Мюiщународного морского права 12 страница
Свобода судоходства означает, что каждое государство незави симо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхо да к морю, обладает правом на то, чтобы суда под его флагом пла вали в открытом море. Свобода судоходства в равной степени рас пространяется и на невоенные суда (торговые, рыбопромысловые, научно-исследовательские), и на военные корабли и другие госу дарственные суда, состоящие только на некоммерческой государ ственной службе, а также на суда, плавающие под флагом ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ.
Поскольку в открытом море никакое государство не осуществ ляет своего суверенитета, международный правопорядок обеспе чивается пугем добровольного соблюдения всеми государствами своих обязательств по международным договорам, включая Кон венцию 1982 г. В ней предусматривается, что каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его фла гом. С учетом того, что между государством и судном должна су ществовать реальная связь, суда имеют национальность того госу дарства, под флагом которого они осуществляют плавание.
При определении статуса судов Конвенция устанавливает, что судно должно плавать под флагом только одного государства и,
138 Глава 11. Межпународно-правовой режим морских пространств
кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в ней или в других международных договорах, подчиняется его исклю чительной юрисдикции (ст. 92). При этом в административных, технических и социальных вопросах каждое государство осуществ ляет юрисдикцию и контроль независимо от местонахождения судна.
Исключительную юрисдикцию государства флага в открытом море следует выводить не из теории о судне как <<плавающей тер ритории» государства флага, подвергнутой справедливой критике в российской юридической литературе, а из принципа свободы су доходства и из самой природы морского судна как производствен ной единицы торгового или военного флота, созданной и органи зованной по законам государства флага 1 •
Характерным признаком военных кораблей или иных государ ственных судов, состоящих только на некоммерческой государст венной службе, является их полный иммунитет в открытом море от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (ст. 95 и 96 Конвенции).
В Конвенции 1982 г. дано следующее определение военных ко раблей: <<Для целей настоящей Конвенции <<военный корабль» оз начает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под комаНдованием офицера, кото рый состоит на службе правительства данного государства и фами лия которого занесена в соответствующий список военнослужа щих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчи ненный регулярной военной дисциплине>> (ст. 29).
В Конвенции 1982 г. решен также вопрос об уголовной ответст венности в случае столкновения судов в открытом море или како го-либо другого навигационного инцидента. Если такой инцидент происходит в открытом море и влечет уголовную или дисципли нарную ответственность капитана или какого-либо другого лица, служащего на судне, уголовное или дисциплинарное преследова ние против этого лица может быть возбуждено только перед судеб ными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого является данное лицо. Отобрать документы судоводителя или свидетельство о квалифи кации может после должной процедуры лишь государство, их вы-
I См. § 3 гл. l учебного пособия.
§ 5. Открытое море 139
давшее, даже если их владелец не является гражданином этого го сударства. Несколько статей части VIJ <<Открытое море» Конвен ции посвящено обязанности государств сотрудничать между собой в открытом море в пресечении пиратства, незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море в нарушение действую щих международных конвенций по это:му вопросу, и в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.
В Конвенции 1982 г. перечислено несколько исключительн ых случаев, когда в плавание торговых судов в открытом море имеют право вмешиваться военные корабли и летательные аппараты, а также другие государственные суда и летательные аппараты, со стоящие на правительственной службе и специально уполномо ченные на это. Подобные случаи являются изъятиями из принци па исключительной юрисдикции государства флага. К ним отно сятся: право на осмотр (ст. 110); захват пиратского судна или пиратского летательного аппарата (ст. 105); пресечение несанк ционированного вещания из открытого моря (ст. 109); право пре следования по горячим следам иностранных судов, нарушивш их законы и правила прибрежного государства (ст. 111).
Военные корабли и летательные аппараты, а также другие госу дарственные суда и летательные аппараты, состоящие на государ ственной службе и должным образом уполномоченные, вправе подвергнуть в открытом море осмотру иностранное судно, не обла дающее полным иммунитетом (т. е. в основном торговое судно), если у них есть разумные основания считать, что: это судно зани мается пиратством, работорговлей, несанкционированным веща нием, не имеет национальности; или хотя на нем поднят ино странный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный воен ный корабль.
Акт вмешательства в случае осмотра заключается в том, что по дозреваемое судно останавливают военные корабли, летательные аппараты и другие государственные суда, уполномоченные на это, спускают шлюпку с группой членов экипажа во главе с офицером и поднимаются на борт судна для его осмотра. Если после провер ки документов подозрения остаются, то офицер может произвести дальнейший досмотр на борту судна. Если подозрения оказывают ся необоснованными, подозреваемому судну возмещаются любые
140 Глава 11. Межnународно-правовой режим морских пространств
причиненные убытки или ущерб (например, связанные с невоз можностью выполнить рейс по расписанию).
Другие упомянутые случаи связаны с совершен ными на море правонарушениями, в том числе преступлениями международного характера. Одним из таких преступлений является пиратство: шо бой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами ка кого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находя щихся на их борту, в открытом море или в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства (например, в воздушном про странстве над открытым морем).
Пиратским судном являются судно или летательный аппарат, если они предназначены лицами, имеющими над ними власть, для совершения одного из указанных выше действий.
К указанным пиратским действиям приравниваются те же дей ствия, совершенные военным кораблем, государственным судном или государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом (ст. 102 Конвенции).
Военные корабли и летательные аппараты либо другие государ ственные суда и летательные аппараты, специально уполномочен ные и состоящие на правительственной службе, в открытом море или в любом месте вне юрисдикции любого государства могут за хватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно или летательный аппарат, захваченные посредством пират ских действий и находящиеся во власти пиратов, арестовать нахо дящихся на этом судне или в летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество. Судебные учреждения государст ва, которое совершило захват, могут выносить постановления о наказаниях, определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов и имущества (ст. 105, 107 Конвенции).
В Конвенцию 1982 г. была включена ст. 109 о несанкциониро ванном вещании из открытого моря, которой не было в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Несанкционированное веща ние определяется как передача в нарушение международных пра вил звуковых радио- и телевизионных программ с судна или уста новки в открытом море, предназначенных для приема населением,
§ 5. Открытое море 141
за исключением, однако, передачи сигналов бедствия. Любое ли цо, занимающееся несанкционированным вещанием, может быть привлечено к ответственности в суде:
1) государства флага судна;
2) государства регистрации установки;
3) государства, гражданином которого является это лицо;
4) любого государства, где могут приниматься передачи;
5) любого государства, санкционированной радиосвязи которо го чинятся помехи.
Таким образом, установлена <<Конкурирующая юрисдикция>>. Конфликт юрисдикции должен решаться, очевидно, на основе со глашений государств о правовой помощи по уголовным делам и соглашений о выдаче (экстрадиции).
В открытом море любое государство, имеющее соответствую щую юрисдикцию, с помощью своих военных кораблей и лета тельных аппаратов и других должным образом уполномоченных судов, состоящих на государственной службе, может подвергнуть сначала осмотру судно или установку, подозреваемые в несанк ционированном вещании. Если подозрения оказываются обосно ванными, любое лицо или судно, занимающиеся несанкциониро ванным вещанием, могут быть арестованы, а передающая аппара тура -конфискована.
Целесообразность включения в Конвенцию ООН по морскому праву такого дополнительного изъятия из принципа исключитель ной юрисдикции государства флага была обусловлена тем, что уча стились случаи распространения так называемого радиопиратст ва -радиовещания на территории государства без его разрешения и в нарушение установленных правил с судов и установок, находя щихся в открытом море. Радиопиратство наносило большой вред политике разрядки международной напряженности, использова лось нередко в идеологических целях и тем самым препятствовало развитию сотрудничества между государствами. В связи с отсутст вием в международном морском праве норм, предоставляющих го сударствам право пресекать деятельность иностранных судов, зани мавшихся радиопиратством из открытого моря, многие государства (например, Дания, Нидерланды, Швеция) пошли по пути распро странения в одностороннем порядке своей юрисдикции на такого рода действия. Однако подобные меры оказались недостаточными для эффективной борьбы с несанкционированным вещанием.
142 Глава 11. Международно-правовой режим морских пространств
Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага в открытом море является также установленное Женевской конвен цией об открытом море 1958 r. и модифицированное Конвенцией 1982 r. право прибрежных государств осуществлять преследование по горячим следам иностранных судов в открытом море за наруше ние законов и правил прибрежного государства. Такое преследова ние может быть предпринято, если у компетентных властей при брежного государства есть достаточные основания считать, что судно нарушило законы и правила этого государства. Есть три не обходимых условия правомерности такого преследования:
l) преследование должно начаться тогда, когда у прибрежного государства имеются достаточные основания считать, что ино странное судно нарушило законы и правила прибрежного государ ства;
2) преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних морских водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в при лежащей зоне преследующего государства;
3) преследование может продолжаться в открытом море только в том случае, если оно не прерывается.
Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, то пре следование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, включая зоны безопасности во круг установок на нем, законов и правил прибрежного государст ва, применимых в соответствии с Конвенцией в отношении ис ключительной экономической зоны или континентального шель фа, включая такие зоны безопасности.
Преследование по горячим следам считается начатым только тогда, когда преследующее судно удостоверилось с помощью нахо дящихся в его распоряжении средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок находятся в пределах территориального моря или в зависимости от случая в прилежащей зоне, или в исключи тельной экономической зоне, или над континентальным шель фом. Преследование может быть начато только после сигнала ос тановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяю щей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.
§ 5. Открытое море 143
Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства либо какого-либо третьего государства.
В Конвенции 1982 г. подчеркиваются особенности преследова ния по горячим следам летательными аппаратами. Предусматри вается, что летательный аппарат, отдающий приказ об остановке судна-нарушителя, должен сам активно его преследовать, пока ка кое-либо судно или другой летательный аппарат прибрежного го сударства, вызванный первым летательным аппаратом, не прибу дет на место, чтобы продолжить преследование, если только лета тельный аппарат сам не может задержать судно, нарушившее законы и правила прибрежного государства. Таким образом, если судно-нарушитель не получило приказа остановиться и одновре менно не преследовалось этим летательным аппаратом либо дру гими летательными аппаратами или судами, продолжавшими не прерывное преследование, то для оправдания задержания судна вне территориального моря нельзя признать достаточным, чтобы судно было просто замечено летательным аппаратом как совер шившее нарушение или как подозреваемое в его совершении.
Право на вмешательство в плавание торговых судов в качестве изъятия из исключительной юрисдикции государства флага судна установлено также в Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. 1
Следующая свобода открытого моря -свобода полетов лета тельных аппаратов 2над открытым морем. В этом пространстве ка ждое воздушное судно подчиняется только юрисдикции регистра ции судна. В соответствии с Чикагской конвенцией о междуна родной гражданской авиации 1944 г. в пространстве над открытым морем действуют Правила полетов над открытым морем, установ ленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) (Приложение 2). Формально воздушные суда не обязаны здесь соблюдать какие-либо маршруты, но согласно установив шейся практике полеты совершаются по маршрутам обслужива ния воздушного движения, которые определяются на аэронавига ционных совещаниях ИКАО.
I Подробнее об этом см. в § 2 гл. Vll учебного пособия.
2 В понятие «летательный аппарат» входят не только воздушные суда (самоле ты), но и суда на воздушной подушке, аэростаты, дирижабли, экранопланы.
144 Глава 11. Межпународно-правовой режим морских пространств
Основные правила Чикагской конвенции и Приложения 2 к ней не распространяются на государственные воздушные суда. Од нако Ассамблея И КАО рекомендовала, чтобы полеты таких судов осуществлялись, насколько возможно, с учетом Приложения 2
«путем согласования этого вопроса с государствами, осуществляю щими обеспечение воздушного движения в определенном районе открытого морЯ>>.
Вне рамок Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. неко торые государства (Канада, США, Филиппины, Япония и др.) ус тановили вдоль своего побережья воздушные зоны безопасности (в пределах 200-300 морских миль) для идентификации воздуш ных судов и контроля за их полетом в целях обеспечения нацио нальной безопасности. К воздушным судам предъявляются тре бования сообщить данные о самом судне и направлении его по лета.
В 1984 r. на чрезвычайной сессии И КАО Чикагская конвенция была дополнена ст. 3 Ьis, согласно которой государства-участники приняли на себя обязательства при перехвате иностранного воз душного судна, нарушившего государственную границу какого либо государства или уклонившегося от авиатрассы, действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь пассажиров и безопасность самого воздушного судна, воздерживаться от приме нения силы в отношении его.
Свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов действует в открытом море с соблюдением части VI <<Континентальный шельф,> Конвенции 1982 г. В этой части необходимо обратить вщ1- мание на следующие положения. Во-первых, в ст. 78 указано, что осуществление прав прибрежного государства в отношении кон тинентального шельфа не должно ушемлять свободу судоходства и иные права и свободы других государств, предусмотренные в Кон венции, или приводить к любым неоправданным помехам их осу ществлению. Во-вторых, в ст. 79 Конвенции указано, что все госу дарства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопро воды на континентальном шельфе прибрежных государств.
Прибрежные государства, осуществляя право на разведку и раз работку природных ресурсов своего континентального шельфа и принимая разумные меры для предотвращения, сокращения и со хранения под контролем загрязнения от трубопроводов, не могут препятствовать прокладке или поддержанию в исправности под водных кабелей и трубопроводов. Однако определение трассы для
§ 5. Открытое море 145
прокладки таких кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе осушествляется с согласия прибрежного государства. По следнее сохраняет за собой право определять условия прокладки кабелей и трубопроводов или юрисдикцию в отношении кабелей и трубопроводов, проложенных или используемых в связи с развед кой им ресурсов континентального шельфа и их разработкой. Прибрежное государство не должно препятствовать их возможно му ремонту.
Таким образом, в Конвенции 1982 г. содержатся в достаточной мере сбалансированные нормы, направленные на разумное совме щение суверенных прав прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов его континентального шельфа со свободой су доходства и свободой прокладки подводных кабелей и трубопрово дов, которыми вправе пользоваться в открытом море все государ ства.
Свобода рыболовства -один из важнейших элементов свободы открытого моря. Она осуществляется с соблюдением разд. 2 <<Со хранение живых ресурсов открытого моря и управление ими» ча сти VII. Согласно ст. 116 все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море при усло вии соблюдения их договорных обязательств, прав, обязанностей и интересов прибрежных государств и положений разд. 2.
Из указания на необходимость соблюдения договорных обяза тельств следует, что свобода рыболовства является регулируемой, т. е. не может быть реализована без заключения государствами до полнительных соглашений. В условиях усовершенствования ры бопромысловых судов, орудий лова, масштабов промысла районы плавания таких судов стали фактически неограниченными. В свя зи с опасностью перелова рыбы и тем самым опасностью для ее воспроизводства возникла необходимость упорядочить в рамках международных соглашений рыбный промысел, особенно в рай онах интенсивного действия рыбопромысловых судов различных стран. Ученые отвергли теорию неисчерпаемости биологических ресурсов Мирового океана. Возникла потребность в заключении не только соглашений об условиях рыбного промысла, в том числе о сезонах лова, допустимых квотах для договаривающихся госу дарств, но и соглашений о сохранении живых ресурсов Мирового океана. Было признано, что любая свобода является не абсолют ной, а ограниченной и должна быть предметом заключенных меж дународных соглашений о ее регламентации и реализации. Свобо-
146 Глава ll. Межлународно-правовой режим морских пространств
да рыболовства поэтому предполагает сотрудничество государств при использовании живых морских ресурсов и их сохранении. Об щая тенденция сводится к заключению международных соглаше ний либо о видах живых ресурсов (например, Международная кон венция по регулированию китобойного промысла 1946 г.), либо о рыболовстве в отдельных районах Мирового океана. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о будущем многостороннем. сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части Атлантического океана 1978 г., Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
Указание в ст. 116 Конвенции 1982 г. на необходимость соблю дения прав и интересов прибрежных государств означает, что сво бода рыболовства в полном объеме действует в настоящее время лишь за пределами исключительных экономических зон, в кото рых установлен особый режим использования живых морских ре сурсов.
В ст. 117 Конвенции предусмотрено, что все государства прини мают такие меры или сотрудничают с другими государствами в от ношении принятия для своих граждан таких мер, которые окажут ся необходимыми для сохранения живых ресурсов открытого мо ря. Эта норма обязывает договаривающиеся государства принять соответствующие национальные законы.
В Конвенции 1982 г. подтверждается практика сотрудничества государств в сохранении живых ресурсов и управлении ими в рай онах открытого моря. Государства, ведущие промысел живых ре сурсов в одном и том же районе или одних и тех же ресурсов, всту пают в переговоры в целях принятия мер, требуемых для сохране ния этих живых ресурсов, а в необходимых случаях сотрудничают в создании для данной цели субрегиональных и региональных орга низаций по рыболовству. Такая практика, обусловленная жизнен ными потребностями всех государств, получила уже широкое рас пространение.
Конвенция 1982 г. обязывает государства при определении раз мера допустимого улова и других мер по сохранению живых ресур сов открытого моря принимать на основе имеющихся научных данных меры в целях поддержания или восстановления популяции вылавливаемых видов на уровне, обеспечивающем максимальный устойчивый улов; передавать имеющуюся в их распоряжении ин формацию, статистические данные об уловах и другие данные, от носящиеся к сохранению рыбных запасов, и обмениваться такой
§ 5. Открытое море 147
информацией и данными на регулярной основе через компетент ные международные организации (универсальные, региональные и субрегиональные).
Свобода научных исследований -одна из свобод открытого моря, которая не упоминалась в Женевской конвенции 1958 r., хотя су ществовавшая уже в 1950-е rr. практика давала основания утвер ждать, что в то время она сформировалась как обычная норма меж дународного права. Сейчас эта свобода открытого моря является и договорной нормой, поскольку была включена в Конвенцию 1982 г. При рассмотрении вопроса о реализации данной свободы необходимо учитывать часть XIII «Морские научные исследова ния>> Конвенции 1982 г., а таюке ее части, которые посвящены ис ключительной экономической зоне и континентальному шельфу.
В ст. 238 указано, что все государства независимо от их геогра фического положения и компетентные международные организа ции имеют право проводить морские научные исследования при соблюдении прав и обязанностей других государств, предусмот ренных в настоящей Конвенции'. С учетом того, что прибрежные государства осуществляют юрисдикцию в отношении морских на учных исследований в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе (п. lf ст. 87, ст. 246), свобода научных исследований действует в районах открытого моря за пре делами исключительных экономических зон и континентального шельфа.
Морские научные исследования в международном районе мор ского дна осуществляются исключительно в мирных целях и на благо всего человечества в соответствии с частью XIII Конвенции. Морские научные исследования могут проводиться государ ствами-участниками и Международным органом по морскому дну, который тоже может заключать контракты с этой целью (ст. 143 Конвенции).
В перечень свобод открытого моря была включена новая свобо да открытого моря -свобода возводить в открытом .At0pe искусст венные острова, сооружения и установки. Провозглашение этой свободы было вызвано потребностями все более глубокого и де тального исследования и использования Мирового океана. Такие искусственные острова и установки необходимы как для проведе ния морских научных исследований, так и для разработки живых и
I Подробнее об этом см. в гл. VI учебного пособия.
148 Глава П. Международно-правовой режим морских пространств
минеральных морских ресурсов. В открытом море государства и межправительственные организации могут воздвигать установки, которые допускаются международным правом, т. е. соответствуют его основным принципам. Как известно, уже были построены на возведенных искусственных островах суперпорты, нефтехранили ща, функционирует значительное число установок для проведения научных исследований и для разработки минеральных ресурсов. Искусственные острова и установки не должны препятствовать осуществлению государствами других свобод открытого моря, на пример не должны создавать помехи использованию международ ных морских путей для судоходства либо использованию рыбопро мысловых районов. Искусственные острова не обладают статусом островов и потому не имеют ни территориального моря, ни исклю чительной экономической зоны, ни континентального шельфа. Вокруг установок, сооружаемых для различных целей, должны создаваться зоны безопасности.
В связи с тем что в исключительной экономической зоне и на континентс1J,ьном шельфе согласно Конвенции 1982 г. прибреж ное государство осуществляет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, сооружений, устано вок, свобода их возводить и использовать без получения чьих-либо разрешений действует только в пространствах открытого моря за пределами указанных выше его районов со специфическим режи мом.
Конвенция 1982 г. содержит часть IX <<Замкнутые или полу замкнутые моря». В ст. 122 указано, что <<для целей настоящей Конвенции <,замкнутое или полузамкнутое море» означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориаль ных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств,>. К ним относятся Красное, Балтийское, Черное и некоторые другие моря. Государства, омываемые такими морями, сотрудничают между собой непосредственно или через международную организацию, координируя управление живыми ресурсами моря, их сохранение, разведку и эксплуатацию, осуще ствление своих прав и обязанностей в отношении защиты и сохра нения морской среды, политику проведения морских научных ис следований и осуществление в случае необходимости совместных программ таких исследований в данном районе.
§ 6. Континентальный шельф 149
§ 6. Континентальный шельф
Правовой статус континентального шельфа впервые был зафик сирован в Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. Исходя из ст. 1 данной Конвенции под континентальным шельфом понима ются поверхность и недра морского дна подводных районов, при мыкающих к берегу, которые находятся вне зоны территориально го моря (до глубины 200 метров, или, за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработ ку естественных богатств этих районов). Континентальный шельф есть не только у материковой части суши, но и у островов.
Таким образом, континентальным шельфом в соответствии с этой Конвенцией является морское дно за пределами территори ального моря до такой глубины, которая позволяет его разработку. Есть основания полагать, что, если глубины, не позволяющие разработку шельфа, прервут его, а затем уменьшатся и морское дно вновь можно будет разрабатывать, это уже не будет континенталь