Мюiщународного морского права 15 страница
В качестве примера двустороннего соглашения, которое проти воречит Конвенции ООН по :морскому праву, можно назвать Со глашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, подписанное 1 июня 1990 г. Шеварднадзе и Бейке ром, занимавшими в то время посты глав дипломатических ве домств двух стран. Соглашение подлежало ратификации. Оба пра вительства обязались ввести его в действие с 15 июня 1990 г. Через год США ратифиuировали это Соглашение как очень выгодное для них, а Россия как правопреемница СССР до настоящего вре мени не сделала этого, имея на то веские основания.
174 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
Соглашение подверглось серьезной критике в российских офи циальных кругах, в Государственной Думе, в прессе. Обращалось внимание на то, что это Соглашение не отвечает национальным интересам России и несовместимо с основными положениями международного права.
В результате подписания этого Соглашения под юрисдикцией Соединенных Штатов, по мнению Госдепартамента, будет нахо диться 70% Берингова моря, что увеличивает водное пространство этой страны -исключительную экономическую зону и континен тальный шельф -на 45 тыс. квадратных километров (по другим подсчетам, от 51 тыс. до 73 тыс. квадратных километров). Таким образом, США по данному Соглашению получат намного больше квадратных километров пространства, чем они получили бы в том случае, если бы использовался метод равноотстоящей линии меж ду побережьями двух стран. При этом в отдельных районах исклю чительная экономическая зона России не достигает признанного в международном праве 200-мильного предела, в то время как ис ключительная экономическая зона США выходит за максималь ный предел.
И хотя в момент подписания указанного Соглашения Конвен ция ООН по морскому праву не вступила в силу, уже в период ее разработки по основным вопросам правового статуса исключи тельной экономической зоны сложились обычные нормы между народного права, которые стали договорными для rосударств участников с момента вступления Конвенции в силу (в том числе и обычная норма международного права о 200-мильном пределе ис ключительной экономической зоны, что подтверждается и нацио нальными законами большинства стран).
Кроме того, подписание Соглашения 1990 г. противоречит обычной норме международного права об использовании государ ствами при делимитации срединной или равноотстоящей линии при отсутствии особых обстоятельств.
Можно еще добавить, что в соответствии с Конвенцией 1982 r. делимитация исключительной экономической зоны осуществля ется в целях достижения справедливого решения. Нет сомнений в TOI\I, что в содержание принципа справедливости включается учет всех обстоятельств, относящихся к конкретной делимитации мор ских пространств.
Вряд ли можно говорить о справедливости и учете особых об стоятельств, если мы посмотрим на фактическую картину, ело-
§ 8. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 175
жившуюся в результате подписания Соглашения 1990 г. Под юрис дикцией США оказался срединный участок Берингова моря пло щадью около 16,6 квадратных километров, в котором советские рыболовные суда ежегодно вылавливали около 152 тыс. тонн цен ных видов рыб. В настоящее же время российские суда не допуска ются американскими властями к <<спорному,> сегменту, хотя Со глашение 1990 г. не вступило в силу, поскольку не ратифицирова но одной из его сторон. На залежи газа, обнаруженные в этом морском пространстве, и на нефтеносные участки, находившиеся в исключительной экономической зоне США, власти этого госу дарства уже начали продавать лицензии. Трудно также говорить о принципе справедливости, если сопоставить уровни экономиче ского развития России и США.
В связи с изложенным в повестку дня Государственной Думы неоднократно ставился вопрос об отказе России от ратификации Соглашения 1990 г.
Для разработки заключения с аргументированными выводами по существу Соглашения 1990 г. в Государственной Думе создана рабочая группа из депутатов, представителей заинтересованных ведомств и ученых-международников. После завершения этой ра боты планируется предложить компетентным органам власти Рос сии поставить вопрос перед США о разработке нового или допол нительного соглашения по данному вопросу, основанного на принципах международного права, в целях достижения действи тельно справедливого решения.
§ 8. Морское дно за пределами национальной юр11сд11кц1111
Богатства морского дна за пределами действия юрисдикции государств стали в связи с научно-техническим прогрессом дос тупными. Закономерно встал вопрос о том, кому они принадле жат.
С появлением технической возможности разведывать и разра батывать глубоководные ресурсы морского дна за пределами на циональной юрисдикции возникли различные концепции о том, кому принадлежат эти ресурсы в качестве «общего наследия чело вечества,>.
Концепция общего наследия человечества возникла в 1960-е rr. Считается, что применительно к морскому дну за пределами юрис-
176 Глава 11. Межnународно-правовой режим морских пространств
дикции государств она впервые была выдвинута представителем Мальты в 1967 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Концеп ция общего наследия получила подтверждение в резолюциях Гене ральной Ассамблеи ООН 1 и ЮН КТАд. Эта концепция была за фиксирована в Декларации принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции 1970 г.2, а также в Хартии экономических прав и обя занностей государств 1974 г.3
Концепция общего наследия в рассматриваемый период време ни находилась в процессе становления, так что еще рано было го ворить о возникновении новой нормы международного права. Од нако в Хартии содержалось пожелание, чтобы путем заключения общепризнанного международного договора, носящего универ сальный характер, был установлен международный режим, рас пространяющийся на международный район морского дна (Район) за пределами юрисдикции государств и на его ресурсы.
Концепция общего наследия человечества изначально включа ла в себя:
1) запрет на присвоение морского дна за пределами юрисди к ции государств (ни одно государство не вправе претендовать здесь на суверенитет или юрисдикцию);
2) право всех государств участвовать в управлении этими ресур сами;
3) право всех государств получать выгоды от этих ресурсов с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран.
Вряд ли оправданно, на наш взгляд, говорить о том, что эта концепция стала в отношении Района в определенный промежу-
I В 1969 r. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 2574 (XXIV), со держащую призыв к мораторию на глубоководные разработки на морском дне.
2 Принята 17 декабря 1970 r. Резолюцией 2749 (XXV). В соответствии с п. 3 Декларации «никакое государство или лицо, физическое ил11 юриnическое, не бу дет претендовать на права, осуществлять или приобретать права в отношении это го района или его ресурсов, несовместимые с международным режимом, который должен быть установлен, и принципами настоящей Декларации».
з Принята 12 декабря 1974 r. Резолюцией 3281 (XXIX). В соответствии со ст. 29 Хартии «дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции, а также ресурсы этого района являются общим наследием челове чества. На основе принципов, принятых Генеральной Ассамблеей в Резолюции 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 года, все государства обеспечивают, чтобы разведка этого района и разработка его ресурсов осуществлялись исключительно в мирных целях и чтобы получаемые от этого выгоды справедливо распределялись между всеми государствами с учетом особых интересов и нужд развивающихся стран,,.
§ 8. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 177
ток времени международным обычаем. Она возникла сразу как со вокупность определенных договорных норм.
Часть Xl Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., а также конкретизирующие ее положения Приложение Ill «Основные ус ловия поиска, разведки и разработки>> и Приложение IV <<Устав Предприятия>> специально посвящены этому вопросу.
Процесс подготовки проекта Конвенции ООН по морскому праву шел трудно и долго. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН решила, что технологические и другие изменения в мире требуют от международного сообщества урегулировать использование
:морского дна за пределами действия национальной юрисдикции. Для изучения этого вопроса Ассамблея учредила специальный ко митет (Комитет по морскому дну), который начал подготовитель ную работу к созыву 111 Конференции ООН по морскому праву. Конференция продлилась с 1973 по 1982 г. На 10-й сессии США заявили, что они испытывают трудности в связи с положениями, касающимися морского дна. В результате США в 1982 г. проголо совали против принятия текста Конвенции.
Конвенция ООН по морскому праву вступила в силу 16 ноября 1994 г. (через 12 лет после ее подписания). Причиной этого стали режим морского·дна и позиции стран, имевших соответствующие технологии, в частности США, которые отрицательно относились к самой Конвенции. Эти причины были устранены в 1994 г. путем заключения Соглашения об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Исходя из п. 4 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 28 июля 1994 г. No 48/263 Соглашение подлежит толкованию и при менению вместе с частью Х1 Конвенции ООН по морскому праву как единый документ. В случае какого-либо несоответствия между Со глашением и частью XI Конвенции преимушественную силу имеют положения Соглашения, которое вступило в силу 28 июля 1996 г.
Лишь после заключения Соглашения участниками Конвенции стали крупные промышленно развитые государства. США до сих пор не участвуют в Конвенции 1982 г., хотя в целом положительно оценивают ее современный статус (с учетом положений Соглаше ния 1994 r.).
В Соглашении 1994 г. были зафиксированы следующие осново полагающие положения, изменяющие общий подход к реализации режима <<общего наследия человечества,>.
178 Глава Il. Международно-правовой режим морских пространств
1. Этот режим был поставлен под контроль крупных промыш ленно развитых стран за счет сдвига в соотношении компетенции высшего и исполнительного органов Международного органа по морскому дну (Органа) (в пользу исполнительного органа, являю щегося органом ограниченного состава, в котором ведущие держа вы «зарезервировали» себе места).
2. Передача технологий была поставлена на коммерческую ос нову (в отличие от первоначально предполагаемой безвозмездной передачи).
3. На деятельность по международной торговле ресурсами мор ского дна были распространены положения Генерального согла шения по тарифам и торговле (ГАТГ), а таюке было подтверждено, что эта торговля осуществляется с учетом положений международ ных товарных соглашений и деятельности международных товар ных организаций, имеющих отношение к добываемому на мор:. ском дне <<товару,>.
4. Работа на первоначальном этапе организуется по максималь но «экономичной,> схеме (так, например, роль Предприятия' вы полняет Секретариат).
Хотя Конвенция 1982 г. долго не вступала в силу, в ее рамках была предпринята попытка реализации режима <<общего наследия человечества» вопреки попыткам отдельных государств установить национальный режю,-1 присвоения ресурсов морского дна либо вступить в сепаратные договоренности 2•
В связи с этим следует иметь в виду, что Резолюция 1 <<Об уч реждении Подготовительной комиссии для Международного орга на по морскому дну и ДЛЯ Международного трибунала по морско му праву>> и Резолюция 11 <<0 предварительных капиталовложениях в первоначальную деятельность, связанную с полиметаллически ми конкрециями», принятые на III Конференции ООН по морско му праву, не создавали норм международного права, оставаясь лишь рекомендациями.
В соответствии с Резолюцией I была учреждена Подготовитель ная комиссия для Международного органа по морскому дну и
I Подробнее об органах Международного органа по морскому дну см. в rл. Х учебного пособия.
2 Так, в 1982 r. Великобритания, США, Франuия и ФРГ подписали Соглаше ние о временных договоренностях относительно полиметаллических конкреций глубоководного морского дна; в 1984 r. эти же государства, а также Бельгия, Ита лия, Нидерланды и Япония подписали Временное соглашение о горных разработ ках на глубоководном морском дне.
§ 8. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 179
Международного трибунала по морскому праву, которой было по ручено подготовить проекты норм, правил и процедур, необходи мых для того, чтобы Орган смог приступить к осуществлению сво их функций. В 1983 r. в Кингстоне (Ямайка) Подготовительная ко миссия провела сессию, с тем чтобы начать работу по созданию Международного органа по морскому дну и Международного три бунала по морскому праву.
В Резолюции II рассматривались вопросы о капиталовложени ях, сделанных до вступления Конвенции 1982 r. в силу (предвари тельные капиталовложения в первоначальную деятельность), и было введено понятие первоначального вкладчика, который мог начинать деятельность в Районе до вступления в силу Конвен ции.
Любой первоначальный вкладчик• , зарегистрированный Ко миссией, вправе подать заявку на разведку и разработку ресурсов Района. Такая заявка должна охватывать целый район, который не обязательно является единым непрерывным районом, но является достаточно общирным и имеющим достаточную предположитель ную коммерческую ценность, чтобы позволить ведение двух опе раций по добыче. В заявке указываются координаты района, а так же координаты, разделяющие район на две части одинаковой предположительной коммерческой ценности, и содержатся все имеющиеся у заявителя данные об обеих частях района.
Упомянутая Комиссия определяет часть Района, которая долж на быть зарезервирована в соответствии с Конвенцией для осуще ствления деятельности Органом через свое Предприятие само стоятельно или в ассоциации с развивающимися государствами. Другая часть Района выделяется первоначальному вкладчику как первоначальный район. При этом ни за одним первоначальным вкладчиком не может быть зарегистрировано более одного перво начального района.
Каждый заявитель на регистрацию в качестве первоначального вкладчика должен уплатить Комиссии сбор. Помимо этого каж дый зарегистрированный первоначальный вкладчик должен упла чивать установленный сбор в размере I млн долл. США ежегодно начиная с даты вьщеления первоначального района.
I В качестве государств первоначальными вкладчиками могли быть Индия, СССР, Франция и Япония, а также любое развивающееся государство при усло вии подписания ими Конвенции 1982 r.
180 Глава II. Международно-правовой режим морских пространств
В соответствии с Конвенцией 1982 r. и Соглашением 1994 r. Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Это понятие включает следующие основные элементы:
1) ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении Района или его ресурсов. Никакие притязания такого рода или осуществ ление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвое ние не признаются. Это положение, естественно, не может иметь обратную силу. Так, например, если к моменту вступления в силу Конвенции 1982 r. морское дно Арктики находилось под суверени тетом какого-либо государства в силу J'\Iеждународно-правовоrо обычая, оно не может рассматриваться как Район (исходя из опре деления Района в Конвенции);
2) все права на ресурсы Района принадлежат всему человечест ву, от имени которого действует Орган;
3) Орган заключает контракты на разработку ресурсов с заинте ресованными лицами либо осуществляет эту деятельность через посредство собственного Предприятия. В результате образуются доходы, которые принадлежат всему человечеству;
4) деятельность в Районе осуществляется на благо всего челове чества с особым учетом интересов и НуЖД развивающихся госу дарств и народов, которые не достигли полной независимости или иного статуса самоуправления.
В Соглашении раскрывается механизм оказания экономиче ской помощи развивающимся странам. Орган учреждает Фонд экономической помощи. Объем средств, выделяемых на оказание помощи, периодически определяется исполнительным органом (Советом Органа). Для учреждения Фонда экономической помо щи используются средства, поступающие в виде платежей от лиц, с которыми заключены контракты, включая Предприятие, а также добровольные взносы;
5) Район открыт для использования исключительно в мирных целях;
6) морские научные исследования в Районе в отношении его ресурсов осуществляются на благо всего человечества. Они :могут осуществляться как государствами-участниками, так и Органом;
7) в отношении деятельности в Районе принимаются меры, не обходимые для обеспечения эффективной защиты морской среды. Речь идет о защите и сохранении природных ресурсов Района и
§ 8. Морское дно за пределами наuиональной юрисдикuии 181
предотвращении ущерба флоре и фауне морской среды (от вред ных последствий таких видов деятельности, как бурение, драгиро вание, выемка грунта, удаление отходов, строительство и эксплуа тация или техническое обслуживание установок, трубопроводов и других устройств, связанных с такой деятельностью). Орган при нимает соответствующие нормы, правила и процедуры;
8) деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде. О монтаже и удалении· ис кусственных островов, установок и сооружений должно делаться надлежащее оповещение, они не могут устанавливаться там, где это может создать помехи пля использования признанных морских путей, вокруг них создаются зоны безопасности. Эти сооружения не имеют статуса островов;
9) деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом интересов прибрежных государств. Так, в отношении месторожде ний, которые одновременно находятся в пределах национальной юрисдикuии, деятельность осуществляется с должным учетом прав и правомерных интересов государства, в пределах юрисдик uии которого находятся такие месторождения;
1О) деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом интересов нетто-импортеров полезных ископаемых, добываемых в Районе. Под нетто-экспортерами понимаются государства, пля ко торых экспорт данного товара играет существенную роль'. Эти го сударства имеют преимущественное право на участие в деятельно сти Совета Органа.
В соответствии со ст. 143 Конвенции 1982 r. Орган принимает меры для: <<а) получения технологии и научных знаний, связанных с деятельностью в Районе; Ь) содействия передаче развивающимся государствам такой технологии и научных знаний и поощрения ее с тем, чтобы все государства-участники получали от этого выгоду». Государства сотрудничают в этом с Органом.
Из содержания названной статьи можно сделать вывод о том, что технологии должны передаваться безвозмездно. В разд. 5 Со глашения 1994 r. эта статья была конкретизирована: <<Предпри ятие, а также развивающиеся государства, желающие приобрести технологию глубоководной разработки морского дна, стремятся приобрести такую технологию на справедливых и разумных ком-
' Так, например, в Заире сосредоточено около трети всей мировой добычи ко бальта, в Габоне и Индии -примерно по 8% мировой добычи марrанuевой руды.
182 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
мерческих условиях>>. Речь, таким образом, в настоящее время идет не о бесплатной передаче, а о приобретении технологии.
Деятельность в Районе осуществляется в целях рационального использования ресурсов и обеспечения при этом стабильности рынков.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. Орган принимает меры, необходимые для содействия росту, эффективности и стабильно сти рынков тех сырьевых товаров, которые производятся из полез ных ископаемых, добываемых в Районе, по ценам, выгодным для производителей и справедливым для потребителей.
Орган имеет право участвовать в любой межцународной орга низации по сырьевым товарам, касающейся товаров, добываемых в Районе, а также имеет право становиться участником любого то варного соглашения.
Согласно разд. 6 Соглашения 1994 г. «освоение ресурсов Района осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципамИ>>. К деятельности в Районе применяются положения ГАТТ1 и смежных с ним соглашений.
Распространение ГАТТ на деятельность в Районе требует осо бого комментария. Парадоксально, но ГАТТ не распространяется на торговлю сырьевыми товарами (в силу положений п. <<g>> и <,11» ст. ХХ, а также практики их применения). Так что действующее в настоящее время ГАТТ-1994 применяется в отношении сырьевых товаров лишь к полезным ископаемым, добытым в Районе.
В соответствии с ГАТТ-1994 государство принимает на себя следующие основные обязательства в отношении иностранного товара:
l ) сведение к минимуму тарифных ограничений при ввозе;
2) запрет нетарифных ограничений при ввозе;
3) предоставление режима наибольшего благоприятствования;
4) предоставление национального режима;
5) свобода транзита.
Тем самым обеспечивается возможность поступления на на циональные рынки добытых в Районе полезных ископаемых на ра зумных коммерческих условиях. В Конвенции 1982 г. особое вни мание обращается на запрет дискриминации полезных ископае мых Района по сравнению с иными полезными ископаемыми.
I Подробнее о ГАТТ и ВТО см.: Зенкин И. В. Межпународное торговое право.
м., 2010.
§ 8. Морское дно за пределами национальной юрисдикции 183
Распространение на деятельность в Районе соглашений, смеж ных с ГАТТ, означает в настоящее время распространение на нее (с учетом специфики продукции) в первую очередь следующих международных договоров:
1) Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер;
2) Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпин говый кодекс);
3) Соглашение по применению статьи VП ГАТТ (Соглашение о таможенной оценке);
4) Соглашение по предотгрузочной инспекции;
5) Соглашение по правилам происхождения;
6) Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
7) Соглашение по защитным мерам;
8) Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. В Со глашении 1994 r. обращается особое внимание на то, что государ ственное субсидирование деятельности лиц данного государства в Районе не допускается.
Деятельность в Районе осуществляется по так называемой па раллельной системе: 1) Предприятием Органа и 2) государствами участниками, либо государственными предприятиями, либо в слу чае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных субъектов.
Согласно Приложению I [Iк Конвенции все районы морского дна за пределами национальной юрисдикции делятся на зарезер вированные и незарезервированные.
Зарезервированные районы предназначены в первую очередь для Предприятия (хотя Предприятие вправе подать заявку и в от ношении любого другого района).
Для доступа в Район необходимо, чтобы Орган утвердил план работ. Если деятельность в Районе осуществляется не Предпри ятием, план работы утверждается в форме контракта.
Производитель работ представляет Органу заявку, в которой со держится план работ: указываются годовые уровни добычи и при мерные расходы. Заявка сопровождается оценкой потенциального экологического воздействия предлагаемой деятельности и описа нием программы океанографических и фоновых экологических исследований в соответствии с нормами, правилами и процедура-
184 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
ми, принятыми Органом. Заявитель получает разрешения на про изводство (как правило, за пять лет до планируемого начала про мышленного производства) на запрашиваемом уровне, если этот уровень не превышает определенного предела.
Когда необходимо сделать выбор из числа заявителей для выда чи разрешений на производство вследствие ограничения произ водства, Орган предоставляет приоритет тем заявителям, которые:
.1:J::щаот.лучшую финансовую и техническую квалификацию и уже показали себя;
обеспечат более ранние финансовые выгоды для Органа, учи тывая намеченные сроки начала промышленного производства;
уже вложили много средств и усилий в поиск или разведку.
Для покрытия административных расходов, возникающих в ре зультате рассмотрения заявок на утверждение плана работы в фор ме контракта на разведку и разработку, взимается сбор в сумме 500 тыс. долл. США за одну заявку.
Орган предоставляет производителю работ исключительное право на разведку и разработку района, указанного в плане работ, в отношении конкретной категории ресурсов и обеспечивает, чтобы никакой другой субъект не вел в этом же районе операций таким образом, который мог бы препятствовать операциям производите ля работ.
Все государства -участники Конвенции 1982 г. являются чле нами Органа. Местопребывание Органа -Ямайка 1 •
Работа в начальный период. В соответствии с Соглашением 1994 г. Орган работает экономно. Функции Органа в начальн ый период после вступления Конвенции в силу осуществляются Ас самблеей, Советом, Секретариатом, Юридической и технической комиссией и Финансовым комитетом. Функции Экономической плановой комиссии выполняет Юридическая и техническая ко миссия.
Финансовый комитет. Соглашением 1994 г. учреждается Фи нансовый комитет. В состав Комитета входят 15 членов, обладаю щих надлежащей квалификацией в финансовых вопросах. Госу дарства выдвигают в Комитет кандидатов, обладающих высоким уровнем компетентности и добросовестности.
I О главных органах Международного органа по морскому дну см. в гл. Х учеб ного пособия.
§ 8. Морское дно за пределами наuиональной юрисдикuии 185
Рекомендации Финансового комитета учитываются Ассамбле ей и Советом при принятии решений по всем актуальным финан совым вопросам.
Правовой статус Предприятия Органа определен в его Уставе. Предприятие осуществляет добычу полезных ископаемых в Рай оне, а также их транспортировку, переработку и сбыт.
Деятельность Предприятия осуществляется <<В соответствии с разумными коммерческими принципами>>.
Предприятие является органом Органа, но в то же время имеет самостоятельную меЖдУнародную правосубъектность. Оно являет ся самостоятельной меЖдународной межгосударственной органи зацией и не отвечает по обязательствам Органа (а Орган не отвеча ет по обязательствам Предприятия), т. е. обладает правоспособно стью, необходимой для осуществления его функций и достижения его целей, и в частности способностью:
1) заключать контракты с производителями работ, а также со глашения с государствами и меЖдународными организациями;
2) приобретать, арендовать, владеть и распоряжаться недвижи мым и движимым имуществом;
3) выступать стороной в судебном разбирательстве.
Иски к Предприятию могут предъявляться лишь в суде государства-участника, на территории которого Предприятие во влечено в коммерческую деятельность.
Имущество и активы Предприятия пользуются иммунитетом от всех видов ареста , изъятия или исполнительного производства до вынесения окончательного решения против Предприятия, а также иммунитетом от реквизиции, конфискации, экспроприации или от любых других видов изъятия на основании решения испол нительных или законодательных органов Органа.