Прежде всего это научные и управленческие учреждения и предприятия экологического профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых - средства массовой информации, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом. Поэтому, как нам представляется, активное участие в просветительной работе средств массовой информации преподавателей вузов и школ, аспирантов и студентов -их профессиональный и нравственный долг. Социальные институты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, - тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.
Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания -школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличения можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой будущие поколения.
Тенденции возникновения экологических движений и их направленность
Еще до появления современных экологических движений существовали различные движения в защиту природы и окружающей среды. Так, в начале XIX в. возникают движения в защиту птиц, лесных парков. Во второй половине XIX в. начинается борьба за защиту окружающей среды, особенно после появления в 1864 г. книги Марша "Человек и природа". В ней основной акцент делается на сельское хозяйство.
Новые общественные движения возникают как реакция на ретроградные силы современной жизни, как реакция людей, направленная против разрушений природы, против голода, уничтожения продуктов питания, против войн, безумного вооружения, использования ядерной энергии.
Как явления современного мира новые общественные движения стали предметом интереса и изучения общественных наук. В результате ученые пришли к выводу, что нельзя считать любое общественное движение прогрессивным. Каждое движение следует конкретно оценивать с точки зрения, способствует оно или нет общественному прогрессу.
Какие же наиболее характерные черты были присущи новым общественным движениям? Это, прежде всего, их неформальность, спонтанность, самоорганизация и неофициальность.
Следует отметить, что за рубежом в разных странах, в разное время возникали различные экологические движения.
Так, начало экологического движения в США приходится на 60-е гг. В этот период оно получило широкий размах и было концептуально обосновано в многочисленных статьях и научных трудах Р. Карсона и Б. Коммонера.
На 60—70-е гг. приходится наиболее активное возникновение и формирование экологических движений и в странах Западной Европы, в том числе и общественного движения "зеленых", которое к концу 70-х гг. сложилось в эко-лого-мировоззренческом отношении, окрепло организационно, откорректировало содержание и методы деятельности, превратилось в значительную политико-экологическую силу.
С 70-х гг. XX в. начальные формы проэкологической деятельности сменились нынешними экологическими движениями, с их экономическими, общественными и политическими требованиями. Экологические движения с четко подготовленными программами по вопросам охраны окружающей среды возникли немногим более двух десятков лет назад. Их задачей стало выдвижение новых социальных, политических и культурных требований.
Вначале эти движения возникали спонтанно как неформальный ответ людей, отдельных групп на растущие экологические проблемы промышленно-развитых стран. Поэтому в каждой стране они имеют особые характерныечерты, но вместе с тем у них есть и общее в области защиты окружающей среды.
Например, в США в 1971 году было создано добровольное общество "Гринпис" (Зеленый мир). Целью создания этого общества была борьба с ядерными испытаниями. Кроме того, поводом для организации "Гринписа" послужили следующие факторы:
* катастрофическое изменение климата;
* использование продуктов генной инженерии (помидоров), влияние которых на здоровье людей неизвестно;
* захоронение токсичных и ядерных отходов;
* борьба за сохранение тропических лесов.
То есть их цель имела общечеловеческий, а не узко кардинальный характер, что особенно характерно для политических партий.
Главная цель практически всех экологических движений — защита и улучшение охраны окружающей среды
Своей первоочередной и главной целью экологические движения считают защиту и улучшение окружающей среды как условие существования человека и всех видов жизни на Земле. Для достижения указанной цели эти движения занимаются анализом и критикой деятельности правительств, нарушающей окружающую среду, создающей предпосылки экологического кризиса.
Современные экологические движения имеют культурную цивилизованную направленность, в основе которой лежит улучшение качества жизни. Участники экологических движений, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, и в этих движениях нет партийной организованности и дисциплины. Их отличают спонтанность, самоинициативность и творческий подход.
Участники новых общественных движений происходят из самых разных слоев общества. Однако социальное ядро всех этих движений составляют те, кто принадлежит к среднему классу: это люди, имеющие хорошее образование, относительную экономическую самостоятельность, работающие, как правило, в сфере интеллектуальных и гуманитарных услуг (в школах, социальных службах, здравоохранении, системе информирования, проектных институтах, в консалтинге, маркетинге, сюда также относятся домохозяйки, студенты, пенсионеры, безработные и т. д.).
Эти движения не противопоставляют классы друг другу и не выдвигают на ведущую роль какой-либо из классов.
Новые движения делятся на консервативные и прогрессивные. Они также делятся на постоянные и временные, формальные и неформальные.
Рассмотрим формальные и неформальные типы экологических движений.
Исходя из организации новых общественных движений и тех целей, которые они выдвигают, можно считать, что экологические движения — это неформальные, самоорганизованные, автономные и независимые от легитимных центров общественной силы общественные группы, имеющие целью устранение причин и последствий экологического кризиса.
Формальные экологические движения — это организованные движения людей, которые зарегистрированы как движения, партии. Они, как правило, имеют и политический характер. Так, в либерально-демократических обществах оформляются и особые экологические политические партии, например в Германии — "партия зеленых". Эта партия ведет борьбу за место в парламенте. Члены этой партии понимают, что это единственное место, где экологические проблемы могут эффективно решаться.
Основной принцип работы этих организаций — открытость своей деятельности и информационный обмен по вопросам охраны окружающей среды, защиты прав человека и экологической безопасности.
Следует иметь в виду, что там, где политическое влияние экологических организаций формально достигло уровня национальных представительных органов, они начинают заниматься и многими другими внеэкологическими вопросами.
При этом основные экологические проблемы для них остаются центральными.
Экологические движения, и в частности экологические партии, вносят весомый вклад в общественную, политическую и культурную жизнь современного общества.
Какие ориентации будут преобладать в том или ином экологическом движении, зависит прежде всего от большого числа факторов, начиная с экологических проблем характерных для каждой отдельно взятой страны, до существующих в них общественно-экономических систем.
Общие требования экологических движений в области экономики:
а) экономия потребления энергии;
б) повторное использование материалов;
в) производство ценностей долговременного пользования;
г) использование экологически приемлемых технологий. В области общественной жизни:
а) возврат к простой жизни;
б) приведение в соответствие развития и возможностей;
в) ненарушение границ природы;
В области политики экологические движения подчеркивают необходимость расширения участия граждан в принятии решений о жизненно важных вопросах.
В области культуры эти движения выступают за подъем экологического сознания и изменения системы ценностей, где человеку можно было бы проявить себя творческим и свободным.
В современных зарубежных экологических движениях существует два теоретически отличающихся друг от друга тезиса: натуралистический и антропоцентрический.
Первый исходит из того, что человек, несмотря на то, что отличается от животных, все же является лишь одним из их видов. Поэтому, создавая свой мир, человек должен подвергаться воздействию законов природы в рамках ограниченной природы. Если же человек не придерживается этих законов природы, он уничтожает свою экосистему.
Антропоцентрический тезис исходит из того, что природа живет в культурном мире человека, который все еще недостаточно культивирован. Оба тезиса имеют своих приверженцев.
В связи с тем, что проблема защиты окружающей среды переросла в глобальную мировую проблему, общественные экологические организации выступают за создание Центра экологических проблем. Экологические движения стремятся стать преградой на пути "неугасимой экспансии государственной мощи по отношению к жизни общества и каждого отдельного человека".
На сегодняшний день трудно переоценить роль и разнообразие экологических общественных организаций в мире. Они — своеобразные интеграторы новых форм самоуправления человека в обществе и природе. Так, "зеленые" в ФРГ, "гринпис" в США, сторонники "глубокой экологии", клубы защиты окружающей среды Франции, Великобритании ставят своей целью сохранить то, что осталось от богатства и разнообразия природной жизни на Земле. Их экологический лозунг — "Глобально обдумывать и конкретно действовать".
Чтобы решать глобальные вопросы, связанные с охраной окружающей среды на планете Земля, и противостоять неугасимой экспансии государственной мощи, которая часто находит помощь и поддержку в международном сотрудничестве, необходимо объединение действий экологических движений в международном плане. То есть необходима международная демократическая организация, которая смогла бы противостоять своей мощью государственной машине любого государства, правительство которого нарушает экологию, охрану окружающей среды.
Необходимость создания такого центра вытекает из процессов глобализации человечества, связанной с тем, что благодаря взаимозависимости современного производства и обмена, благодаря общим технологиям и принципам ведения экономики осуществляется экономическая и социальная взаимосвязанность мира. Эта взаимосвязанность сказывается и на экологическом уровне, в глобализации экологических проблем, которые требуют своего неотложного решения.
Чтобы создать такой Центр, необходимо получить поддержку со стороны ассоциации экологических движений в международном плане.
Такой центр должен стать международным объединением экологических движений.
Однако, пока в мире такая международная демократическая организация еще не создана, важная роль в деле объединения экологических движений продолжает оставаться за ООН, причем не только в деле развития международного сотрудничества по защите и сохранению окружающей среды, но и в вопросе координации деятельности экологических движений.
ООН помогает представителям экологических движений как представителям неправительственных организаций участвовать в работе международных агентств по финансам и вопросам развития окружающей среды. Кроме того, ООН отражает в отчетах Генеральной Ассамблеи данные по вопросам охраны окружающей среды, собранные и предъявленные в ООН экологическими движениями.