Правовой режим территорий ъ неблагоприятной экологичеъкой обътановкой
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.
Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:
1. заблаговременность мероприятий;
2. планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;
3. гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Для осуществления государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.
49. Международное экологическое право: понятие, основные принципы
Международное экологическое право– это сформировавшаяся в качестве самостоятельной отрасли права совокупность общепризнанных принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны природных объектов, имеющих общепланетарное значение для создания здоровой и плодотворной жизни в гармонии с природой в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений.
Два аспекта международного экологического права:
– оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества различных государств;
– оно является продолжением (внутреннего) национального экологического права в РФ.
Несмотря на разнообразие международных органов, деятельность которых связана с решением экологических проблем, все они руководствуются едиными принципами.
Законодательство и наука многих стран среди основных принципов международного экологического права выделяют принцип кооперации, «загрязнитель платит», предусмотрительности, компенсации, предупреждения опасности (предотвращения угрозы).
Принцип предупреждения опасности (предотвращения угрозы)заимствован экологическим правом из классического полицейского права и означает предупреждение возможного наступления вреда охраняемым законом благам, таким как жизнь, здоровье, окружающая среда. Чем выше значение (ценность) затрагиваемых благ, чем больше вероятность наступления угрозы, тем шире должны осуществляться превентивные меры по ее предотвращению и минимизации последствий.
Принцип предусмотрительностиреализуется прежде всего в защите людей от снижения качества окружающей среды, от вредных факторов среды обитания и тесно связан с управлением рисками и их минимизацией.
Принцип компенсацииспособствует охране окружающей среды путем соединения потребительских интересов граждан.
Большое внимание придается принципам причинности, кооперации, принципам наивысшей степени защиты, интеграции, субсидиарности, профилактикии т. д.
Особое внимание уделяется принципу ответственности государства за использование им природных ресурсов и окружающей среды перед мировым сообществом. Данный принцип введен в международное экологическое право Декларацией по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Этот принцип дополняется рядом иных принципов, таких как: равенство прав различных поколений (нынешнего и будущих); равенство внутри поколений (развитые страны – развивающиеся страны); обязательность учета экологических интересов общества и участия общественности в принятии экологически значимых решений; интегрированность охраны окружающей среды и экономического развития; устойчивость использования природных ресурсов и т. п. В документах международного права и актах экологического законодательства ряда зарубежных стран закреплен принцип принятия мер предосторожности в целях защиты окружающей среды.
Формулирование и политика реализации принципов экологического права в условиях третьего тысячелетия опираются на комплексный подход.
50.Правовая охрана в зарубежныъ ътранах
Вопросы правовой охраны окружающей среды являются актуальными для большинства государств — членов СНГ. Основным препятствием на пути решения экологических проблем у этих стран, находящихся примерно в той же экономической ситуации, что и Российская Федерации, является отсутствие достаточных средств для реализации серьезных природоохранных программ.
Кроме того, следует упомянуть и о проблемах, унаследованных от бывшего Союза ССР, к числу которых в первую очередь следует отнести последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС, затронувшие территорию Украины и Республики Беларусь, а также экологическую катастрофу на Аральском море, ликвидация последствий которой ложится на плечи Республики Казахстан.
Близость стран Восточной и Центральной Европы к цивилизованному Западу предопределила более оперативное по сравнению с теми же странами СНГ формирование экологического законодательства. Например, в Болгарии, Венгрии и Польше базовые законодательные акты об охране окружающей среды были приняты еще в 1980е годы. Действуют и так называемые отраслевые законодательные акты, регламентирующие вопросы охраны и использования отдельных природных ресурсов.
Вхождение названных и других стран в Совет Европы, а также в Североатлантический альянс (НАТО) предопределило необходимость их адаптации к экологическим требованиям Западной Европы и ужесточения соответствующего законодательства.
Среди экономически развитых стран с точки зрения постановки и разрешения экологических проблем можно назвать Германию, для которой, учитывая ее высокий промышленный потенциал и сравнительно небольшую территорию, актуальной является проблема утилизации промышленных и бытовых отходов.
В федеральных законах Германии «Об управленческих расходах» (1970 г.) и «Об удалении отходов» (1972 г.) закреплен механизм экономического стимулирования (снижения налогов) граждан при размещении ими сортированного мусора в специальные контейнеры. Кроме того, постоянно ведется работа по увеличению в процентном отношении объема отходов, используемых как вторичное сырье.
В Японии при высокой плотности населения и достаточно небольшой территории также остро стоит проблема образования бытовых и промышленных отходов, которая решается в том числе путем отсыпки искусственных островов, что, с одной стороны, решает проблему свалок, а с другой — увеличивает территорию, которую можно использовать. Так, за 10 лет в Токийском заливе был отсыпан остров Юмэносима площадью почти 451 тыс. кв. м, и ведется работа по отсыпке двух еще больших по площади островов.