Тема: Сердце и кровеносные сосуды
Цели: формировать представление о системе кровообращения человека, о работе сердца, кровеносных сосудов; содействовать осознанию учащимися значения физических упражнений для укрепления сердца и сосудов, воспитанию у младших школьников стремления заниматься физкультурой, физическим трудом, делать физзарядку, играть в подвижные игры для поддержания и укрепления своего здоровья; развивать интерес к изучению своего организма, наблюдательность, логическое мышление.
Оборудование: таблица «Органы кровообращения», «Строение сердца», муляж сердца, схема на доске или плакате, карточки с заданиями.
Ход урока
Проверка домашнего задания проводится по методике «Взаимопроверка» (работа в парах). Вопросы для контроля знаний:
1. Из каких частей состоит скелет?
2. Какую роль в нашем организме выполняет скелет?
3. Какую роль в нашем организме выполняют мышцы?
4. От чего зависит осанка человека?
5. Назови признаки хорошей осанки.
6. Какие правила нужно соблюдать для того, чтобы сохранить хорошую осанку?
Ученики в парах отвечают по три вопроса.
После работы в парах можно провести игру «Верно ли, что…» (при верных утверждениях дети хлопают в ладоши, при неверных – машут руками):
– признаками хорошей осанки служат: прямая спина, расправленные плечи;
– при плохой осанке хуже работает сердце, труднее дышать;
– при письме нужно опираться грудью о стол;
– нельзя носить ранец и другие тяжести в одной руке;
– скелет служит для опоры тела и защиты внутренних органов от повреждения;
– мышцы служат опорой тела.
Изучение нового материала. На доске могут быть записаны вопросы для возбуждения интереса к изучаемой теме: Зачем человеку сердце? Какого цвета кровь? Что такое артерии и вены? Что такое пульс? Учитель спрашивает, на какие вопросы дети знают ответ. На остальные вопросы ответ можно будет найти в процессе изучения новой темы.
Ученики отгадывают загадку о сердце и проводят под руководством учителя небольшое исследование в соответствии с планом на стр. учебника … .
После практической работы ученики рассматривают таблицу с изображением кровеносной системы, устанавливают, из чего она состоит (из сердца и кровеносных сосудов). Обращается внимание, что кровеносные сосуды пронизывают буквально весь организм.
На доске можно записать:
Кровеносная система:
Сердце
Кровеносные сосуды
Какую же роль в нашем организме выполняет кровь? Для ответа на этот вопрос читается текст учебника «Сердце и кровеносные сосуды», первый абзац. После чтения абзаца выясняется: Какую роль в организме выполняет кровь? Для чего нам нужны питательные вещества? (Для роста, восстановления сил). Что бы было, если бы из организма не удалялся углекислый газ и другие вредные вещества? По чему движется кровь в нашем организме?
Далее учитель просит рассмотреть и сказать: Чем отличаются сосуды на таблице (размерами, цветом). Как вы думаете, почему кровеносные сосуды отличаются цветом?
Школьникам можно сообщить, что красным цветом на таблице показаны артерии – сосуды, по которым кровь течет от сердца. Кровь в них ярко-красного цвета, она богата кислородом и питательными веществами. Синим цветом показаны сосуды, которые называются венами. По венам кровь от всех органов возвращается к сердцу. Кровь в венах темно-вишневого цвета. Она насыщена углекислым газом и различными вредными веществами, которые выделяет наш организм. Самые мелкие, тончайшие сосуды называются капиллярами. Каждый капилляр в 50 раз тоньше волоса человека. Благодаря капиллярам в каждую клеточку нашего организма поступает кислород и питательные вещества и удаляется углекислый газ и другие вредные вещества. Схему, начатую ранее можно дополнить названиями кровеносных сосудов (но названия сосудов запоминать детям не надо).
После рассказа учителя делается вывод о значении крови в нашем организме. Учитель дополняет ответы учащихся еще одной функцией крови. Кровь – наша защитница. В крови есть клетки, которые всегда начеку и ведут постоянный бой с непрошенными гостями в нашем организме – вредными микробами, вызывающими болезни. На доске (или на плакате) строится схема:
Кровь
Разносит кислород и питательные вещества (артерии)
Уносит углекислый газ, другие вредные вещества (вены)
Защищает от микробов
Почему кровь движется? Как быстро движется кровь по сосудам? Ученики читают текст дальше и находят ответ на поставленные ранее вопросы. Чтобы проверить внимательность учеников, учитель предлагает и другие вопросы: По каким сосудам возвращается кровь в сердце? Чем она наполнена? Где кровь обогащается кислородом и очищается от углекислого газа? По каким сосудам сердце посылает кровь по всему телу?
Дальше организуется работа в парах или микрогруппах. Цель работы – обоснование роли физкультуры, спорта, физического труда для укрепления сердца.
Задания для совместной работы учащихся:
А. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы после него.
Два мальчика помогали родителям на дачном участке. Один очень быстро устал и стал себя чувствовать плохо. Пульс стал у него очень частым, появились боли в сердце. Второй мальчик работал с родителями долго и почти не устал.
1. Подумайте, почему первый мальчик устал быстро? 2. Почему у него появились боли в сердце? 3. Что можно сказать о втором мальчике? 4. Как вы думаете, у какого мальчика пульс был более частым? Почему? 5. Чтобы вы порекомендовали первому мальчику.
Б. Прочитайте текст в учебнике на стр. …. 1. Почему нужно укреплять сердце? 2.
Сделайте вывод, что нужно делать для укрепления сердца.
После обсуждения результатов работы схема на доске дополняется:
Сердце укрепляют: физкультура, спорт…
доброта, добрые дела, положительные эмоции
Закрепление знаний можно провести в виде игры «Цепочка знаний…». Игра проводится с мячом. Учитель начинает предложение: Сегодня на уроке … и бросает мяч одному из учащихся. Ученик, поймавший мяч, продолжает: я узнал, что.. (кровеносная система состоит из и т.д.) и бросает мяч другому ученику, который в свою очередь говорит: я узнал, что… Помогает детям играть схема на доске.
Если осталось время можно предложить детям порассуждать над народными поговорками, пословицами или словами мудрецов:
Гигиена сердца предполагает добрые дела…
Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку…
Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.
Гнев человеку сушит кости и рушит сердце. (Русская пословица)
На основании слов мудрецов скажите, что еще кроме физкультуры и спорта укрепляет сердце? (Доброта, добрые дела, добрые слова, положительные эмоции укрепляют сердце, здоровье человека.) Повернитесь друг к другу и скажите по доброму слову.
Подведение итогов: Что интересного для себя узнали? Какие знания были полезными для вас? Как вы себя чувствовали на уроке?
Какая запись в нашем листе «Азбуки здоровья» подходит к сегодняшнему уроку? (Занятие физкультурой, спортом, физическим трудом)
Скажите, что новое можно записать в наш лист «Азбуки здоровья»? Открывается новый лепесток: делать добро, поддерживать положительные эмоции.
Домашнее задание: прочитать текст на стр. … учебника, подготовить сообщение о значении сердца и крови в нашем организме. Для желающих: посчитать пульс после сна, после зарядки, во время приготовления домашних заданий, после подвижных игр или физического труда. Можно предложить для желающих в качестве идеального задания нарисовать здоровое и больное сердце.
В классе после урока можно повесить на карточке «Полезные советы»:
1.Почаще бывай на свежем воздухе, чтобы кровь получала больше кислорода.
2. Ешь мясо, рыбу, фрукты и овощи. В этих продуктах много железа, а железо необходимо крови. Оно помогает доставлять больше кислорода органам и тканям.
3. Ежедневно делай разнообразные физические упражнения. Это улучшает кровообращение.
4. Тщательно промывай и протирай спиртом, зеленкой царапины или порезы. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку!
Тема: Дыхание
Цели:формировать представления об органах дыхания, их роли в жизнедеятельности организма, расширить знания учащихся о значении чистого воздуха для дыхания человека, учить младших школьников принимать правильное решение при предложении подростков и взрослых покурить; содействовать осознанию учащимися вреда табакокурения, воспитанию стремления вести ЗОЖ без вредных привычек; развивать умение делать выводы и обобщения, внимание.
Оборудование:таблица «Органы дыхания», плакаты о вреде курения, карточки с заданиями.
Ход урока
Для проверки знаний предлагается тест:
1. Закончи предложения.
Органы кровообращения – это сердце и …
Кровь движется по …
2. Назови букву с полным правильным ответом.
Кровь разносит всем органам:
А) кислород;
Б) кислород и питательные вещества;
В) углекислый газ.
3. Соедини стрелкой написанное в столбцах.
Сохранить сердце здоровым, укрепить его помогает | физкультура, спорт, подвижные игры |
курение, алкоголь | |
Разрушает сердце, делает его больным | добрые дела, доброта, хорошее настроение |
гнев, плохое настроение | |
физический труд |
4. Продолжи перечисленное.
Поддерживать здоровый образ жизни, значит:
– бережно относиться к своим органам чувств;
– заботиться о..
– заниматься …
– соблюдать …
– чередовать…
– делать …
5. Закончи предложение.
Если не заботиться об укреплении сердца, то …
Изучение нового материала. Чтобы ученики сами назвали тему урока, им предлагается следующее задание:
Что объединяет следующие слова: нос, легкие, кислород, углекислый газ. Сколько времени человек может обойтись без пищи? Без воды? Без дыхания? О чем говорят эти факты? После ответов учащихся учитель уточняет тему урока, знакомит с задачами урока: познакомится с органами дыхания, выяснить, для чего нам нужен нос, легкие; почему так вредно для детей курение; научиться принимать правильное решение, если вам предлагают покурить.
Вначале проводится опыт, описанный в учебнике на стр. … .
Дальше организуется знакомство школьников с органами дыхания с помощью таблицы и рисунка в учебнике и путем движения воздуха в организме человека. Учитель показывает на таблице органы, ученики с помощью рисунка называют их.
Сначала можно выяснить, для чего человеку нос? Дети вспоминают, что нос – орган осязания. Чтобы ответить еще для чего, читаем третий абзац текста «Без дыхания жизнь невозможна». Вопросы после чтения абзаца: О чем идет речь в этом абзаце? От чего очищает нос воздух? Что помогает носу это сделать? Почему нужно дышать носом, а не ртом? Почему воздух в носу согревается? Что было бы, если бы не было носа?
После анализа текста составляется схема на доске или открывается эта часть на плакате:
Нос – воздух
– очищается от … ;
– согревается
Для чего мы делаем вдох? Выдох? Что же происходит в легких при вдохе? Что мы уже знаем об этом с прошлого урока? Что берет кровь в легких? Куда она несет кислород? Что отдает кровь в легких?
Схема дополняется:
Легкие – кровь
– берет кислород;
– отдает углекислый газ
После работы со схемой ученики ищут в тексте ответ на вопрос, возникший в результате опыта: Почему учащается дыхание при физических упражнениях?
Дальше урок целесообразно вести с использованием игрового сюжета. Учитель говорит, что сегодня на уроке у нас в гостях Здоровячок, который приглашает нас в гости в свою страну «Радостных людей». Почему эта страна так называется, я думаю, мы узнаем с помощью Здоровячка.
Здоровячок утверждает, что для того, чтобы сохранить здоровье, очень важно дышать чистым воздухом. Согласны вы? Он говорит, что в их стране чистый воздух и на улицах городов, и в домах. Как вы думаете, почему?
Давайте узнаем, что сообщает Здоровячок о своей стране и сверим его сообщение с нашими предположениями. Учитель зачитывает по одному предложению, а ученики комментируют его. Например:
У нас много лесов, особенно сосновых. Связано это с чистотой воздуха?
Мы особенно любим гулять в морозные дни. Как это связано с чистотой воздуха?
Дома у нас светлые, солнечные. Как вы думаете, обеспечивает ли это чистоту воздуха?
Свои квартиры мы постоянно проветриваем, часто делаем влажную уборку. В квартирах обязательно комнатные растения. Как вы думаете, для чего жители страны «Радостных людей» это делают? Сверьте свои ответы с текстом учебника на стр. … (3-й и 4 –й абзацы). При необходимости учитель дополняет ответы учащихся необходимыми аргументами.
Жители страны «Радостных людей» нам еще прислали послания – пословицы, но они рассыпались на отдельные части. Но мы их обязательно соберем и прочтем. На доске (или на карточках) записаны пословицы, нужно соединить ее начало со второй частью (работа в микрогруппах):
Курильщик – | а весь дом болеет. |
Один курит, | сам себе могильщик. |
Кто табачное зелье любит, | уму не товарищ. |
Табак | тот сам себя губит. |
О чем хотят предупредить нас эти пословицы?
Учитель сообщает, что Здоровячок делится с детьми советами, как поступить, если им предложил кто-то из взрослых или подростков покурить. На доске вывешивается плакат:
5 способов отказа
Учащиеся анализируют его содержание, высказывают мнение, какой бы способ отказа они выбрали. А дальше Здоровячок подсказывает нам причины, по которым следует отказаться от курения. Давайте узнаем, что это за причины.
Работа продолжается в микрогруппах. На каждую микрогруппу (из 4 человек) раздается россыпь слов, записанных на отдельных листах бумаги. Ученики составляют предложение из отдельных слов, а затем по очереди каждая микрогруппа зачитывает это предложение всем. Примерное содержание предложений:
Я ребенок, а курение очень вредно для здоровья растущего организма.
Не курю – я здоровье берегу.
Хочу дышать свежим и чистым воздухом.
Сигареты сокращают жизнь.
Курение мешает учебе, ухудшает память, внимание.
Табачный дым содержит сильный яд и более 200 вредных веществ.
Теперь можно и ответить на вопрос, почему так называется страна Здоровячка – страна «Радостных людей».
Подведение итогов: Что вы сегодня узнали на уроке? Чему вы учились? Что нужно делать для того, чтобы дышать в помещении чистым воздухом? Что нужно сделать, если вам предложат закурить? Как вы думаете, что легче сделать: не начинать курить или бросить курить? Заметили ли вы, чем отличается человек некурящий и курящий?
Что нужно записать на листок «Азбуки здоровья»? На лепестках ромашки дети читают: выполнять правила гигиены дыхания; отказ от вредных привычек: курения, …
Домашнее задание:прочитать тексты на стр. … учебника; подготовить сообщение о роли носа и легких в дыхании человека, о гигиене дыхания. Для желающих: нарисовать некурящего человека и курильщика.